Получи документы

Использование игр-головоломок в инклюзивной практике

Татьяна Гаврилина
Использование игр-головоломок в инклюзивной практике
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

В настоящее время во всем мире особую актуальность приобретает вопрос качественного обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста (с нормотипичным уровнем развития и с ограниченными возможностями здоровья)в условиях комбинированной группы.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) привлекают особое внимание специалистов и педагогов по причине их увеличения из года в год. Кроме того, дошкольное детство — период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ОВЗ.

Публикация «Использование игр-головоломок в инклюзивной практике» размещена в разделах

Современные педагоги для раннего интеллектуального развития детей используют самые разнообразные средства, но одно из самых эффективных средств формирования и развития интеллектуальных способностей ребёнка – головоломки – в образовательно-игровой деятельности дошкольников, к сожалению, встречается редко.

В данном случае особую актуальность приобретает возможность использования головоломок, разработанных В. И. Красноуховым.

В настоящее время, педагоги в работе с дошкольниками используют современный игровой набор «Мир головоломок», ориентируясь на методические рекомендации «Мир головоломок. Смарт-тренинг для дошкольников», разработанныеИ. И Казуниной и Е. Ю. Соловей. Данные рекомендации содержат описание методов и приемов, игр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нормативным уровнем развития. Однако, педагогов-практиков волнует вопрос, касающийся использования игр-головоломок в развитии детей разной категории. В указанных выше методических рекомендациях ответа на данный вопрос нет.

Разработанный нами комплекс логических упражнений может рассматриваться как дополнение к логическим упражнениям, представленным в методических рекомендациях «МИР ГОЛОВОЛОМОК. Смарт-тренинг для дошкольников», разработанных И. И. Казуниной, Е. Ю. Соловей.

Данный комплекс может использоваться как в совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста (с нормативным уровнем, а также с детьми с ЗПР, ТНР, так и органично встраиваться в непосредственно-образовательную деятельность и в индивидуальную работу с детьми 5- 7 лет разной категории.

Каждое логическое упражнение сопровождается авторскими карточками-схемами и игровыми полями, границы которых не учитывают цвет частей головоломки. В упражнениях предусмотрена модификация для учета возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.

Практическая часть мастер-класса :

Деятельность ведущего Деятельность участников

Ведущий знакомит участников мастер-класса с игровыми комплектами: назначением (развитие алгоритмических умений, возрастной категорией детей, состав комплектов.

Игроваяпроблемная ситуация «Бесцветные картинки».

- Обратите внимание на столы. Что вы на них видите? (Приложение 1)

-Какие народные игрушки изображены на раскрасках?

-В какие цвета необходимо раскрасить каждую изображенную игрушку?

-Где мы можем точно увидеть, какими цветами можно раскрасить игрушки?

Обращает внимание участников на игровое поле «Карта России» и предлагает отправиться в путешествие по городам России, в которых изготавливают народные игрушки.

Игровое упражнение «Рисуем красками»

Прежде чем приступить к раскрашиванию раскрасок, ведущий предлагает вспомнить способы рисования красками (Приложение 2)

Уточняет, что последовательность четко определенных действий для решения проблемы, выраженная в конечном числе шагов, называется «Алгоритм».

«Шаг алгоритма»- каждое отдельное действие.

Ведущий предлагает каждому участнику составить алгоритм рисования красками.

Игровое упражнение «Путешествие по городам России»

Ведущий предлагает участникам поделиться на 3 команды и каждой команде выбрать цветной алгоритм. (Приложение 4)

Уточняет у участников, кто является исполнителем для выбранных ими алгоритмов?

Обращает внимание участников на игровое поле «Карта России» (Приложение 3).

Уточняет для всех участников шаги для начала игры с роботом (Откуда начинается игра («начало движения»? Как необходимо поставить робота на поле? На какой клетке игра с роботом заканчивается («конец движения»)

Ведущий предлагает каждой команде, по очереди, отправиться в путешествие по городам России. Рассматривают игровой набор «Робот Ботли», шаблон игровой обучающей ситуации.

-Раскраски «Народные игрушки».

-Матрешка, городецкая лошадка, дымковская лошадка.

Высказывают свои предположения.

Активно откликаются на предложение ведущего.

Участники рассматривают карточки-шаги алгоритма для рисования красками.

Составляют алгоритм рисования красками, вклеивая в пустой шаблон изображения картинок действий.

Участники рассматривают изображения и высказывают предположение, что данные алгоритмы составлены для Робота.

Рассматривают игровое поле, на котором, предварительно, расставлены цветные коробочки с расписными народными игрушками (дымковская, городецкая, хохломская).

Каждая команда, по очереди, определяет, согласно цвету, на первой клетке алгоритма, откуда начинается движение Робота. Устанавливают его на клетку «начало движения» и ведут Робота по игровому полю, согласно шагам алгоритма.

Когда на пути Робота на клетке с указанием города встречается цветная коробка с игрушкой, участники помещаютигрушку в «лапки» Робота.

Игра заканчивается, когда все игрушки собраны, а Робот дошел до клетки с изображением Самарской области.

Подводит итоги работы, знакомит с основными выводами.

Отвечает на вопросы участников. Знакомятся результатами работы. Задают вопросы.

Публикации по теме:

Использование мататалаба в логопедической практике для автоматизации звуков с помощью игр-бродилокИспользование мататалаба в логопедической практике для автоматизации звуков с помощью игр-бродилок Воспитание и обучение детей сегодня невозможно представить без использования технических и компьютерных средств. Деятельность с робототехникой.

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике». В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения,.

Фотоотчет «Использование квест-игр в педагогической практике»Фотоотчет «Использование квест-игр в педагогической практике» Фотоотчет «Использование квест-игр в моей практике».Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр-головоломок в инклюзивной практике
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 11:11
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игр-головоломок в инклюзивной практике» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гаврилина (УИ 1418945) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД