Тибеева Лилия
Использование игровой деятельности в коррекции заикания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровой деятельности в коррекции заикания у детей дошкольного возраста
В наше время все более актуальным является исследование проблемы нарушений речи и речевого общения людей с заиканием. Заикание - расстройство темпа и ритма речи, проявляющееся ее прерывистостью, непреднамеренными паузами, повторами, судорожными движениями мышц, участвующих в речевом акте, дополнительными движениями в мышцах лица, шеи и конечностей.
Публикация «Использование игровой деятельности в коррекции заикания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Часто расстройство развивается в возрасте 4-5 лет, в период значительного усложнения фразовой речи, связанного с интенсивным формированием мышления, когда ребенок начинает задавать особенно много вопросов познавательного характера. Однако, возникновение заикания возможно и в более раннем возрасте - период становления речи (2-3 года). [1]
Целью исследования является - обзор и сравнение игр по устранению заикания у дошкольников. Для реализации цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие заикания;
2. Изучить научно-методологической литературы по данной теме;
3. Выявить значимость методики и принципов игровой деятельности для преодоления заикания.
Гипотеза: предполагается, что использование методики игровой деятельности в устранении заикания даст возможности для коррекции речевой функции, формирования навыков правильной речи, побуждения детей к свободному речевому общению.
На практике с детьми страдающими заиканием были использованы следующие методики :
1. Методика И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской «Устранение заикания у дошкольников в игре», где собраны и систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей различные игры и игровые приемы. Авторы предлагают методические указания, поэтапные схемы на весь период работы (курс рассчитан на 36 занятий, специальные упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения (релаксация). [2]
2. Методика Л. Н. Смирновой «Логопедия при заикании» представляет систему игровых упражнений, речевой материал, которые тесно связаны с какими-либо движениями - манипуляциями с картинками, мячом, карандашом, предметами, игрушками и т. д. [3]
3. «Методика выявления уровня речевого развития» О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной направлена на выявление уровня развития активного словаря. [4]
Любая игра это деятельность. При таком ее понимании возможно широкое применение игры в коррекционных целях.
Ведущее место в работе с заикающимися детьми 4–5 лет на протяжении всего коррекционного курса занимают игры с пением (хороводы). Они проходят на каждом занятии, оказывая благоприятное влияние на нерешительных, замкнутых детей, позволяя им привыкнуть к логопеду, к товарищам по занятиям, к коллективным требованиям. От детей в этих играх не требуется высокоактивного поведения.
На втором месте для заикающихся детей 4–5 лет применяется развитие игровой активности в процессе подвижных игр с правилами. Детям этого возраста сложно играть с мячом, поэтому для развития движений рекомендуются игры с ленточками, цветами, флажками, обручами.
Дидактические игры в системе занятий с заикающимися детьми 4–5 лет занимают третье место и используются как для воспитания игрового поведения, так и для непосредственной коррекции нарушений звукопроизношения.
Для заикающихся детей 5–6 лет ведущее место занимают игры-драматизации стихотворного текста. Дети этого возраста могут запомнить довольно большие по объему стихи, отрывки. Их игровая активность развивается по мере усвоения ролей: от второстепенных к главным, а также в процессе подготовки игрового места – атрибутов, декораций, масок и т. д. [1]
Прежде чем приступить к определению основных методов и форм использования игровых технологий в устранении заикания у детей старшего дошкольного возраста следует провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня развития речевых умений у детей, при помощи семантического метода, разработанного О. Ушаковой и Е. Струниной. Результаты диагностики показали, что уровень развития речевых умений 40% – низкий, а у 60% детей – средний.
При анализе методических аспектов коррекции заикания у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий, для эксперимента, условно было выделено два этапа работы - подготовительный и основной (непосредственно обучение, на занятиях, в повседневной жизни). На подготовительном этапе изучена методика игровой деятельности с заикающимися детьми дошкольниками, проведена беседа с их родителями о важности соблюдения правильного общения с заикающимся ребенком в домашней обстановке. На втором этапе организована работа на занятиях и в повседневной жизни. Коррекционная работа была направлена на устранение заикания у детей, развитие речевых умений, на формирование у них определённых черт характера, навыков активного поведения.
Задачей первого этапа является преодоление отчужденной позиции по отношению к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих заикающегося ребёнка от других. Для этого устраивают игры, в которых дети должны говорить друг другу что-либо положительное, давать ласковые имена, подчеркивать в другом только хорошие качества, стараться сделать что-нибудь приятное для друзей.
Следующий этап работы учит детей правильно воспринимать сверстников — их движения, действия, высказывания. Задача взрослого - привлечь внимание ребёнка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Далее заикающемуся ребёнку дается возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнёров объединяет детей и создает чувство причастности друг другу.
На последнем этапе коррекционной работы организуется совместная деятельность детей, когда им нужно согласовывать свои действия и договариваться друг с другом. Совместную деятельность первоначально лучше организовывать в парах, где двое ребят создают свое произведение самостоятельно, «по секрету» от остальных.
Чтобы убедиться в эффективности проведённой работы, по окончанию курса занятий было проведено контрольное диагностирование методами наблюдения и экспериментального с применением семантического метода диагностики речевых умений детей старшего дошкольного возраста О. Ушаковой и Е. Струниной.
Исследование выявило повышение уровня коммуникативных навыков у детей, они научились договариваться при возникающих разногласиях. Проведённая игровая программа помогла детям измениться в личностном плане, поспособствовала их интеллектуальному и речевому развитию.
Данные контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что уровень развития речевых умений у 20% – низкий, у 70% детей – средний уровень развития речевых умений и у 10% — высокий.
Использование игровой деятельности в коррекционной программе по устранению заикания позволило достичь более высокого уровня речевого развития детей, на что указывают результаты не только контрольного диагностирования, но и результаты выполнения заданий в ходе проводимой учебно-воспитательной работы.
Список использованных источников и литературы
1. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников : Книга для логопедов. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.
2. Выгодская И. Б. Пеллингер Е. А., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. - М. - 1984.
3. Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 64 с.
4. Ушакова О. С, Струнина Е. М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» : Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.