Елена Пономарева
Планирование использования дидактического пособия «Дары Фрёбеля»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по развитию связной речи у детей с нарушением звукопроизношения 4 -7 лет в дошкольном учреждении в условиях логопункта посредством дидактических игр и игрового пособия «Дары ФРЁБЕЛЯ»
на 2016 -2019 уч. г. Учитель –логопед Пономарева Е. В.
№ Непосредственно –образовательная деятельность Цели, задачи, краткое содержание Материалы дата
1 Пересказ рассказов по опорным схемам «Как я провел лето»
Публикация «Планирование использования дидактического пособия „Дары Фрёбеля“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Планирование. Планы работ
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Существительные :лето, небо, солнце, жара, ливень, цветок, клевер, ромашка, жук, муравей, стрекоза, бабочка, сачок, ведро, совок, лопатка, песок, яблоня, рябина, береза, почка, лист, куст, трава, букет, венок, море, пруд, озеро, река, ягоды, клубника, малина, вишня, компот, варенье, бабушка, дедушка, дача, качели, жезлонг, катер, путевка, поезд, самолет. Мнемо –схема «Как я провел лето» Октябрь 2016 г.
1-я неделя
2 Сочинение рассказа из личного опыта «Как мы за грибами ходили» Существительные: листья, деревья, лес, берёза, дуб, осина, рябина, липа, тополь, клён, ель, сосна, боровик, подосиновик, подберёзовик, мухомор, маслёнок, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, поляна, мох, пень, корзина, поганка, грибник, лукошко, малина, черника, брусника, клюква, земляника, компот, варенье, рябина, костяника, сироп.
Прилагательные: красивый, осенний, шуршащие, жёлтый, красный, золотой, белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый,
Глаголы: осыпаются, кружатся, зеленеют (ёлки, облетать, срывать, квасить, сушить.
Наречия: далеко, близко, рядом. Дидактическое пособие «Дары Фрёбеля» Октябрь 2016 г.
2-я неделя
3 Рассказывание по сюжетам, сделанными по пособию «Дары Фрёбеля» на осеннюю тему. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: осень, предзимье, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, одежда (осенняя, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, урожай, фрукты, овощи.
Прилагательные: ранняя (осень, поздняя (осень, жёлтый, красный, сухой, мелкий, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный, перелётные, золотая (осень, серые (дни, промозглый, проливной, моросящий.
Глаголы: желтеть, увядать, опадать, засыпать, замерзать, собирать, улетать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить, срывать (листья, пожухнуть, расписать, хмуриться, облетать, накрапывать.
Наречия: мокро, сыро, ненастно, пасмурно, дождливо, холодно. Дидактическое пособие «Дары Фрёбеля» Октябрь
2016 г. 3-я, 4-я неделя
4 Игры на развитие связной речи «Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша», а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он. продолговатый, зеленый, хрустящий») .
«Укрась слово»
Цель. Учить подбирать к существительному как можно больше прилагательных.
Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.
Солнце: яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т. д. Платье: красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т. д.
«Кто больше увидит и назовет»
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно… ухий (длинноухий). А хвост у зайца. (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки) .
Муляжи фруктов и овощей.
Картинки: платье, солнце, елка, дерево, листик, цветок, облако, снежинка, сумка, девочка, мальчик, дом, очки, машина, динозавр и т. д.
Игрушки : кукла, заяц, белочка, машина. Ноябрь
2016г.
1-3я неделя
5 Викторина «Фрукты, овощи» Существительные: апельсин, ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарины, фрукты, персик, косточка, кожура, сок, варенье, компот, кисель, повидло, сады.
Прилагательные: красивый, сочный, вкусный, сахарный, нежный, ароматный, румяное (яблоко, лимонный, вишнёвый, малиновый, абрикосовое, яблочное, персиковое.
Глаголы: расти, цвести, зреть, плодоносить, наливаться, зацветать, вырасти, созреть, дозреть, собирать, варить, готовить.
Существительные: морковь, редис, капуста, свекла, помидор, лук, бобы, горох. огурец, укроп, петрушка, репа, кабачок, тыква, перец, кочан, картофель, чеснок, ботва, стручок, урожай, огород, грядки.
Прилагательные: зелёный, красный, жёлтый, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий, овощной, зрелый, кислый, длинный, овальный.
Глаголы: расти, поливать, копать, выкапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, собирать, срезать, вырезать Муляжи фруктов, овощей Ноябрь 2016 г
4-я неделя
6 Придумывание историй «Снеговик в зимнем лесу»с использованием дидактического набора «Дары Фрёбеля» Существительные: карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка, лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, ёлка, праздник, лопата, хоккей, ворота, вратарь, гол, клюшка, шайба, костюм, Дедушка Мороз, сугроб, палки
прилагательные: лыжный, быстрый, острый, зимний, скользкий, искристый, липкий, новогодний, нарядная, пушистая.
Глаголы: ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться, украшать, танцевать, праздновать, катать, сгребать, рубить, приземляться, скрипеть, хрустеть.
Наречия: весело, интересно, красиво, нарядно, быстро Дидактический набор «Дары Фрёбеля» Декабрь
2016г
1-2 неделя
7 Игры на развитие связной речи «Кто что умеет делать»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. Аналогично игра проводится на другие темы.
«Кто назовет больше действий»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.
-Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)
За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.
«Где что можно делать»
Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
- Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе, ловить рыбу.)
«Кто больше слов скажет»
Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.
Картинки домашних животных, игрушки домашних животных Декабрь 2016г
3-4 я неделя
8 Пересказ Пересказ по рассказам К. Ушинского «Умей обождать», «Бишка», «Слепая лошадь» Картинки к рассказам, мнемосхемы Январь 2017 г.
2-3 неделя
9 Придумывание рассказа о Родине. Существительные: страна, государство, Родина, край, город, улица, район, область, округ, Россия, Москва, двор, площадь, проспект, парк, аллея, памятник, сквер, музей, театр, достопримечательность, жители, россиянин, горожане.
Прилагательные: красивый, большая, многолюдный, уютный, любимый, родной, российский, северный.
Глаголы: любить, помнить, строить, возводить, жить, работать, учиться. Картинки с изображением городов Москвы, Санкт –Петербурга. Январь 2017г.
4-янеделя
10 Игры «Найди точное слово»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» (Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .
- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный. (еще какой). Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Весной погода теплая, а зимой. (холодная) .
-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба. (плавает), кузнечик. (прыгает), уж. (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух. (кукарекает, тигр. (рычит), мышь. (пищит), корова. (мычит) .
Игра «Веселые рифмы»
Подберите к словам рифмы.
Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги - пироги и т. д.
Дети подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети "изобретают свои велосипеды".
Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно.
Картинки игрушек, овощей, фруктов, сахара, времена года, животных. Февраль 2017 1-2 неделя
11 Работа с загадками и составление из палочек отгадок по теме «День защитника Отечества» Существительные : победа, Родина, медали, герои, поступки, границы, защитники, враг, армия, пилот, танкист, парашютист, пограничники, артиллеристы, капитан, моряк, ракетчик.
Прилагательные: родные, смелые, ловкие, героические, победные, мирные, трудные.
Глаголы:защищают, совершают, летают, охраняют Дидактическое пособие «Дары Фрёбеля» Февраль
2017 г.
3-4 неделя
12 Пересказ Пересказы коротких рассказов К. Д. Ушинского «Плутишка кот», «Храбрая собака», «Умей обождать» Картинки к рассказам К. Д. Ушинского, мнемосхемы. Март 2017 г.
1-2 неделя
13 Игры Игра «Зоопарк»
Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану :
Внешний вид. Где живет? Чем питается?
Игра «увеличение - уменьшение»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? (Родители приводят свои ответы)
А вот как отвечали ваши дети:
- Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.
- Хотела бы увеличить выходные.
- Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
Усложним эту игру дополнительными вопросами:
Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (Родители приводят свои ответы)
А вот как отвечали ваши дети:
- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.
- Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.
- Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.
Фигурки животных Март 2017 г. 3-4 неделя
14 Описательный рассказ о машинах Существительные: колесо, руль, дверца, стекло, дорога, пешеход, переход, улица, фара, светофор, кабина, поворот, двигатель, авария, тормоз, кузов, сирена, салон, тротуар, кювет, перекрёсток, топливо, бензин.
Прилагательные: скорая, пожарная, милицейская, ветровое, аварийная.
Глаголы: подходить, останавливаться, пропускать, перебегать. Картинки машин, игрушки -машины Апрель 2017 г.
1-2 неделя
15 Игры Игра «Подарок»
Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: "Я дарю вам зайчонка", или "Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли", или "Я дарю вам большую конфету, "В коробке кактус, не уколитесь".
Игра «Подбери метафору»
Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, "говор волн", "холодный взгляд".
Объясните, какие свойства в приведенных метафорах и кому перенесены.
Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости.
Надоедливый, как муха. Трудолюбивый, как пчела.
Игра «Разными глазами»
Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.
Игра «Измени характер персонажа»
Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (Родители приводят свои ответы)
Как играть в эту игру дома. Прочитайте ребенку сказку, лучше начинать со сказок о животных. Выберите с ребенком одного персонажа из сказки, у которого вы измените характер.
Коробочки «Подарки» Апрель 2017 г.
3-4 неделя
16 Придумывание рассказа на тему «Маленькие поварята» Существительные: кухня, тарелка. чашка, блюдце, сервиз, вилка, ложка, нож, чайник, поварёшка, кастрюля, сковорода, плита, пар, вкус, запах, аромат.
Прилагательные: кухонный, столовый, глубокий, мелкий, чайный, глубокий, прозрачная.
Глаголы: накрывать, готовить, мыть, жарить, варить, тушить, кипятить, греть, взбивать, печь, подогревать. Посудка, игрушечные овощи, игрушечные пирожные ит. д. Май 2017 г.
1-2 неделя
17 Игры Игра «Оживи предмет»
Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
- В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?
- О чем думает ваша обувь? (приводят свои ответы)
А вот как отвечали ваши дети (ответы детей) .
Игра «Опиши ситуацию»
Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.
Игра «Как мне повезло».
Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.
Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.
Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.
Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.
Сюжетные картинки Май 2017 г.
3-4 неделя