МААМ-картинки

Использование игровой технологии в преподавании МДК и учебных дисциплин профессионального цикла

Маргарита Витальевна Ермолаева
Использование игровой технологии в преподавании МДК и учебных дисциплин профессионального цикла
▼ Скачать + Заказать документы

Использование игровой технологии

в преподавании МДК и учебных дисциплин

профессионального цикла

Ермолаева М. В., преподаватель

дисциплин профессионального цикла

ОГБПОУ «Ульяновский социально -

педагогический колледж»

Публикация «Использование игровой технологии в преподавании МДК и учебных дисциплин профессионального цикла» размещена в разделах

Аннотация: Игровая технология обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования нового поколения в пункте 5.2. отмечено, что воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности : организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие; организация различных видов деятельности и общения детей; взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации.

На учебных занятиях по МДК 01.03. «Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков» для формирования и оценки качества образовательных результатов студентов успешно применяются игровые технологии, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать не только профессиональные знания, практические умения и навыки, опыт профессиональной деятельности, но и ОК и ПК студентов

Игровая технология обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

А) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

Б) познавательные, воспитательные, развивающие;

В) репродуктивные, продуктивные, творческие;

Г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и т. д.

Что даёт применение игровых технологий на учебных занятиях?

•повышается интерес студентов к учебным занятиям и к тем проблемам, которые оказываются включёнными в содержание учебного занятия;

•повышается результативность обучения, так как происходит соотношение теоретических знаний студентов с их личным опытом;

•формируются навыки практической деятельности посредством приближения учебного процесса к реальной профессиональной деятельности;

• создаются условия для формирования личной позиции студента;

• развиваются коммуникативные навыки студентов и др.

Применение игровых технологий (в отличие от отдельных методов обучения) позволяет создавать и условия для реализации целостности педагогического процесса.

Среди различных активных методов обучения в игровой технологии, хочется выделить деловую игру.

Понятие «Деловая игра» в психолого - педагогической литературе трактуется как:

• активная форма взаимодействия людей (В. А. Сластенин);

• активная самостоятельная познавательная деятельность студентов (Ж. С. Хайдаров);

• специально организованное управление, интегрирующее профессиональную деятельность преподавателя (В. А. Трайнев, Л. Н. Матросова);

• модель взаимодействия людей в процессе достижения определенных целей (А. Г. Ивановский, С. В. Емельянов);

• модель процесса принятия решения (И. М. Сыроежкин).

Деловая игра позволяет обеспечить активную форму взаимодействия, в которой в имитационной форме, приближенной к реальным условиям деятельности, можно воссоздать модель будущей профессиональной деятельности : игра предоставляет участнику возможность побывать в роли воспитателя, инструктора по физическому воспитанию, методиста, заведующей детским садом и т. д.

Виды деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо - и социодрама.

Функции игры (В. В. Петрусинский) :

1. обучающая – закрепление знаний, формирование умений и навыков, в том числе общеучебных, развитие памяти, внимания, мышления;

2. развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятии;

3. коммуникативная – объединение коллектива студентов (участников игры, установление эмоциональных контактов;

4. релаксационная – снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении;

5. психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности.

Технология деловой игры включает три этапа:

1. Подготовительный (организационный)

На подготовительном этапе студенты актуализируют (при необходимости пополняют) свои знания по педагогике, психологии, методикам. После этого начинается ознакомление с обязанностями участников игры и правилами; распределяются роли, уясняется ход игры, время, исходная ситуация.

2. Основной (игровой)

Основной этап характеризуется выполнением всеми участниками своих ролей согласно исходным условиям и примерному плану игры.

3. Заключительный (результативный, итоговый).

На третьем, заключительном этапе деловой игры под руководством преподавателя осуществляется ее подробный анализ-разбор, подводятся итоги, выводы и обобщения, даются рекомендации.

Следует отметить, что деловые игры имеют ряд преимуществ:

1. В деловой игре достигается более высокий уровень общения, т. к. деловая игра предполагает реализацию конкретной деятельности (в нашем случае беседа с коллегами при анализе занятия).

2. Деловая игра представляет собой коллективную деятельность, предполагающую активное участие всей группы и каждого участника группы.

3. Выполнение разнообразных заданий приводит к конкретному результату, у студентов возникает чувство удовлетворения от совместных действий.

4. В деловой игре формируются и вырабатываются навыки установления контакта, правильного восприятия и оценки партнера как личности.

5. Деловая игра – это формирование методологической компетенции выпускника, т. е. его готовности использовать различные методы деятельности.

6. Деловая игра – это средство становления начинающего педагога, формирования устойчивого интереса к будущей профессии.

Система оценивания в деловой игре выполняет функцию контроля и самоконтроля. Выбирая систему оценивания, необходимо ответить на следующие вопросы:

• что оценивать (знания, умения, практический опыт, общие и профессиональные компетенции?

• кто и как это будет делать?

• в каких единицах оценивать?

Функции оценивания могут выполнять преподаватель (он представляет оценку деятельности групп и игроков как по формализированным критериям, так и в свободной форме, а также сами игроки (ассистенты, эксперты). (см. Приложение 1)

Таким образом, опыт работы доказывает, что деловая игра как один из методов активного обучения игровой технологии помогает систематизировать и актуализировать профессиональные знания будущих воспитателей, придав им жизненность, действенную направленность, способствует формированию опыта профессиональной деятельности, общих и профессиональный компетенций.

Именно поэтому сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, способных сделать общее образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества профессионального образования.

Литература

1. Вавилова, Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Е. Н. Вавилова. - М. : Просвещение, 1983. - 144 с.

2. Полтавцева, Н. В., Гордова Н. А. Физическая культура в дошкольном детстве. [Текст] / Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова. – М. : Просвещение, 2005.

3. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. [Текст]/ Э. Я. Степаненкова. – М. : Издательский центр «Академия», 2008.-368с.

4. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста/ Под ред. С. О. Филипповой. [Текст]/ С. О. Филиппова. – М. : Изд. центр «Академия», 2013. -304с.

Нормативные документы:

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. : Центр педагогического образования, 2014. - 32с.

6. Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС / Т. И. Бабаева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. – 321 с.

Публикации по теме:

Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе» Индивидуальная Программа непрерывного профессионального развития педагога бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска.

Использование игровой технологии в образовательном процессе «Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра. А. С. Макаренко Игра - ведущий наиболее доступный.

Конспект с использованием игровой технологии В. В. Воскобовича «Волшебные картинки» Используемая современная образовательная технология: развивающее обучение. Цель:познакомить детей с развивающими пособиями В. В. Воскобовича.

Консультация для воспитателей «Использование технологии макетирование в игровой деятельности дошкольников»Консультация для воспитателей «Использование технологии макетирование в игровой деятельности дошкольников» Всем известно, что игра для дошкольников значима, интересна и важна. Игра приносит радость, способствует развитию творчества, помогает познавать.

Использование Лего-технологии в игровой деятельности дошкольниковИспользование Лего-технологии в игровой деятельности дошкольников Использование ЛЕГО-технологии является актуальным в свете новых федеральных государственных требований к программе дошкольного образования.

Мастер — класс «Использование социо-игровой технологии в образовательной деятельности ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Малыш» Мастер – класс «Использование.

Мастер-класс практический «Использование игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей» Мастер – класс практический на тему «Использование игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей» Проводится игра.

НОД по социо-игровой технологии «Незнайка в гостях у детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 26 "Теремок" г. Назарово Красноярского края Выполнила: воспитатель.

Роль игровой деятельности в формировании предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников Роль игровой деятельности в формирование предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников Теоретический анализ исследований.

Система контроля при преподавании на уроках химии Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учат сами. Али Алшерони. Система контроля. Обучение в средней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровой технологии в преподавании МДК и учебных дисциплин профессионального цикла
Опубликовано: 16 октября 2019 в 20:39
+46Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровой технологии в преподавании МДК и учебных дисциплин профессионального цикла» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Витальевна Ермолаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД