Елена Николаевна Карякина
Использование фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства: речевые, смысловые, звуковые. Через фольклор ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первые представления о ней.
Публикация «Использование фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития детей младшего дошкольного возраста, сделать их жизнь интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Цель работы: Использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития детей младшего дошкольного возраста, сделать их жизнь интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Были поставлены следующие задачи:
1. Освоение разговорной речи
2. Расширение словарного запаса
3. Воспитание звуковой культуры речи
4. Формирование связной речи
5. Расширение представлений детей о разных формах фольклора
«Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать?» Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Использование малых фольклорных жанров помогает развить речь ребёнка, мышление, устанавливать межличностные отношения, создаёт доброжелательную атмосферу»
Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот для того, чтобы дети умывались с удовольствием, мы решили прибегнуть к потешкам.
Водичка, водичка
Умой моё личико
Чтобы глазоньки блестели
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток
Чтоб кусался зубок
я сегодня утром рано
умывался из-под крана
я и сам теперь умею
вымыть личико и шею
С пестушками мы приступаем к приёму пищи
Умница Катенька,
Ешь кашу сладеньку
Вкусную душистую
ту-ту, ту-ту
варю кашу круту
подливай молочка
Накорми казачка
Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот для того, чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, приговаривают прибаутки: «Вот они сапожки - этот с правой ножки, этот с левой ножки, если дождик пойдёт – наденем сапожки. Этот с правой ножки, этот с левой ножки».
Заклички и народные игры, а также считалки помогают нам провести прогулку.
Солнышко, солнышко
Выгляни в окошко
Ждут тебя деточки
Ждут малолеточки
раз, два, три, четыре, пять
мы выходим поиграть
Вдруг сорока прилетела и
тебе водить велела
Колыбельные успокаивают перед сном, помогают детям расслабиться
Ай, бай, бай, бай
Ты собачка не лай!
Ты корова не мычи!
Ты петух не кричи,
А наш мальчик будет спать
Станет глазки закрывать.
спят медведи и слоны
Заяц спит и ёжик
Все давно уж спать легли
наши дети тоже
После сна, а также во время других режимных моментах используем пальчиковые игры для детей
Этот пальчик в лес пошёл
Этот пальчик гриб нашёл
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
ну а этот всё поел, потому и потолстел
Сказка учит детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку у детей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
С помощью малых форм фольклора можно решить практически все задачи методики развития речи на занятиях НОД. Звучность, ритмичность потешек, занимательность прибауток и считалок привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.
Фольклорные праздники в нашей группе имеют особое значение в формирование культуры ребёнка. Через такую форму деятельности дети знакомятся с народной культурой, происходит процесс воспитания любви к родному краю. Яркостью, колоритностью и простотой запомнился детям совместный праздник с родителями «Мордовские посиделки». Коллективно- творческая деятельность детей и родителей, детей и воспитателей содействует успешному развитию ребёнка, делает процесс познания увлекательным, доступным.
Проведение родительского собрания в нетрадиционной форме не оставило родителей равнодушными к вопросу воспитания детей через малые формы. Родители наших воспитанников были убеждены, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и развитии речи в частности.
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создаёт необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности, помогает овладевать первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. Результатом моей работы являются положительные эмоции, весёлое и бодрое настроение моих воспитанников, которое помогает знакомить с родным языком, развивать память, воображение, мышление детей.