Олеся Балагура
Копилка практического материала «Использование художественного слова при организации спектакля»
Копилка практического материала:
«Использование художественного слова
при организации спектакля»
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.
Публикация «Копилка практического материала „Использование художественного слова при организации спектакля“» размещена в разделах
В организации спектакля очень важно применять в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом (чтение художественных произведений, детского фольклора, рассказ без показа).
Художественное слово – это мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде. Конечно, чтобы удачно его применить, желательно, чтобы взрослый читал наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребенком.
Искусство художественного слова основывается на мастерстве рассказчика, умеющего живо передать впечатления в прямом, непосредственном общении со слушателем. Для того чтобы овладеть мастерством рассказчика, надо страстно желать убедить слушателей в правильности своих мыслей, а для этого следует наиболее точно определить существо происходящих событий. Определение существа события - отправная точка творческого метода работы над словом, будь то искусство актера или искусство чтеца.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Народные песенки, потешки, пестушки — прекрасный речевой материал, который можно использовать в организации спектакля, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает чувства и речь малы-шей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии. Малые фольклорные формы — богатейший материал для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Также фольклор обогащает словарь, развивает фонематический слух, грамматический строй речи.
Методические рекомендации к организации спектакля
1. Педагогу необходимо уметь выразительно читать, рассказы-вать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актерского мастерства.
2. Одно из главных условий – это эмоциональное отношение педа-гога ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств.
3. Интонация голоса педагога – это образец для подражания. По-этому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
4. Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естествен-но, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.
Большая роль педагога заключается в момент передачи обстановки, в которой происходит действие. Словесное описание пробуждает детскую фантазию, воображение. Поэтому нужно как можно чаще и подробнее обсуждать с детьми будущие сценарии.
Таким образом, работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стрессоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация
Не всегда нужно точно следовать тексту, наоборот, можно и нужно отступать от него, прибегать к импровизациям. Задача педагога - побудить «актера» поэкспериментировать, пофантазировать, использовать знания о жизни. Педагог должен обеспечить ребенку свободу действий и умело объединить его фантазии в целостный сюжет.
Основные задачи работы над спектаклем:
- учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
- развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.).
Основные задачи культуры и техники речи:
- развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;
- учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
- произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас
Работа с детьми по ходу спектакля.
1. После того, как зрители займут свои места, педагог просит внимания и торжественно объявляет о начале спектакля.
2. Затем педагог называет поэтическое произведение с указанием автора и торжественно представляет действующих лиц, называя каждого ребенка.
3. Кратко, но достаточно убедительно, используя образные выражения, педагог рассказывает о том месте, где происходит действие инсценировки и дает описание внешности и характера действующих лиц.
По ходу спектакля недопустимо одергивать детей, делать им всякого рода замечания, указания, корректировать их действия.
По окончании каждого спектакля весь реквизит и декорации сохраняются и используются детьми в процессе свободной самостоятельной деятельности.