Данилова Маргарита
Использование игровых методов и приемов на занятиях младшего коллектива детской хоровой студии
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЙ МЛАДШЕГО КОЛЛЕКТИВА ДЕТСКОЙ ХОРОВОЙ СТУДИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ
[/b]
Сущность понятия «игра» в педагогике и психологии
[/b]
Слова «игра», «играть» в словарях Ушакова, Даля, Ожегова чрезвычайно многозначны. Слово «играть» употребляется в значении развлечения, исполнения какого-либо музыкального произведения и роли в драматической пьесе, в переносном значении – притворство – «играть комедию». Трудно установить какие виды деятельности и их признаки входили в первоначальное значение этих слов, и как, по каким линиям оно насыщалось все новыми и новыми значениями.
Публикация «Использование игровых методов и приемов на занятиях младшего коллектива детской хоровой студии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К. Д. Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкою». К. Д. Ушинский интересно описывает игры своего времени, причем показывает, что у детей разных социальных групп были разные игры
Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Подходы учёных - музыкантов к использованию игровых методов и приемов на занятиях младшего хорового коллектива
Сегодня существует множество методик, включающих в себя определенные игровые моменты, которые достаточно широко применяются хормейстерами. Среди них «относительная система сольмизации» таких авторов, как З. Кодай, К. Орф, Х. Кальюсте, Д. Огороднов, И. Микита; «художественное тактирование» и «ручные знаки» Д. Огороднова, Г Струве, З. Кодай, голосовые игры В. Емельянова, ритмические движения под музыку У. Хазельбаха.
Говоря о значении игр в обучении учащихся-музыкантов, Л. А. Москаленко отмечает, что «…дидактическая значимость игры значительно шире ее конкретно-дидактических целей». Связано это с тем, что в процессе игры развиваются самостоятельность музыкального мышления - «способность к оценочным суждениям, критическим сопоставлениям, обобщениям, выводам, умению обосновать собственное мнение»
Говоря о значении игр в обучении учащихся-музыкантов, Л. А. Москаленко отмечает, что «…дидактическая значимость игры значительно шире ее конкретно-дидактических целей». Связано это с тем, что в процессе игры развиваются самостоятельность музыкального мышления - «способность к оценочным суждениям, критическим сопоставлениям, обобщениям, выводам, умению обосновать собственное мнение».
По мнению О. Н. Хмельницкой, применение имитационной игры на хоровых занятиях позволяет воспитывать не только творческую самостоятельность мышления учащихся, но приобретать и совершенствовать их вокально-хоровые умения и навыки. Например, универсальную по своим возможностям игру «Учитель и ученик» можно рекомендовать использовать в разных видах. Действительно, еще Я. А. Каменский писал о большой пользе для ученика учить кого-либо. Не случайно многие педагоги интуитивно используют ее, когда просят одного ученика сделать замечания другому. В ситуации, когда учащийся становится «педагогом», резко обостряются его ощущения, восприятие, он начинает мыслить, обращать внимание на детали, ускользающие от его снимания, когда он является только учеником.
Как считают О. М. Плотников, Л. А. Андреева, имитационные игры и игры-фантазии иногда можно провести как соревновательные игры или конкурсы. Это содействует возникновению атмосферы азарта, волнения на уроке. Однако педагог должен помнить, что конкуренция, лежащая в основе конкурса, не всегда помогает творческому раскрепощению учащихся. Некоторые дети избегают участвовать в соревнованиях, которые, в силу личностных психических особенностей, сковывают их творческую мысль.