Ольга Ляхова
Использование дидактических игр по обучению грамоте в работе с детьми с ТНР. Фотоотчет
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя очень важна.
Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.
Одной из задач в коррекционно-педагогической работе является обучение детей старшего дошкольного возраста грамоте.
Публикация «Использование дидактических игр по обучению грамоте в работе с детьми с ТНР, Фотоотчет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Перед воспитателем же встаёт задача на закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Вот некоторые игры, которые можно использовать работе с детьми с ТНР по обучению грамоте.
Игра «Весёлый автомобильчик».
Цель: закреплять знание букв, упражнять детей в соединении букв в слоги и чтении их; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: игрушечный автомобиль с кармашком, в который могут вставляться буквы, карточки с согласными буквами, изображение домиков с кармашками для гласных букв.
Ребёнок сначала под руководством педагога, а затем самостоятельно, ведёт игрушечным автомобильчиком, у которого в прозрачный кармашек вставлена согласная буква, по нарисованной дорожке к домикам, в окошечках которых гласные буквы. Ведя автомобиль от домика с первой буквой, он пропевает получившийся слог до следующего домика. Затем образует следующий слог и пропевает его до следующего домика. И так до конца дорожки. Идя по дорожке назад можно усложнить задание и образовать обратный слог, начинающийся с гласного звука.
Игра «Прятки букв».
Цель: найти букву в комнате, узнать и назвать её.
Материал: плотные карточки с изображением букв.
Дети закрывают глаза. Педагог прячет карточки с изображением букв в разные места комнаты. Дети ищут буквы, а затем называют их.
Игра проводится с гласными звуками, целью является закрепление знания гласных букв.
Можно усложнить игру: спрятать буквы в разные места и отметить эти места на плане. Тогда ребенок должен будет соотнести место на плане с реальной комнатой и попробовать найти там букву. В этой игре ребенок сможет не только запоминать буквы, но и узнать, что такое план комнаты.
В более сложном варианте можно составлять из спрятанных букв слово.
Игры с использованием методического пособия «Кубики Зайцева».
Игра «Паровозик».
Цель: учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной буквой, способствовать запоминанию и прочтению складов с одной и той же буквой, учить осмысленно находить нужный кубик,
Детям очень нравится эта игра. Педагог говорит, что все вагоны в паровозике будут с заданной буквой и показывает на первом кубике, например с буквой А, на любом большом, как надо находить сторону с буквой, затем педагог ставит первый кубик. Остальные кубики дети ставят сами, педагог вмешивается лишь тогда, когда ребенок не понимает, как надо искать кубики с заданной буквой. Когда паровоз построен, он должен отправляться в путь. Но для этого все вагончики надо прочитать: ПА-ТА-НА-СА-ФА-ША-ЧА и т. д. Сначала педагог сам озвучивает склад, а дети хором повторяют его. Передвигаясь по вагончикам, можно использовать кубик с ударением.
Игра «Сложи слово».
Цель: учить детей самостоятельно выкладывать слова кубиками, находить кубик из общей массы, с опорой на слух.
Педагог озвучивает задуманное слово, дети находят нужные кубики и составляют из них слово.
Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребенком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этих целей подходят настольные и настольно- печатные игры. А если воспитатель при их подборе учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, то такая игра одновременно дает и обучающий эффект. Например, если у ребенка трудности с мелкой моторикой- ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы; если трудности с конструктивной деятельностью- сложить по образцу разрезные картинки или специальные кубики и т. д. Помогают в данном вопросе и тетради на печатной основе типа: «Готовим руку к письму», «Учимся писать» и т. д.