Александра Смирнова
Использование игровых образовательных ситуаций в процессе развития социально-коммуникативных навыков у детей до 3-х лет
▼ Скачать + Заказать документы
ИОС как вид игровой деятельности способствуют получению, накоплению, осмыслению и закреплению нового эмоционального и социального опыта.
Педагогические возможности игровых образовательных ситуаций в процессе развития социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста заключаются в следующем:
Публикация «Использование игровых образовательных ситуаций в процессе развития социально-коммуникативных навыков у детей до 3-х лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
игровые образовательные ситуации являются разновидностью игры, которая является основной деятельностью детей, нравятся дошкольникам, вызывают у них сильный эмоциональный отклик;
игровые образовательные ситуации способствуют формированию и развитию личностных новообразований, а также различных качеств детской личности – самостоятельности, активности, эмпатии, способности к творческому самовыражению, направленности на другого человека;
в процессе использования игровых образовательных ситуаций у детей развиваются коммуникативные навыки – речь обогащается новыми терминами, литературными оборотами, активизируется словарь ребенка, развивается диалогическая речь, умение слушать и слышать другого;
игровые образовательные ситуации воздействуют и развивают эмоциональную сферу детей. Младшие дошкольники знакомятся с различными эмоциями при помощи пиктограмм, закрепляют их понимание в играх-имитациях, этюдах, тем самым учатся распознавать эмоциональное состояние близких людей, которые их окружают, а также сверстников, что влияет на характер проявлений и действий по отношению к другим, на социальное поведение;
игровые образовательные ситуации побуждают ребенка к социальной активности, учатся общаться со сверстниками, знакомятся и закрепляют общепринятые правила вежливого обращения.
Тематика игровых образовательных ситуаций может быть самой разнообразной. Педагоги могут использовать для сценария игровых образовательных ситуаций лексические темы, сюжеты литературных произведений или обсуждать любые интересующие проблемы, вопросы, которые возникают у детей.
С помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра можно разыгрывать ситуации, отражающие те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как я помогаю», «Не забывай волшебные слова», «Как дети делились игрушками», «Как Ваня и Миша помирились». Воспитатель может продемонстрировать детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Активно участвуя в беседе, предлагая свои варианты решения образовательной ситуации, дети получают образец социально одобряемого поведения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну игрушки).
Для развития социально-коммуникативных навыков обязательным условием является ознакомление детей с эмоциями. В младшем дошкольном возрасте ребенок способен к различению и сравнению в основном ярко выраженных контрастных эмоциональных состояний (смех – слезы, поэтому воспитатель при помощи пиктограмм, картинок, иллюстраций в книгах знакомит детей с другими эмоциями, учит их различать и называть. Т. И. Бабаева описывает следующие образовательные ситуации для ознакомления детей с эмоциями : «Узнай настроение», «Не надо грустить!», «Вежливые слова», «Успокой друга». Используя куклы – перчатки, воспитатель инсценирует небольшой сюжет, предлагает детям решить проблему самостоятельно. После обсуждения и поиска вариантов решения, дети называют эмоцию, которую испытывают герои сценки, изображают ее при помощи мимики, жестов. Разговор о разных эмоциональных состояниях героев воспитатель может продолжить, обсуждая факты поведения детей, их отношения друг к другу. Таким образом, используя игровую образовательную ситуацию, педагог помогает дошкольникам освоить язык эмоций, правильные формы поведения с другими людьми.
Для развития социально-коммуникативных навыков у младших дошкольников воспитатель может использовать игровые образовательные ситуации типа «Поможем нашим игрушкам», которые требуют от детей активного сочувствия, помощи, заботы: помочь заболевшей кукле, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц и др. Дети подключаются к решению проблемы, обсуждают и практически осуществляют необходимые действия.
Познакомиться и усвоить уже полученные формы этикета детям помогут игровые образовательные ситуации, направленные на освоение культурных форм поведения и общения. Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например, «Научим наших кукол здороваться и прощаться», «Покажем Мишутке, как принимать гостей», «Как поздравить маму с днем рождения».
Т. И. Бабаева разработала игры – имитации, которые можно использовать, начиная уже с младшей группы. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый - злой, веселый - грустный, агрессивный – спокойный) и их образы. Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь; ласковая, грациозная кошка и сердитая собака; большая добрая курица и маленькие, подвижные, веселые цыплята.
Наибольшее значение для развития социально – коммуникативных навыков имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. Например, ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых: «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь); «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть); «Мы встречаем друга после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки малышам (мамам, папам)».
Для успешного развития социально-коммуникативных навыков у младших дошкольников необходимо соблюдать несколько важных условий: систематическое использование игровых образовательных ситуаций их в работе, мониторинг социально-коммуникативного развития детей, активное участие родителей в педагогическом процессе.
Таким образом, продуманное и системное использование игровых образовательных ситуаций способствует тому, что дети с большим интересом и желанием включаются в образовательную деятельность, которая становится для них интересной, учатся понимать эмоциональное состояние других людей и общаться со сверстниками.
Использованная литература : Младший дошкольник в детском саду. Как работать но программе «Детство» : Учебно-методическое пособие / Т. И. Бабаева и др. / Сост. и ред. Т. И. Бабаева. М. В. Крулехт. 3. А. Михайлова. - СПб. : ДЕТСТBO - 288 с.