Маргарита Витальевна Ермолаева
Использование игровой технологии в преподавании МДК и учебных дисциплин профессионального цикла
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровой технологии
в преподавании МДК и учебных дисциплин
Ермолаева М. В., преподаватель
дисциплин профессионального цикла
ОГБПОУ «Ульяновский социально -
педагогический колледж»
Публикация «Использование игровой технологии в преподавании МДК и учебных дисциплин профессионального цикла» размещена в разделах
Аннотация: Игровая технология обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования нового поколения в пункте 5.2. отмечено, что воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности : организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие; организация различных видов деятельности и общения детей; взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации.
На учебных занятиях по МДК 01.03. «Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков» для формирования и оценки качества образовательных результатов студентов успешно применяются игровые технологии, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать не только профессиональные знания, практические умения и навыки, опыт профессиональной деятельности, но и ОК и ПК студентов
Игровая технология обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
А) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
Б) познавательные, воспитательные, развивающие;
В) репродуктивные, продуктивные, творческие;
Г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и т. д.
Что даёт применение игровых технологий на учебных занятиях?
•повышается интерес студентов к учебным занятиям и к тем проблемам, которые оказываются включёнными в содержание учебного занятия;
•повышается результативность обучения, так как происходит соотношение теоретических знаний студентов с их личным опытом;
•формируются навыки практической деятельности посредством приближения учебного процесса к реальной профессиональной деятельности;
• создаются условия для формирования личной позиции студента;
• развиваются коммуникативные навыки студентов и др.
Применение игровых технологий (в отличие от отдельных методов обучения) позволяет создавать и условия для реализации целостности педагогического процесса.
Среди различных активных методов обучения в игровой технологии, хочется выделить деловую игру.
Понятие «Деловая игра» в психолого - педагогической литературе трактуется как:
• активная форма взаимодействия людей (В. А. Сластенин);
• активная самостоятельная познавательная деятельность студентов (Ж. С. Хайдаров);
• специально организованное управление, интегрирующее профессиональную деятельность преподавателя (В. А. Трайнев, Л. Н. Матросова);
• модель взаимодействия людей в процессе достижения определенных целей (А. Г. Ивановский, С. В. Емельянов);
• модель процесса принятия решения (И. М. Сыроежкин).
Деловая игра позволяет обеспечить активную форму взаимодействия, в которой в имитационной форме, приближенной к реальным условиям деятельности, можно воссоздать модель будущей профессиональной деятельности : игра предоставляет участнику возможность побывать в роли воспитателя, инструктора по физическому воспитанию, методиста, заведующей детским садом и т. д.
Виды деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо - и социодрама.
Функции игры (В. В. Петрусинский) :
1. обучающая – закрепление знаний, формирование умений и навыков, в том числе общеучебных, развитие памяти, внимания, мышления;
2. развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятии;
3. коммуникативная – объединение коллектива студентов (участников игры, установление эмоциональных контактов;
4. релаксационная – снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении;
5. психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности.
Технология деловой игры включает три этапа:
1. Подготовительный (организационный)
На подготовительном этапе студенты актуализируют (при необходимости пополняют) свои знания по педагогике, психологии, методикам. После этого начинается ознакомление с обязанностями участников игры и правилами; распределяются роли, уясняется ход игры, время, исходная ситуация.
2. Основной (игровой)
Основной этап характеризуется выполнением всеми участниками своих ролей согласно исходным условиям и примерному плану игры.
3. Заключительный (результативный, итоговый).
На третьем, заключительном этапе деловой игры под руководством преподавателя осуществляется ее подробный анализ-разбор, подводятся итоги, выводы и обобщения, даются рекомендации.
Следует отметить, что деловые игры имеют ряд преимуществ:
1. В деловой игре достигается более высокий уровень общения, т. к. деловая игра предполагает реализацию конкретной деятельности (в нашем случае беседа с коллегами при анализе занятия).
2. Деловая игра представляет собой коллективную деятельность, предполагающую активное участие всей группы и каждого участника группы.
3. Выполнение разнообразных заданий приводит к конкретному результату, у студентов возникает чувство удовлетворения от совместных действий.
4. В деловой игре формируются и вырабатываются навыки установления контакта, правильного восприятия и оценки партнера как личности.
5. Деловая игра – это формирование методологической компетенции выпускника, т. е. его готовности использовать различные методы деятельности.
6. Деловая игра – это средство становления начинающего педагога, формирования устойчивого интереса к будущей профессии.
Система оценивания в деловой игре выполняет функцию контроля и самоконтроля. Выбирая систему оценивания, необходимо ответить на следующие вопросы:
• что оценивать (знания, умения, практический опыт, общие и профессиональные компетенции?
• кто и как это будет делать?
• в каких единицах оценивать?
Функции оценивания могут выполнять преподаватель (он представляет оценку деятельности групп и игроков как по формализированным критериям, так и в свободной форме, а также сами игроки (ассистенты, эксперты). (см. Приложение 1)
Таким образом, опыт работы доказывает, что деловая игра как один из методов активного обучения игровой технологии помогает систематизировать и актуализировать профессиональные знания будущих воспитателей, придав им жизненность, действенную направленность, способствует формированию опыта профессиональной деятельности, общих и профессиональный компетенций.
Именно поэтому сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, способных сделать общее образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества профессионального образования.
Литература
1. Вавилова, Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Е. Н. Вавилова. - М. : Просвещение, 1983. - 144 с.
2. Полтавцева, Н. В., Гордова Н. А. Физическая культура в дошкольном детстве. [Текст] / Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова. – М. : Просвещение, 2005.
3. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. [Текст]/ Э. Я. Степаненкова. – М. : Издательский центр «Академия», 2008.-368с.
4. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста/ Под ред. С. О. Филипповой. [Текст]/ С. О. Филиппова. – М. : Изд. центр «Академия», 2013. -304с.
Нормативные документы:
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. : Центр педагогического образования, 2014. - 32с.
6. Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС / Т. И. Бабаева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. – 321 с.