Лидия Тришина
Использование игр и упражнений в изобразительной деятельности при реализации дополнительной программы «Радость»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают ситуацию успеха и хорошее настроение.
Публикация «Использование игр и упражнений в изобразительной деятельности при реализации дополнительной программы „Радость“» размещена в разделах
Игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей.
Игра решает следующие развивающие, воспитательные и образовательные задачи: развитие познавательной деятельности ребёнка, обогащение представлений об окружающем мире, развитие эмоционально - волевой сферы, формирование культурного поведения, формирование коммуникативных навыков, развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
Использование игры – актуальный активный метод обучения в системе дополнительного образования детей, в то числе и на занятиях изобразительной деятельности.
На занятиях изобразительной деятельности возможно использование следующих видов игр :
- дидактические игры и упражнения;
- творческие;
- сюжетно-ролевые;
- игры на развитие мелкой моторики рук;
- игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы;
- игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий;
- игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства;
- игры-задания;
- игры – соревнования.
Описание игр и упражнений.
Упражнение на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы
Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.
Упражнение «Дополните изображение»
Обучающиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.
Игра «Составьте пары» (контрастные цвета, сближенные цвета)
Обучающиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе педагога обучающиеся поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.
Игра «Назовите основные, дополнительные, производные цвета»
Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.
Игра «Холодные и теплые цвета»
Обучающиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления цветка теплыми тонами, а второй — холодными. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.
Игры, способствующие усвоению новых терминов, понятий
Игра «Продолжите цепочку слов»
Такое упражнение можно проводить в начале занятия. Обучающиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, архитектор.
Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства
Игра «Сравните впечатления»
Обучающиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь обучающихся.
Цвет. Рисование с натуры натюрморта (овощи, фрукты).
Игра «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).
Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.