Татьяна Рябова
Организация полихудожественной деятельности дошкольников при знакомстве с образами сказочных литературных героев
▼ Скачать + Заказать документы
Полихудожественная деятельность (“поли” – много, “художеств” – искусств, т. е. много искусств) – это организация такого художественного образования детей, которое позволяет ребёнку освоить внутреннее родство разнообразного художественного проявления на уровне творческого процесса. Одновременное восприятие нескольких видов искусств ( синтез искусств: живопись, музыка и поэзия, взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально – эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа.
Публикация «Организация полихудожественной деятельности дошкольников при знакомстве с образами сказочных литературных героев» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Характерные признаки полихудожественной деятельности :
• взаимосвязь искусств;
• многообразие художественно-информационного пространства;
• познание через переживание, творчество и сотворчество;
• эмоционально обогащенная непосредственная образовательная деятельность;
• успех, достижения, открытия детей;
• индивидуальность ребенка как ценность и др.
Актуальность полихудожественного подхода к системе образования обусловлена требованиями общества на современном этапе его развития, к которым относятся:
• развитие способности ребёнка к самостоятельному активному освоению мира,
• стимулирование у него стремления к самореализации,
• формирование творческой активности во всех сферах деятельности.
• умение находить новые, нестандартные решения проблем
Данная работа является актуальной для обеспечения необходимых условий целостного развития личности ребенка, развития мотивации личности к творчеству и познанию средствами искусства.
Таким образом, полихудожественная деятельность предполагает форму приобщения воспитанников к искусству, позволяющую им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства.
Художественно-эстетическое воспитание ребёнка - сложный, многогранный процесс и даёт большой простор деятельности взрослых и детей. Взрослый передаёт художественный опыт ребёнку, с помощью опытно-поисковой деятельности изучает его способности и открывает ребёнку дверь в мир прекрасного.
В образовательном процессе следует использовать произведения одного вида искусства для раскрытия и выявления особенностей другого, а также использовать произведения различных видов искусства для создания эмоционального настроя, яркого и стойкого эмоционального впечатления.
Комплексное использование музыки, литературы и живописи помогает педагогу вызвать в душе ребенка яркий эмоционально-художественный образ. Так, например, абстрактность музыки восполняется выразительностью литературного произведения или музыкальное произведение углубляет выразительность живописного полотна. Предлагаемые в образовательной программе музыкальные, литературные или иллюстративные примеры не всегда могут быть в наличии у педагога. В этом случае вступает в силу принцип вариативности, дающий возможность применять другой материал, не противоречащий теме занятия. Подбирая материал, следует обращать внимание не столько на сходство или контраст содержания различных произведений искусства, сколько на сходство или контраст их по настроению.
С целью полихудожественного воспитания детей дошкольного возраста нами разработан цикл мультимедийных презентаций, раскрывающих литературные образы героев русских народных и авторских сказок на основе художественных и музыкальных произведений. Например, для раскрытия образа Бабы Яги в сказке «Василиса Прекрасная» использованы музыкальные произведения Чайковского П. И. и Мусоргского М. П., иллюстрации Билибина И. Я. и Васнецова В. М. Тем самым, дети, сравнивая и выбирая образы сказочных персонажей в разных видах искусства, приобщаются к полихудожественной деятельности.
Цель данной работы - формирование представлений о художественных образах сказочных персонажей. В ходе данной работы решаются следующие задачи:
• обогащение впечатлений детей о настроении и характере художественных образов сказочных героев посредством восприятия произведений изобразительного и музыкального искусства;
• формирование умения различать средства музыкальной и изобразительной выразительности сказочных образов; сравнивать музыкальные и изобразительные произведения с похожими названиями, находить черты сходства и различия; выражать характер сказочного образа в продуктивной деятельности : через игру на музыкальных инструментах, двигательную импровизацию, изобразительную деятельность;
• развитие мышления, воображения и творческих способностей.
Таким образом, специфические средства выразительности различных видов искусства, дополняя друг друга, помогают ребенку преодолеть барьер абстрактной выразительности одного за счет «наглядности» другого и позволяют ребёнку освоить внутреннее родство разнообразного художественного проявления на уровне творческого процесса.
Данный материал может быть использован не только педагогами по эстетическому воспитанию, но и воспитателями дошкольных учреждений.
Предлагаю вашему вниманию презентацию для младших дошкольников при использовании в образовательной деятельности.