Ольга Глазкова
Использование фольклора в развитии двигательной активности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование фольклора
активности детей
Подготовила:
Воспитатель первой
квалификационной
категории
Глазкова Ольга Федоровна
гр. «Радуга»
2019 г.
На современном этапе одним из активных вопросов стоит вопрос сохранения и укрепления здоровья детей.
Публикация «Использование фольклора в развитии двигательной активности детей» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. От двигательной активности во многом зависят : развитие моторики и физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное освоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Под ее влиянием у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка. Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка».
Для того чтобы вызвать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой, «оживить» этот процесс, обеспечить соответствие между эмоциональным, умственным, и физическим развитием дошкольников стали использовать в своей работе фольклор.
Достичь его поможет фольклор-потешки, заклички, загадки, сказки, а также различные народные игры:
игры-забавы;
подвижные игры;
хороводные игры.
Фольклор - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора детей, помогает понять красоту звучащей речи. Он как сокровищница русского народа, находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, а также помогает разнообразить процесс физического воспитания детей.
Включение фольклора в развитии двигательной активности дошкольников требует соблюдения определенных условий, одно из которых - предложенные детям для выполнения, подвижные игры должны быть им хорошо знакомы, а фольклорный материал должен быть использован в соответствии в возрастными особенностями детей.
-Утреннюю гимнастику с включением фольклора.
-Оздоровительную гимнастику после сна в сочетании с фольклором.
-Русские народные подвижные и хороводные игры.
Русские народные подвижные и хороводные игры используются и для закрепления двигательных умений и навыков, как эмоционально образное средство влияния на детей, вызывая у них интерес к физическим упражнениям, и активное правильное выполнение движений. В подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные игры с детьми можно начинать, очень рано – буквально с двух лет. Для детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту хоровода. Русские народные хороводные игры: Каравай, пузырь, дубок, березка, вьюн.
Русские подвижные игры: «Горелки», пятнашки (играющие выбирают водящего – пятнашку, все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит).
"Гуси-лебеди",
"Волк во рву",
"Волк и овцы",
"Вороны и воробьи",
"Змейка",
"Зайцы в огороде",
"Пчелки и ласточки",
"Кошки-мышки",
"У медведя во бору",
"Коршун и наседка",
"Стадо",
"Хромая лиса",
"Филин и пташки".
"Лягушата",
"Медведь и медовый пряник",
"Зайки и ежи",
"Ящерица",
"Хромой цыпленок",
"Оса" и их различные варианты.
Игры-забавы: Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами: ударить по мячу ногой, "напоить лошадку" и т. п.).
«Карусели»,
«У оленя дом большой»,
«Солнышко и дождик»,
«Ножки»,
«Куклы пляшут»,
«Лиса и гуси»,
«Я принёс тебе подарок».
С новыми народными играми детей можно познакомить до занятия; на прогулке, в свободное от занятий время по подгруппам. Рассказать им о ее названии, правилах, содержании. При этом подчеркнуть смысловое содержание действий каждого персонажа, раскрывая причинную обусловленность характера движений. (В игре «Баба Яга» - быстро допрыгать до «домика»; скамейка, куб; подняться на него, чтобы Баба Яга не успела схватить убегающего). Разучить рифмованный текст, который раскрывает содержание игры и служит в ней сигналом к действию.
Как один из приемов организации подвижной игры используются заклички к играм.
Во время прогулок знакомые зачины и переклички к подвижным играм, помогают быстрее вовлечь детей в игру и, как правило, нежелающих играть нет. Распределять ведущие роли в игре можно с помощью считалок. Дети быстро запоминают считалку, используют ее в своих играх, читают с особым чувством и выражением.
«Пчелы в поле полетели, зажжужали, загудели. Сели пчелы на цветы, Мы играем - водишь ты!»
«Раз у нашего Степана, караулил кот сметану, Кот сидит - сметаны нет. Помогите-ка Степану, Поищите с ним сметану!»
Помимо занятий с использованием фольклора, русских народных подвижных и хороводных игр, фольклор можно включить в активный отдых детей :
физкультурные досуги,
праздники,
в физкультурно – оздоровительную работу.
В утреннюю гимнастику включали различные музыкально - ритмические композиции:
«Веселые путешественники»,
«Ки-ко-ко - птичий двор»,
комплексы упражнений, построенные на загадках - «где мы были не скажем, а покажем», на потешках - «потешки для малышей», на закличках - «дождик, дождик, пуще лей, чтобы было веселей».
Дети с удовольствием выполняют оздоровительную гимнастику после сна, особенно когда она проходит под народную музыку, с использованием потешек, считалок, создающую радостный настрой.
Анализируя данные диагностики можно сделать выводы. Возникновение радостных эмоций, посредством фольклора, способствует развитию двигательной активности детей. На фоне положительных эмоций условно - рефлекторные связи создаются значительно ярче. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой. Двигательная деятельность приобретает осознанный мотивированный целенаправленный характер. Следовательно, использование фольклора благотворно сказывается на двигательной активности, на формирование эмоционально-волевой сферы.