Сементух Ольга
Использование художественного слова при знакомстве дошкольников с лексической темой «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование художественного слова при знакомстве дошкольников с лексической темой «Весна».
Разработала воспитатель МБДОУ «Детский Сад № 10». г. Чита- Сементух Ольга Валерьевна.
Ни для кого не секрет, что при изучении лексической темы «Весна», воспитатели сталкиваются с трудностями при подборке художественных произведений.
Конечно, на первый взгляд, этих произведений великое множество.
Публикация «Использование художественного слова при знакомстве дошкольников с лексической темой „Весна“» размещена в разделах
Это и стихи поэтов 19 века, и современные произведения. Как построить работу по знакомству с художественным словом, учитывая именно возрастные восприятия детьми некоторых художественных образов, эпитетов, метафор, используемых авторами?
Родители, заучивая дома с ребенком стихотворные тексты, порой не задумываются, почему одно произведение запоминаемся мгновенно, другое вызывает трудности. А происходит это потому, что ребенку не объясняются непонятные слова. Мама сама знает и понимает, о чем идет речь в стихотворении, но ей и в голову не приходит, что ее чадо не понимает смысла.
Например, стихотворная строка «Гонимы вешними лучами…»
просто просит объяснить слова «гонимы» и «вешними». Здесь, непременно нужно сказать ребенку, что слово «вешними» означает –«весенними», не вдаваясь в историю этого слова.
Строчка «Мы молодой весны гонцы…» так же требует объяснения.
Почему автор употребил именно этот образ весны? Кто такие гонцы? Зачем их весна выслала вперед.
«Светла небесная лазурь…» - требует объяснения слово «лазурь» в этом контексте.
«В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую вытянул ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил,
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это-весна?»
Какой прекрасный образ подснежника создан поэтом! Каждую метафору, каждое сравнение нужно разобрать с детьми. Это стихотворение можно использовать как физкультминутку. Дети жестами и мимикой изображают подснежник, проникаются настроением стихотворения.
«Весело аукнула
Из лесу весна,
Ей медведь откликнулся,
Проурчав со сна…»
На слух дети воспринимают слова : «проурчав» – в значении рычания, хотя есть нюансы в их значении; «со сна» - «сосна». Естественно, ребенок не может понять, почему медведь рычит на сосну. Задача родителей и педагогов- кропотливо объяснить каждое слово, смысл каждой строчки.
Уже после того, как дошколенок понял, о чем говорится в стихотворении, понял значение каждого слова, можно перейти к работе над интонацией, мимикой, силой звука при заучивании текста.
Можно завести блокнот непонятных слов, где воспитатель записывает объяснение непонятных слов самими детьми и настоящее их значение. Перед выпуском в школу, на родительском собрании, воспитатель зачитывает записи из блокнота. Получается очень интересный эксперимент по развитию речи детей.
На тему использования художественного слова о весне можно рассуждать бесконечно.
Я попыталась рассказать о своем понимании этой проблемы.
Каждый воспитатель может углубить и расширить исследования по этому вопросу, поделиться интересными задумками.
Удачи вам и творческих успехов!