Людмила Шашерина
Использование дыхательной гимнастики в процессе образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Примерный комплекс дыхательной гимнастики
Послушаем свое дыхание
Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять его тип, глубину, частоту и по этим признакам — состояние организма.
И. п. — стоя, сидя, лежа (так, как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют :
куда попадает воздушная струя воздуха и откуда она выходит;
Публикация «Использование дыхательной гимнастики в процессе образовательной деятельности» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
какая часть тела (живот, грудная клетка, плечи или все
части — волнообразно) приходит в движение при вдохе и выдохе воздуха;
какое дыхание : поверхностное (легкое) или глубокое;
какова частота дыхания : вдох-выдох происходят часто или спокойно с определенным интервалом (автоматическая пауза);
тихое, неслышное дыхание или шумное.
Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.
Дышим тихо, спокойно и плавно
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем свое внимание в целях контроля за расслаблением своего организма и психики.
И. п. — стоя, сидя, лежа в зависимости от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.
Повторить 5—10 раз.
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Подыши одной ноздрей
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
И. п. — сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой
руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох ( последовательно: нижнее, среднее, верхнее дыхание).
2. Как только вдох будет закончен, открыть правую ноздрю,
а левую закрыть указательным пальцем левой руки — через
правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
Повторить 3—6 раз.
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6—10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного дыхания и переходить на глубокое.
Воздушный шар (дышим животом — нижнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.
Подыши одной ноздрей
Повторить упражнение «Подыши одной ноздрей» из комплекса, но с меньшей дозировкой.
Ежик
Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный («как ежик», с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
Повторить 4—8 раз.
Губы «трубкой»
4. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.
5. Губы вложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив
им все легкие до отказа.
6. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
7. Паузу в течение 2—3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
Повторить 4—6 раз.
Ушки
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.
Повторить 4—5 раз.
Пускаем мыльные пузыри
1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через
нос, как бы пуская мыльные пузыри.
3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы
носоглотки.
4. Выдох спокойный, через нос, с опущенной головой.
Повторить 3—5 раз.
Язык «трубкой»
Губы сложены «трубкой», как при произношении звука
«о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».
Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.