Коротеева Татьяна
Использование фонетической ритмики в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР.
▼ Скачать + Заказать документы
презентация
Использование фонетической ритмики в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР.
Учитель-логопед:
Коротеева Т. Н.
Мытищи 2016
Использование фонетической ритмики в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР.
Взаимосвязь речи и двигательного развития ребенка в онтогенезе.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Работая с детьми, имеющими нарушения ВПФ, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики. Одна из которых – равномерное созревание и развитие психических функций. При развитии более поздних в плане формирования психических процессов следует опираться на уже созревшие механизмы и функции.
Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения – значительно более «древние» свойства человеческой психики, нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Следовательно, очень важно, развивающую и коррекционную работу выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе 3 компонента: эмоциональный, двигательный, речевой и использующая механизмы их функционального единства.
Дело в том, что микро-движения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствует определенным макро-движениям нашего тела. Значит, движения тела помогают отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение, а для детей такие занятия оказываются еще очень двигательными и веселыми. Мобилизуются подражательные способности детей, ведь они должны повторить движение за взрослым. Но главное – вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы, в конечном итоге произношение улучшается. В дальнейшем, когда слова не сопровождаются движениями, звуки произносятся правильно.
Таким образом, речь рождается из движения. Для слышащего ребенка лепет, гуление, являются видом двигательных упражнений, в которых выражается коммуникативная функция. Маленький ребенок произносит слоги и шумы, двигая (ритмически) стопами, руками, ногами. Первые речевые упражнения являются двигательными, сопровождающиеся удовольствием ребенка, основного условия для овладения речью.
Актуальность использования фонетической ритмики в коррекционной работе с детьми группы ЗПР.
Проблемой изучения и коррекции задержки психического развития дошкольников в нашей стране занимаются современные исследователи и педагоги: Лубовский В. И, Лебединский В. В., Певзнер М. С., Власова Т. А., Певзнер М. С., Лебединская К. С., Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., Власова Т. А., Выготский Л. С., Борякова Н. Ю., Ульенкова У. В., Сухарева Г. Е., Мастюкова Е. М. ,Марковская И. Ф., Забрамная С. Д., Глухов В. П. ,Шевченко С. Г., Левченко И. Ю. и другие.
Выдающиеся педагоги и психологи отмечают, что у детей с задержкой психического развития в большинстве случаев нарушено восприятие, внимание, мышление, память.
Практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения, страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи.
Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.
Фонетическая ритмика
В 1983 году Т. М. Власова и А. Н. Пфафенродт впервые представили метод фонетической ритмики. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика». В логопедическом «арсенале» этот метод появился относительно недавно и вызывает всё возрастающий интерес у логопедов-практиков. Фонетическая ритмика способствует установлению связи между работой кистей рук и движениями артикуляционного аппарата. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков. Также при проговаривании речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике. Работа над речевым дыханием, голосом, ритмом, темпом и интонацией подробно освещена в пособиях по логопедической ритмике. Фонетическая ритмика может быть наиболее востребованной именно в части работы над произношением, хотя во время выполнения движений с одновременным проговариванием попутно «идёт» коррекция просодики и дыхания. Далеко не все дети выполняют движения правильно. Даже после разъяснений и неоднократного показа многие дети не могут достаточно «чисто» повторить движение с проговариванием. В этих случаях используется сопряжённо-контактная фонетическая ритмика, в ходе которой логопед «водит» руками самих детей. Такой вариант фонетической ритмики помогает детям почувствовать «характер» звуков, их последовательность. Многие дети испытывают большие затруднения в воспроизведении стечений согласных звуков. Практический опыт показывает, что при отработке стечений согласных, фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика являются эффективными приёмами в преодолении этих трудностей. Например, педагог поясняет, что движение на звук С повторяет направление выдыхаемой воздушной струи; движение на звук П передаёт «взрывной» характер звука; движение на звук А показывает широту звука (СПА). Логопед и ребёнок стоят лицом друг к другу, чтобы ребёнок мог видеть внешнюю артикуляцию и проговаривать произносимый педагогом материал, одновременно логопед направляет руки ребёнка в соответствии с проговариваемыми звуками. Со стороны это напоминает то зарядку, то дирижирование. Дети не должны заучивать движения фонетической ритмики. Логопеду важно, чтобы дети связывали правильное произношение с движением только на начальных этапах введения поставленного нормативного звука в речь. Потом необходимость в этом отпадает. Фонетическая ритмика также способствует формированию навыков самоконтроля. Нередко приходится автоматизировать два, а то и три звука. При проговаривании речевого материала на отрабатываемые звуки, дети, руководимые педагогом, сопровождают произнесение проблемных звуков движениями фонетической ритмики. Некоторые движения имеют несколько вариантов. В начале автоматизации выполняем движение, с которым лучше совмещается правильное произношение.
Методические рекомендации по проведению фонетической ритмики
с детьми с ЗПР.
1. Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике должны рассматриваться как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков.
2. Движения, которые выполняются на занятии, предварительно не выучиваются, а выполняются по подражанию.
3. Движения повторяются синхронно с педагогом несколько раз (2 – 5 раз).
4. Фонетическая ритмика всегда проводится стоя, расстояние от педагога до ребёнка не менее 2,5 метра, чтобы ребёнок видел педагога целиком.
5. Упражнения проводятся 2 – 3 минуты.
6. Ребёнок должен смотреть в лицо педагогу.
7. После каждого движения с напряжением необходимо опускать руки вниз и расслаблять. Педагогу, проводящему фонетическую ритмику, рекомендуется научить детей элементам концентрации и саморасслабления при выполнении тех или иных упражнений
8. После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается.
9. Обязательным компонентом каждого занятия должны являться двигательные упражнения, которые развивают чувство ритма и темпа произношения.
10. На фонетической ритмике должен использоваться наглядный показ и многократные повторения, которые стимулируют ребенка к правильному подражанию.
11. Во время проведения занятия дети должны хорошо видеть педагога и проговаривать речевой материал синхронно с учителем.
12. Если в ходе занятия у некоторых детей не получаются отдельные элементы ритмики, то рекомендуется работу над этими элементами переносить на индивидуальные занятия.
13. Занятия по фонетической ритмике необходимо проводить учителю – дефектологу, который сам правильно и красиво выполняет движения тела, рук, ног, головы.
14. Речь учителя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.
Двигательные упражнения
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слов с этими звуками, начинаются с трех исходных положений (ИП) :
1 – встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого исходного положения (ИП) начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
2 – встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого исходного положения (ИП) начинаются движения для звуков И, К, Л.
3 – встать, ноги вмести, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это ИП для звука Р.
ЗВУК А. ИП 1. Глубокий вдох, развести руки в стороны при одновременном длительном произнесении А.
ЗВУК О. ИП 1. Глубокий вдох, развести руки в стороны (давящее движение) при одновременном произнесении О.
ЗВУК У. ИП 1. Глубокий вдох, вытянуть руки вперед (давящее движение) при одновременномпроизнесении У.
ЗВУК И. ИП 2. Глубокий вдох, вытянуть руки вверх при одновременном произнесении И.
ЗВУК Э. ИП 1. Развести руки вперед – в стороны при одновременном произнесении Э.
ЗВУК Я. Звук И + А
ЗВУК Ю. Звук И + У
ЗВУК Ё. Звук И + О
ЗВУК Е. Звук И + Э
ЗВУК П. ИП 1. Резкие движения кулаками вниз (как удары) при одновременномпроизнесении ПА.
ЗВУК Т. ИП 1. Ударять указательный палец о большой при одновременном произнесении ТА.
ЗВУК К. ИП 2. Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося КА.
ЗВУКИ Б, Д. ИП 1. Делать удары ладонями вниз, произнося БА или ДА.
ЗВУК Г. ИП 1. Собрать пальцы в кулак, выпустить указательный и большой пальцы,произнося ГА.
ЗВУК С. ИП 1. Поднять руку ко рту, сделать из пальцев букву С, руку отвести в сторону,произнося С.
ЗВУК Ш. ИП 1. Поднять руки вверх и плавно ими покачивая, опускать руки вниз, произнося Ш.
ЗВУК Ф. ИП 1. Поднять ко рту руки, сжатые в горсть, быстро и резко разжимать горсть, слегка вытянув при этом руки вперед, произнося Ф.
ЗВУК Х. ИП 1. Поднести ладони ко рту, выдохнуть на них и одновременно произнести Х.
ЗВУК З. ИП 1. Описать в воздухе двумя пальцами букву З, одновременно произнеся З.
ЗВУК Ж. Описать в воздухе зигзагообразное движение (резко) руками вперед при одновременном произнесении Ж.
ЗВУК В. ИП 1. Поднять ко рту ладони, затем поочередно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении В.
ЗВУК Ц. ИП 1. Поднять вверх два пальца (указательный и средний, опускать резко вниз,произнося Ц.
ЗВУК Ч. ИП 1. Поднять ко рту пальцы рук, сжатые в щепотку, поворачивать поочередно кисти то правой, то левой руки (быстро и резко) при одновременном произнесении Ч.
ЗВУК М. ИП 1. Поднять пальцы рук к носу, отнести руку вперед – в сторону мягким, плавным движением при одновременном произнесении М.
ЗВУК Н. ИП 1. Поднять пальцы рук к груди, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении Н.
ЗВУК Л. ИП 2. Вращать руками перед грудью, произнося ЛА.
ЗВУК Р. ИП 3. Вращать руками перед грудью, имитируя работу мотора, при одновременномпроизнесении Р.
Результаты регулярного проведения речевых занятий с использованием игровых упражнений
• У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
• Улучшается фонематический слух;
• Нормализуется речевое дыхание;
• Формируется умение изменять силу и высоту голоса;
• Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
• Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
• Повышается речевая активность детей.
Использованная литература :
• Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии/Е. Ф. Архипова. – Москва: АСТ : Астрель, 2008. -254 с.
• Власова, Т. М. Фонетическая ритмика/Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. – Москва: Просвещение, 1989. – 160 с.
• Костылёва, Н. Ю. Покажи и расскажи/Н. Ю. Костылева. – Москва: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
• Мухина, А. Я. Речедвигательная ритмика/А. Я. Мухина. – М. : АСТ:Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 123 с.
• Никольская, Л. Ю. Путь к слову/Л. Ю. Никольская. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1999. – 208 с.
• Руленкова, Л. И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода/Л. И. Руленкова. – Москва: Парадигма, 2011. – 191 с. Хватцев, М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста/М. Е. Хватцев. – Москва: Учпедгиз, 1961. – 106 с.
Спасибо за внимание.