Лучший педагог года

Использование гейм-технологий в создании игровых, цифровых средств экологической направленности

Ольга Кашина
Использование гейм-технологий в создании игровых, цифровых средств экологической направленности
▼ Скачать + Заказать документы

Кашина Ольга Анатольевна

Воспитатель высшей

квалификационной категории

г. Челябинск

МАДОУ ДС № 476

Использование гейм-технологий в создании игровых, цифровых средств экологической направленности.

Понятие «педагогическая технология», закреплённое в образовательном стандарте, означает «совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве» [2]. Его часто смешивают с понятием «образовательной технологии», одно из значений которого – выявление принципов и разработка приёмов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность.

Темочки:

В настоящее время в учебном процессе образовательных учреждений разных уровней всё чаще используется образовательная технология «геймификации» (игрофикации). Она представляет собой использование подходов, характерных для компьютерных игр, «игрового мышления» в неигровом пространстве с целью повышения эффективности обучения, мотивации обучающихся, повышения вовлечённости в образовательный процесс, формирования устойчивого интереса к решению прикладных задач.

«Игровое мышление» появилось задолго до компьютерных игр и предполагает использование элементов игры в повседневной жизни, для решения рядовых задач [3]. Имеется в виду, например, совершенствование умений, которые благодаря подобной форме осваиваются быстрее, на основе возникающего интереса. Так, при превращении задач в квесты происходит перестройка восприятия, и они уже не кажутся скучными и сложными. Игровая форма также существенно облегчает выстраивание отношений внутри коллектива, помогает легче достигать взаимопонимания.

Игровое мышление снижает страх перед ошибками, позволяет посмотреть на проблему под другим углом, способствует развитию креативности, а соревновательный момент повышает заинтересованность как результатом, так и самим процессом.

Внедрение игры в образовательный процесс ДОУ не является инновацией, ведь именно она является ведущим видом деятельности дошкольников. Классик отечественной педагогики К. Д. Ушинский, подчёркивая значение игры, писал, что она заменяет действительность и делает её более интересной и понятной. Создавая свой мир, ребёнок погружается в него полностью, в том числе и эмоционально, и управляет им [4]. Специалисты также отмечают, что при использовании визуализации в обучении повышается его эффективность. Простое чтение сказки заменяется увлекательным путешествием с её героями посредством различных компьютерных приложений, курсы образовательных областей перерабатываются в наборы презентаций и видеороликов (иллюстративный материал, флеш-роликов (интеллектуальных игр) и наглядных пособий. НОД состоят из разной деятельности: теории, практики (нескольких задач-головоломок, ролевой игры (командное решение сложной задачи, в которой есть несколько этапов). Процесс геймификации не обязательно предполагает использование только компьютерные игр, ведь и настольные, подвижные, ролевые игры также помогают повысить мотивацию и заинтересовать ребёнка. Геймификация включает установление и прохождение детьми определённых этапов, визуальное подкрепление (наклейки, бейджи, фишки, использование соревновательных элементов, синтезирование новых знаний. Например, в среднем дошкольном возрасте при изучении темы «Одежда и обувь» можно скомбинировать костюмированные игры, «Мастерскую одежды», оригами-конструирование и досуговые мероприятия, такие как «Модный показ», а также квест с родителями. При достаточной оснащённости учреждения также можно использовать специальные компьютерные приложения для «оживления» кукол-моделей (например, Wombo). При освоении образовательной области «Познавательное развитие» для создания условий становления математических представлений и логического мышления используются следующие элементы геймификации: дети выполняют задания лесных зверей (например, помогают зайцу посчитать, сколько овощей он собрал на зиму и хватит ли их для троих зайчат); помогают лисе перейти речку через разноцветный мостик (выкладывают последовательность фишками разных цветов); помогают сове отгадать загадку (убирают не подходящую к отгадке картинку – «то, что не летает»). Персонажей-зверей можно «оживлять» с помощью компьютерного приложения и подготовить короткие клипы-мультфильмы для их представления. При успешном выполнении заданий дети получают наклейки, которые потом обменивают на ключ от сундучка, в котором находится сюрприз.

Помимо указанной выше образовательной цели в ходе НОД решаются следующие задачи: активизация внимания и памяти; воспитание чувства взаимопомощи, развитие сотрудничества. Всё это достигается в процессе игровой деятельности.

Деятельность по внедрению геймификации образовательного процесса в дошкольном образовании ведется в нашем детском саду первый год. Игры могут стать очень эффективным инструментом. Однако, игра используется не самым выгодным способом, когда является лишь наградой за обучение. Детям необходимо показать ценность обучения самого по себе, а не только его сиюминутную пользу для прохождения игры.

В дошкольном возрасте многие дети имеют доступ к интернету, многие используют мобильные устройства. Предоставляя детям возможность мобильных и онлайн игр, родителей все же тревожит, что дети могут впасть в зависимость от гаджетов, обрести игроманию и т. п. Данный проект осуществляется в ДОУ с активным участием родителей, чтобы уменьшить их страхи и опасения и показать полезные возможности правильного использования элементов геймификации обучения. При внедрении элементов геймификации мы показываем детям, что игры, которые не всегда безопасны для столь раннего возраста, могут быть и полезными. Игра может стать таким же инструментом обучения и развития, как книга.

Внедрение интерактивных технологий в свое время дало мощный толчок в мотивации к обучению нашим детям. В настоящее время интерактивные доски активно используются в образовательной деятельности. Дети замечательно управляются с инструментами интерактивной доски, занятия проходят очень плодотворно вследствие возможностей интерактивной визуализации материала, добавления взаимодействия обучающихся.

Элементы геймификации в этом возрасте всегда вызывают у детей неимоверный восторг. Использование элементов геймификации повышает мотивацию при изучении материала, уровень усваивания информации за счет сочетания различных форм ее представления, наглядности и интерактивности. Игровая деятельность в этом возрасте стоит на первом месте, и технологии геймификации вносят игровой элемент даже в самое скучное занятие. Геймификация не погружает ребенка в виртуальный компьютерный мир, а дополняет и обогащает процесс обучения. Особое внимание мы всегда уделяем работе с родителями, они активно участвуют в мероприятиях группы, ответственно выполняют задания, в число которых входят интерактивные игры для мотивации ребенка к выполнению более трудного или скучного задания.

Для организации работы с родителями было проведено родительское собрание, на котором родителям была предложена анкета «Экологическое образование в семье», целью которого стало выявление отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье. Для родителей были изготовлены буклеты «Лес-наш друг», «Мусорная фантазия», «Берегите природу», «Экологическое воспитание в семье», «Страшные факты о загрязнении природы». По данному материалу также была оформлена выставка книг в информационном центре для родителей «Писатели и поэты о природе». На официальном сайте ДОУ для родителей была предложена анкета и тестовые задания по экологическому воспитанию. Совместно с родителями, по итогам анкетирования, подготовлены для детей кроссворды и интерактивные игры. В дальнейшем планируется провести совместно с родителями и детьми экологическую викторину «Природа вокруг нас», где будут закреплены знания поведения в природе.

Формы взаимодействия с родителями воспитанников: традиционные - родительские собрания, ежедневные беседы, консультации, рекомендации, выставки литературы, игр, совместного творчества, папки- передвижки, информационные стенды, творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники, концерты).Нетрадиционные- интерактивные игры, мастер-классы, анкетирование, буклеты, памятки, информационный сайт детского сада «Жемчужинка» для педагогов и родителей.

Консультация для родителей «Игры экологического содержания».

Цель: развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в сфере экологического воспитания, показать на примерах, как с помощью игр экологической направленности можно учить детей беречь и охранять природу.

Вступительное слово:

Человек и природа. … Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, к сожалению уже нередки ситуации, граничащие с экологическими катастрофами.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду строится на игровой основе, с большим включением разных видов игр.

Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.

Хотелось бы немного остановиться на значении экологических игр.

· Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память.

· Так же в процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности.

· Экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (Например, игра «Собери шишки в корзину», сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»).

Сегодня на консультации хотелось бы познакомить поближе с различными экологическими играми. И чтобы вы эту информацию в будущем использовали в жизни - играли в них со своими детьми – дома, на прогулках, в лесу, на отдыхе.

Памятка для родителей

«Игры экологического содержания»

Игра «Цепочка». Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.

Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.

Игра «Да» или «нет». На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадыванияигроки меняются ролями в игре.

Игра «Ассоциации».В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, прозвучащим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.

Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.

1. заяц, ёж, лиса, шмель;

2. дождь, снег, облако, роса;

3. роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;

4. корова, волк, овца, кролик;

5. трясогузка, паук, скворец, сорока;

6. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

7. ель, берёза, яблоня, осина;

8. лиса, свинья, лось, кабан

9. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

10. лес, парк, роща, тайга.

Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.

Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т. д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.

Игра «Я знаю».Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей:» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.

Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».

Игра «Земля, вода, воздух». Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «срока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

Игра «Летает, плавает, бегает». Родитель называет детям объект живой природы. Ребёнок должны изобразить способ передвижения этого объекта.

Например: при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы.

Геймификация с элементами дополненной реальность позволяет значительно расширить возможности образовательного процесса. Яркая и запоминающаяся визуализация при объяснении сложных тем легко совмещается с традиционным форматом обучения и фундаментальными знаниями – может значительно повысить степень усвоения материала, но в первую очередь улучшить процесс восприятия. Также отмечается, что такая методика стимулирует мыслительные процессы, развивает моторику, мимику, внимание и повышает степень усвоения, запоминания и, что самое главное, понимания подаваемой информации

Опрос, проведенный среди родителей воспитанников, участвовавших в деятельности с использованием элементов геймификации, показал что, родители высказали положительное отношение к использованию интерактивных игр в целях обучения, заметили повышение интереса у детей, повышение мотивации к изучению нового материала, у детей было много ярких впечатлений от занятий, и они охотно делились ими дома и вовлекали родителей в образовательный процесс, многие родители воспользовались ссылками на нужные приложения и занимались с ребенком вне учреждения. Наблюдается заинтересованность родителей и педагогов, явные успехи воспитанников. Таким образом, геймификация в образовательном процессе ДОУ является необходимым элементом, позволяющим сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным.

Список литературы

1. Адамьянц, Т. З. Проблемы диалога в общении с экраном: миллион картинок экрана – одна «картина мира» телезрителя (семиосоциопсихологический анализ) / Т. З. Адамьянц // Мир психологии. – 2002. – №2. – С. 32-39.

2. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь / Т. Ф. Ефремова. – URL : http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/253073 (дата обращения : 14.02.2022).

3. Никитин, С. И. Геймификация, игрофикация, играизация в образовательном процессе / С. И. Никитин. // Молодой учёный. – 2016. – № 9 (113). – С. 1159-1162. – URL : https://moluch.ru/archive/113/28806/ (дата обращения : 09.02.2022)

4. Ушинский, К. Д. Психологические и логические основы обучения / К. Д. Ушинский // Избр. пед. соч. В 2 т. Т. 2. – Москва: Наука, 1954. – 483 с.

5. Федоренко Н. В. Актуальность экологического воспитания дошкольников в современном мире. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [сайт]. URL: https://nsportal.ru/user/737867/page/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov

Публикации по теме:

Фотоотчёт о создании мультипликационного фильма экологической направленности «Морской бунт»Фотоотчёт о создании мультипликационного фильма экологической направленности «Морской бунт» Фотоотчёт о создании мультипликационного фильма с экологической направленностью "Морской бунт" Наша летняя мультипликационная студия выпустила.

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование гейм-технологий в создании игровых, цифровых средств экологической направленности
Опубликовано: 16 февраля 2025 в 13:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование гейм-технологий в создании игровых, цифровых средств экологической направленности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кашина (УИ 2110774) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
19 февраля 2025 среда
День кита!
Праздник юных орнитологов!
Перетягиваем канат - участвуем в флэшмобе!
20 февраля 2025 четверг
Праздник русских богатырей
Праздник аквариумных рыбок!
День леденцовых петушков на палочке



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД