Нина Моросеева
Использование дидактических игр при формировании временных и пространственных представлений у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ВРЕМЕННЫХ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
В старшей группе происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями, с которыми дети познакомились в предыдущей группе: справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Публикация «Использование дидактических игр при формировании временных и пространственных представлений у детей с ЗПР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Новая задача – обучить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Ребенок должен уметь выполнять задания типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был волк, а сзади медведь. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади Коля» и т. д.
Кроме того, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы заяц, слева от куклы пирамидка, впереди Тани окно, над головой Тани лампа.
Формирование пространственных ориентировок успешно осуществляется, если ребенок постоянно осуществляется, если ребенок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями; ситуации, в которые включаются дети, должны быть занимательны для дошкольников.
В заданиях типа «Угадай, где что находится» можно использовать разнообразные материалы: привлекательные игрушки, картинки, располагающиеся в определенной последовательности.
Дети должны определить, что находится перед ними, что позади них, что справа, слева от них, вверху, внизу.
В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры.
Игра «Отгадай, что где стоит»
Перед детьми несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой, или справа от лисы и перед куклой и т. п.
Игра «Что изменилось?»
На столе несколько предметов. Дети должны запомнить, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем они закрывают глаза, ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети должны определить, что изменилось и рассказать, где предметы стояли раньше. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от кошки. Или: кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.
Игра «Найди похожую»
Дети отыскивают картинку с указанными педагогом предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов на картинке. Например, первым слева стоит слон, а за ним матрешка, последним мишка, или в середине чайник, справа от него голубая чашка, слева розовая чашка.
Игра «Расскажи про свой узор»
У каждого ребенка картинка («коврик») с узором. Каждый ребенок должен рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу – красный квадрат, в левом нижнем углу – овал, в правом нижнем углу – прямоугольник, в середине – треугольник.
Можно дать детям задание рассказать об узоре, который они нарисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу цветочки, вверху и внизу волнистые линии, справа и слева по одной волнистой линии с листочками и т. п.
«Художники»
Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепление терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности.
Игра проводится с подгруппой детей. Роль ведущего выполняет педагог. Он предлагает детям нарисовать картинку. Все вместе продумывают ее сюжет: например, комната, город, зоопарк и т. д. Затем каждый ребенок рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где они должны находиться относительно других предметов. Педагог заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. Например, в центре листа нужно нарисовать избушку (педагог рисует так, чтобы изображение было простым и узнаваемым). Вверху, на крыше дома нарисовать трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу, перед избушкой сидит кот и т. д. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, в, за, перед, около, между и т. д.
В этом возрасте у детей нужно формировать умение изменять направление во время движения. Этому тоже помогают дидактические игры.
Игра «Найди игрушку»
«Ночью, когда детей не было в группе, - говорит педагог, - к нам прилетел Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит всякие шутки, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как можно их найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машинка. Или другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, приседает, за шторой находит матрешку.
Игра «Путешествие по комнате»
Буратино или стойкий оловянный солдатик «с помощью ведущего» дает детям разныезадания. «Дойди до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание, если оно успешно выполнено, то ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество заданий не должно быть больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить. Например, пройти вперед пять шагов, повернуть налево, сделать еще два шага, повернуть направо, пройти до конца, отступить влево один шаг.
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Если в предшествующих группах дети уже познакомились с частями суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь, научились различать временные понятия (сегодня, завтра, вчера, то наступило время для усвоения последовательности дней недели.
Педагог рассказывает детям, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету. Понедельник – день после недели, т. е. первый после кончившейся недели. Вторник – второй день недели. Среда – середина недели. Далее можно привлечь детей к определению происхождения названий. Четверг – четвертый день недели. Пятница – пятый.
На каждом занятии можно отводить время для повторения названия временных отрезков и дней недели. Для этого можно к детям обращаться с вопросами: какой сегодня день недели, какой день недели будет завтра, какой день был вчера?
А для усвоения и углубления временных представлений можно использовать различные игры, которые используются на занятиях.
Игра «Живая неделя»
Семь детей построились и пересчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день недели следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я – вторник. Какой день недели следующий?» и т. д.
Дети задают задание «дням недели», загадывают загадки. Загадки могут быть самые разные. Например, назови день недели, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед воскресеньем и т. д.
Назови все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например, от вторника до вторника.
Когда дети усвоят названия и последовательность дней недели, они охотно начинают решать такие задачи: «На улице встретились два друга. «Приходи ко мне в гости», - сказал Коля. «Спасибо, - ответил Петя, - только ко мне в понедельник приезжает бабушка, а в среду я уезжаю отдыхать. Я обязательно приду». В какой день недели придет Петя в гости к Коле?
Другие задачи. Сегодня среда, через один день будет праздник в детском саду. В какой день будет праздник? Назови день недели, который стоит между четвергом и субботой.
Педагог может рассказать детям о том, как в старину определяли время.
В старину, чтобы знать, сколько дней пройдет, древние люди использовали такой способ. Они знали, что от восхода солнца до следующего восхода проходят сутки. Поэтому, каждое утро, т. е. на восходе солнца они нанизывали камешки с отверстием (похожим на пуговицу) на травинку. Таким образом, они определяли много или мало дней прошло до какого-то события, например, до сбора урожая. Известен такой случай. Древний персидский царь оставил греков охранять мост. А сам со своим войском пошел в поход на врагов. Он вручил воинам, охранявшим мост, ремень, на котором были завязаны узлы. Каждый день воины должны были развязывать по узлу. Когда все узлы будут развязаны, воины могут возвращаться домой.
Можно вместе с детьми попробовать такой старинный способ освоения времени. Принести веревку с несколькими завязанными узлами. Договориться, что каждый день в одно и то же время они будут развязывать один узел. Когда все узлы будут развязаны, настанет праздник или еще что-нибудь интересное.
Умение ориентироваться во временных понятиях обеспечивается повседневным соприкосновением с данным понятием.