Юлия Ранисовна Алюшева
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
Выступление воспитателя:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид детской деятельности – игру, и охватывает все образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей :
Публикация «Использование игрового набора „Дары Фребеля“ в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Средняя группа
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2019
- социально-коммуникативное развитие (направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности);
- познавательное развитие (предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности);
- речевое развитие (включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи);
- художественно-эстетическое развитие (развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
- физическое развитие (приобретение опыта в двигательной деятельности детей, развитие координации и гибкости, владение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель. По мнению Ф. Фребеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. Фридрих Фребель создал игровой набор для детей, так называемые «Дары Фребеля». Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка.
Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте.
Основой «Даров Фребеля» являются - мяч, шар, кубик. С их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение и т. д.
Во время педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовались всего 6 «Даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фребеля» представляет систему из 14 модулей. Этот дидактический материал можно использовать для занятий с детьми в дошкольном учреждении и в домашних условиях, он прост для понимания взрослых и дополняет обычные игры ребенка развивающим потенциалом.
И нам очень повезло, что и в нашей группе есть игровой набор «Логопедическая мозаика» на основе даров Фребеля.
Итак, уважаемые родители, вы сейчас – дети, и мы с вами немного поиграем. Для начала выполним игровую разминку.
1. Игра «Волшебный мешочек»
На столике лежат различные фигуры.
-Посмотрите на эти фигуры и назовите их (называют…
-Постарайтесь запомнить их названия и как они выглядят (запоминают…
Далее воспитатель убирает фигуры в мешочек и предлагает угадать на ощупь и назвать какой формы предмет, далее передается мешочек следующему игроку.
-А эта игра, что развивает? (речь, память, внимание, воображение, мелкую моторику, тактильную чувствительность)
-А что дома можно использовать для игры? (игрушки)
2. Игра «Автобус»
Приглашаются 2 ребенка (родителя)
Мы отправляемся в путешествие на автобусе. Улыбается водитель:
- Проходите! Проходите!
У окошка место есть,
Не желаете присесть?
На нашем автобусе
Полоски, как на глобусе!
Мы объедем целый свет!
Вы садитесь или нет?
На столе участников лежит на углу справа белый лист и стоит набор с цветными фигурками различными.
- Послушайте задание: каждый, сидящий за столом должны рассадить «пассажиров» - фигурки из тарелочки - в «автобусе» - на белом листе. Я буду называть, куда класть фигурку-рассаживать «пассажиров», а вы будете выполнять. Положите на середине стола белый лист вертикально - это автобус. Приготовьте тарелочки с фигурками…Внимание! В автобусе будет 2 ряда: нижний, верхний. – Задание понятно?. Разделите, чтоб было видно 2 ряда…
- Слушайте инструкцию: пассажир «красный треугольник» сидит в нижнем ряду … (дать время).
Пассажир «жёлтый круг» сидит в верхнем ряду…
Пассажир «зелёный квадрат» сидит в верхнем ряду…
Пассажир «синий квадрат» сидит в нижнем ряду…
Пассажир «белый круг» сидит в верхнем ряду …
- Все справились? Проверим.
-А эта игра что развивает? (Сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, ЭМП, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками.)
- Какими предметами можно дома заменить геометрические фигурки? (цветными пуговицами, нитками, безопасными скрепками)
- Вы ЗАМЕЧАТЕЛЬНО рассадили всех «пассажиров»! Высаживайте их обратно.
3. Игра «Подарок»
Пальчиковая гимнастика
Наши алые цветки (Плавно раскрывают пальцы.)
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит (Помахивают руками перед собой)
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки. (Плотно закрывают пальцы.)
Тихо засыпают
Головой качают. (Плавно опускают их на стол.)
-А что вы знаете о празднике, который будет в марте? (отвечают… Что можно подарить мамам и бабушкам? (ответы)
- Предлагает выложить на столе из модулей игрового набора «Дары Фрёбеля» цветок, который хотели бы подарить маме или бабушке. (Воспитатель проходит, смотрит, что получилось у детей (родителей).)
- Затем предлагает перенести свой цветок на лист бумаги. Каждую деталь необходимо обвести в таком же порядке, как они лежали на столе и раскрасить таким же цветом, каким окрашены детали.
-А эта игра что развивает? (творческие способности, мелкую моторику, память, внимание, воображение)
4. Игра «Золушка»
«Ребята, злая мачеха уехала со своими дочерьми на бал и как всегда оставила кучу указаний бедной Золушке. Сегодня она приказала сделать ей несколько дел. Вот первое из них.
-Смотрите, на столе перемешаны разные кольца. Как вы думаете, какой они формы? (отвечают). Правильно, круглые.
-Вначале мачеха приказала разделить эти кольца на четыре группы по цветам. Кольца каких цветов здесь перемешаны? (красный, синий,желтый, зеленый)». Дети отвечают. Затем педагог с детьми (родителями) договариваются, кто из них какой цвет будет отбирать и дети выполняют задание.
-«Молодцы! С первым приказом мачехи вы успешно справились, и сейчас нам с вами предстоит выполнить второй е приказ. Посмотрите, а все ли кольца одинаковые? Какие они? (отвечают, что кольца большие и маленькие).
-Правильно, все кольца разные по размеру и теперь каждому из вас предстоит разделить ваши кольца на две группы по размеру: большие и маленькие.
Дети выполняют задание.
Педагог: «Какие же у нас замечательные Золушки! И с этим заданием вы все справились! Но к сожалению у злой мачехи как всегда есть для Золушки какое-нибудь трудновыполнимое задание. Но ведь нас с вами много и вместе мы справимся с трудной задачей! Как вы думаете? (дети отвечают). Ребята, посмотрите, здесь лежит мешочек. Хотите посмотреть, что в нм?» (ответы детей)
В мешке лежат полукольца разного цвета и разной величины.
-«Посмотрите, эти кольца сломаны! Злая мачеха рассердится на нас за это! Что же нам делать? Может, мы как-то сможем починить эти кольца?» (ответы детей)
Если дети затрудняются с решением поставленной задачи, педагог берет «волшебную палочку», произносит «волшебное заклинание» и показывает, как можно превратить полукольца в кольца. Затем дети сами соединяют полукольца в кольца. «Добрая фея» следит за выполнением задания, после чего хвалит «Золушек» за успешное выполнение всех приказов «злой мачехи».
Все вы славно потрудились
Хорошо подзарядились.
Как? Во что с детьми играть?
- Можно в садике узнать!
- Спасибо за внимание!