Галина Кузнецова
Использование художественного слова в подвижных играх
▼ Скачать + Заказать документы
Использование художественного слова в проведении подвижных игр.
Составитель: Инструктор по физической культуре – Кузнецова Галина Юрьевна
Художественное слово – важнейшее средство воспитания ребенка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей, происходит знакомство с окружающим миром.
Публикация «Использование художественного слова в подвижных играх» размещена в разделах
Художественное слово – эмоционально-образное средство влияния на детей, оно поддерживает их интерес к любому виду деятельности. Вызывает у детей радость и удовольствие от выполнения того или иного задания, что способствует более легкому формированию представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
Двигаясь, ребенок познает первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные симптомы и функции организма.
Художественное слово играет важную роль, его я использую на занятиях по физкультуре, оно помогает детям войти в образ, стимулирует к выполнению определенных движений, развивает воображение, фантазию. Также оно помогает решить воспитательные задачи, такие как развитие дружелюбия, взаимопомощи, внимания, ловкости и др.
Роль ведущего в игре дети выбирают с помощью различных считалок, но, конечно, с участием взрослого, который помогает разрешить возможные конфликты или предлагает другой способ выбора ведущего: вытаскивание палочек различной длины, передача мяча по кругу с остановкой в определенный момент.
На занятиях по физкультуре, таким образом, дети не только осваивают различные движения, но и учатся помогать друг другу, развивают свою речь и фантазию, воспитываем у детей чувство патриотизма, ответственности, дружелюбия, а кроме того развиваем речь детей, расширяем их кругозор, пополняем их знания об окружающем мире.
На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание, положительный пример детей и самого воспитателя, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа).
Пользуясь методом убеждения, я разъясняю правила поведения, побуждаю детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении.
Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами: воспитатель отмечает положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого воспитателя: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей.
Накопление морального опыта и закрепление его осуществляются методом практического приучения, многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности. Особенно ценны в этом отношении подвижные игры. Руководящая роль в выработке нравственных качеств у детей дошкольного возраста принадлежит воспитателю.
Обучение физическим упражнениям необходимо сочетать с развитием психических процессов (ощущение, восприятие, мышление, память и др., с совершенствованием умственных операций (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение). Я организую целенаправленное наблюдение за показом физических упражнений, пользуется сравнениями. В ходе обучения можно использовать также вопросы, которые помогают детям внимательно наблюдать, выделять главные элементы в движении, критически оценивать выполняемое упражнение, приучают к самооценке качества выполнения физических упражнений.
Давая различные задания, воспитатель способствует проявлению активности, самостоятельности, сообразительности, смекалки, находчивости. Использование подвижных игр, проведение упражнений в имитационной форме способствуют закреплению у детей знаний об окружающей действительности (виды труда, способы передвижения людей и т. д.)
На занятиях физическими упражнениями решаются и задачи эстетического воспитания. Образцовый показ в сочетании с эмоциональным выразительным объяснением вызывает у детей эстетическое удовольствие, желание выполнить движение с такой же легкостью, изяществом. Воспитатель разъясняет, что движения человека красивы, если они естественны, целесообразны, экономны и продуктивны. Он обращает внимание детей также на правильную осанку, аккуратный костюм, красивые физкультурные пособия, стремясь вызвать у воспитанников радостные переживания. В старших группах педагог привлекает детей к эстетической оценке движений.
Воспитанию положительных эмоций у детей способствуют правильный подбор упражнений и рациональная методика их проведения, использование музыкального сопровождения, создание благоприятной обстановки, жизнерадостное настроение воспитателя и т. д.
Игра для младшей группы : «Карусели»
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два (пауза)
Вот и кончена игра.
«Птичка»
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай.
Улетела – ай!
После этих слов, ребенок убегает и прячется. Взрослый предлагает его найти. Все бегут искать «птичку», находят и приводят взрослому, после чего игра повторяется.
Игра для средней группы : «Барашек»
Ты барашек серенький, Ты барашек беленький, Мы тебя кормили, Мы тебя поили, Ты нас не бадай, С нами поиграй, Скорее догоняй.