Татьяна Ковецкая
Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ Лужниковский детский сад комбинированного вида «Вишенка»
Ступинского района
Мастер-класс.
«Дары Фрёбеля»»
Выполнила:
Ковецкая Т. В.
Ступино.
2017 год.
1-й слайд.
Я хочу познакомить с немецким педагогом Фридрихом Фребелем. Ему принадлежит идея создания детских садов. Ядром педагогики Фрёбель считал игру, которая должна быть направлена на развитие способностей маленьких детей.
2-й слайд.
Публикация «Мастер-класс „Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора „Дары Фрёбеля““» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» август 2019
Свои игровые наборы Фрёбель называл дарами. Они были изготовлены из самых безопасных материалов: дерева и ниток. В основном, это были геометрические фигуры.
3-й слайд.
В чём особенность игр Фрёбеля? Они доступны, их можно изготовить самим. Они развивают пространственное мышление, математические и конструкторские способности. Легко применим как на занятиях, так и в индивидуальных играх.
4-й слайд.
Сейчас мы с вами на практике познакомимся с дарами Фрёбеля, его игровыми наборами.
Практическая часть.
Дар первый: семь разноцветных вязаных мячей на верёвочке. Почему мяч? Мяч используется как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды. Играть с ним можно с 3 месяцев. Как вы думаете, какие игры можно провести с ребенком, используя мягкий мяч?
Покатать, потрогать, покружить, поднять и опустить, бросить.
Давайте поиграем.
Мячик в руки мы возьмем
И туда-сюда качнем.
Мячик баловаться стал
И по кругу побежал.
Побежал бегом-бегом,
Все кругом-кругом-кругом.
Выше-ниже прыгать стал,
Баловаться не устал.
Спрятался в ладошку мяч
И опять пустился вскачь!
Игры с мячом помогают: познакомить детей с цветом; дать первичное понимание формы; развивать пространственное мышление; развивать мелкую моторику.
Второй дар - шар, кубик и цилиндр. Шар символ движения, куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен. Знакомим с этим даром примерно в 3-4 года.
Цель: познакомить с геометрическими телами и различиями между ними.
Третьий дар - кубик, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Игры с кубиками Фрёбель вводил с 4 лет.
Фрёбель предлагает три основных типа игр:
1. Жизненные формы. Конструирование предметов из окружающей жизни.
2. Изящные формы (формы красоты). Выкладывание кубиков в виде различных симметричных абстрактных узоров.
3. Математические формы (формы познания). Использование кубиков в качестве счетного материала.
При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила: готовые фигуры не разрушаются, новые создаются путем трансформации предыдущей фигуры.
Предлагаю вам построить вместе несколько форм и узоров из кубиков.
Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого.
Цель: развитие пространственного мышления, понимания взаимоотношений, между различными частями целого, развитие зрительно-моторной координации, принцип трансформации.
Четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (бруски, кубики, призмы, полуцилиндры). Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представления о целом и его частях.
Это целая фигура. Целое разделим пополам. Получаются две равные, одинаковые части. Если их соединить, то у нас опять получается целая фигура.
Цель: знакомство с понятием полуцилиндра, развитие пространственного мышления, развития воображения.
Заключительный этап.
Моя практика использования игровых наборов Фрёбеля и знакомства с его наследия помогли мне сделать мою работу с детьми более интересной, доступной, разнообразной. Я рекомендую вам, уважаемые коллеги, использовать «Дары Фрёбеля» в своей работе.