Хлопина Светлана
Использование игровой технологии при формировании лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ТНР
▼ Скачать +Заказ
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры, так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Публикация «Использование игровой технологии при формировании лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Игровая технология способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.
В процессе работы над формированием структуры предложения необходимо учитывать этапы формирования умственных действий : во внешнем, в речевом, во внутреннем плане.
При построении детьми предложения большое значение имеет опора на внешние схемы. Графические схемы с помощью значков и стрелок помогают символизировать предметы и отношения между ними. В дальнейшем схема переносится во внутренний, умственный план.
Первоначально детям объясняется метод составления предложения по наглядным схемам (фишкам) на материале 1-2 предложений. С помощью вопросов определяется субъект (кто, предикат (что делает). Слово, которое обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? будем обозначать кружком, а слово, которое обозначает действие и отвечает на вопрос что делает, будем обозначать стрелочкой. Дети выкладывают схему под картинкой, составляют предложение (кошка спит, мальчик рисует, девочка умывается).
На основе обобщённого представления о предложении в дальнейшем даются задания придумать аналогичные предложения. Например, предлагается составить предложение из 2-х слов, в котором кто-то выполняет какое-либо действие. Используются такие виды заданий, как ответы на вопросы, самостоятельное составление предложений.
В процессе работы по формированию структуры предложения большое значение имеет использование картинок. Детей учат выделять субъект действия (по вопросу кто? что, объект действия и отношения между ними. Важно научить детей строить предикативные высказывания, т. е. прежде всего определять отношения между предметами. Полезно задание составить предложение с помощью слов, обозначающих предметы (девочка, платье, утюг).
Работа над структурой предложения проводится в следующем порядке:
1. Двусоставное предложение (подлежащее + сказуемое) (Дерево растёт.)
2. Другие двусоставные предложения (Это дом. Дом большой.)
3. Распространё нное предложение из 3-4 слов:
- подлежащее-сказуемое-прямое дополнение
(Девочка моет куклу.)
- П-С-ПД-КД (косвенное дополнение)
(Бабушка даёт ленту внучке.)
- П-С-О (обстоятельство места, времени, образа действия)
(Солнце светит ярко.) и т. д.
Чрезвычайно полезной является работа по распространению предложения с помощью слов, обозначающих признаки предмета (Бабушка даёт внучке красную ленту.).
Формирование структуры предложения осуществляется в тесной связи с развитием словоизменения и словообразования. В процессе этой работы обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, сущ. и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т. д.
Игры:
1. «Я знаю…». Взрослый говорит: «Я знаю пять названий …. (называется любая лексическая тема : домашние и дикие животные и птицы, их детеныши, игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, насекомые, транспорт, профессии и т. д.)», ребенок называет по-одному слову, взрослый считает. Затем игроки меняются местами.
2. «Большой – маленький». Взрослый и ребенок по-очереди называют друг другу слова из любой лексической темы, при этом первый игрок предлагает название большого предмета, а второй игрок название маленького. (напр., огурец – огурчик, сова – совушка, чашка – чашечка и т. д.)
3. «Отгадай, что задумано». Взрослый называет 2-3 признака задуманного предмета. А ребенок должен отгадать, о чем сказано. Затем игроки меняются местами. (Например, взрослый говорит: «Круглый, оранжевый, сочный», ребенок угадывает: «Апельсин» и др.). Если названных признаков недостаточно для отгадывания, их количество можно увеличить.
4. «Повара». Взрослый предлагает: «Поиграем в поваров, будем варить супы. Я сварю суп только из моркови, суп получится – морковный, а ты свари только из капусты. Какой получится суп? (капустный…» Можно варьировать задания, напр. : суп из двух овощей (например, свекла и лук — свекольно-луковый). компот из фруктов (одного или двух). варенье из ягод (одного вида или нескольких).
5. «Что бывает….?» Можно использовать разные варианты : - Словарный запас: «Что бывает красного цвета?» (деревянным, твердым, шершавыми др., ребенок должен подобрать варианты ответа (напр., помидор, куртка, карандаш. т. д.) - Согласование сущ. и прил. в роде и числе: «Про что я скажу – зеленая….» — «Трава, лягушка…» синее …. – небо хрустальная — ваза разноцветные – карандаши. Если ребенок затрудняется, можно использовать опору на окружающие предметы: «Посмотри вокруг и догадайся, о каком предмете я скажу – пластмассовая…» — «Лейка».
6. «Третий лишний». Взрослый предлагает ребенку определить лишнее слово из названных и объяснить почему, например: груша, яблоко, кабачок (кабачок – это овощ) стол, диван, чашка (чашка – это не мебель, а посуда)
7. «Детеныши». Взрослый называет взрослое животное (домашнее, дикое, жарких стран, севера, ребенок – детеныша. Лучше называть по-очереди.
8. «Назови ласково». Взрослый называет предмет, а ребенок называет его ласково. (напр., собака – собачка, чашка – чашечка, нос – носик и т. д.) Лучше называть по-очереди.
9. Игра «Чей, чья, чье». У льва… морда – хвост – зубы – У тигра … уши – глаза – шерсть – У слона… ноги – хобот – глаза – У зебры… шкура – копыта – морда – (например, у волка – хвост волчий, пасть волчья, сердце – волчье, глаза волчьи). Аналогично: «Угадай, чьи это вещи?» (Это халат мамин.)
10. «Листочки». Взрослый предлагает ребенку назвать, какой листочек теряет дерево осенью: «Осенью у каждого дерева опадают листья, у березы – березовые, а у липы –, а у осины –, а у клена –, а у дуба –, а у каштана –, а у тополя –, а у рябины –, а у яблони –, а у ивы –, и др.»
11. «Положи на место». Взрослый предлагает ребенку назвать посуду, где лежит: Масло – Хлеб – Соль – Сахар – Сухари – Конфеты – Салат – Соус – Селедка – Фрукты – Суп- Мыло –
12. «Назови наоборот». Добрый – злой Старый – Черный – Светлый – Большой – Длинный – Высокий – Широкий – Толстый – Острый – Веселый – Смелый – Быстрый – Чистый - Гладкий - Молодой –
13. «Назови профессию». Кто водит автобус? Кто летает на самолете? Кто летает на ракете? Кто управляет кораблем? Кто ездит на мотоцикле? Кто водит трамвай? Кто ездит на велосипеде? Кто управляет поездом?
14. Игра «Бывает – не бывает». Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение и определить его правильность. Например: Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана бабочкой. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку. Девочка отпущена бабочкой. Бабочка отпущена девочкой. Девочка отпустила бабочку.
15. «Один - много» (стол-столы, ваза-вазы)
16. «Кто самый наблюдательный» (Я вижу стол, окно)
17. «Что ты нарисуешь?» (красным карандашом, синим)
18. «Кому нужны эти вещи?» (нож, кастрюля – повару.)
19. «Гости» (Кому приготовлено какое угощенье? Морковка – зайчику.)
20. «Кто чем работает?» (парикмахер – ножницами)
21.«С чем пьют чай?» (с печеньем, с конфетами)
22. «Где что лежит?» (ложка в стакане, на стакане)
23. «Назови … предметов» : (У кого 5 предметов? : «У меня 5 помидоров»)
24. Игра в лото: «Какого цвета?» (У меня синее ведро)
25. «Какой формы предмет?» (репа – круглая, яйцо – овальное)
26. «Из чего сделано?» (дерево – деревянный, железо – железный)