Фарбак Людмила
Использование дидактических игр и пособий из фетра в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые педагоги! Сегодня я бы хотела познакомить вас с таким интересным материалом, как фетр.
Всегда, во все времена ценились вещи, сделанные своими руками. Сейчас игрушки и поделки из фетра пользуются большой популярностью среди педагогов, мам и их малышей.
А точнее я хочу рассказать, где можно использовать фетр в ДОУ.
Публикация «Использование дидактических игр и пособий из фетра в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Результатами моего педагогического творчества стало создание пособий с использованием фетра, они помогают разнообразить процесс обучения, повысить уровень эффективности восприятия и запоминания основных математических азов.
А так же они содержательно-насыщенные, трансформируемые, полифункциональные, доступные и безопасные.
Их ценность заключается в том, что они могут использоваться в работе воспитателя, а так же в самостоятельной деятельности детей.
Почему именно фетр?
Фетр - это приятный на ощупь материал, который удобен в использовании : фетр не сыпется, легко и просто вырезается по выкройке, будь то цифры, буквы, животные или цветы. И все! Ваше пособие готово!
Если вы возьмете фетр в руки, то почувствуете, насколько это теплый и уютный материал. Работа и игра с ним дает детям ощущение безопасности, расслабленности и доверия.
Поскольку все игры самостоятельны и имеют свои учебные задачи, их можно включать в любое занятие и постоянно пополнять.
Пособия из фетра имеют определенную особенность: они обладают свойством сцепления с однотипными материалами, удерживаются в вертикальном положении на однотипном материале, что подтверждает их многофункциональность и возможность демонстрации на вертикальных поверхностях (мы решили модифицировать его для создания развивающей зоны на спинке нашего мягкого уголка). Например, дидактическая игра «Времена года» представляет собой основу с мобильными деталями: дерево, снеговик, животные, листья, цветы, солнце и т. д., которые сменяются в зависимости от сезона. Дидактический материал крепится с помощью основания — липучки. С помощью пособия «Времена года» можно провести дидактические игры : «Собери в корзинку», «Угадай, какое время года», «Вверху, внизу», «Чего не стало?», «Расположи правильно», «Отвечаем на вопросы» и т. д. Цели могут быть очень разнообразными: закреплять пространственные представления и умение использовать слова : слева, справа, внизу, впереди (перед, сзади (за, между, рядом; формировать представления детей о равенстве групп предметов, совершенствовать умения сравнивать предметы по высоте, длине, ширине. Игры, изготовленные из фетра, да и сами предметы и даже сюжеты, преследуют единое направление в работе, развитие сенсомоторной координации. Сенсомоторная координация — это согласованные движения руки и глаз. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребёнок.
Так же мною были изготовлены и другие пособия и игры из фетра, с некоторыми из них хочу вас познакомить.
Дидактическая игра «Путешествие пчел»
Цели: Расширить знания детей о пчелах. Обогатить словарь детей по данной теме. Закрепить умение считать и обозначать цифрой результат счета. Формировать устойчивые представления о величине, количестве, цвете, расположении предмета в пространстве. Учить детей чередовать предметы по заданному признаку (цвету).
- Посадите пчелу на самый низкий цветок. - Посадите пчелу на самый высокий цветок. - Посадите пчелу на улей. - Посадите пчелу под гриб. - Посадите пчелу возле среднего цветка.
Дидактическая игра «Капельки и тучки»
Цель: Учить детей соотносить и группировать предметы по размеру.
Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький». Развивать мелкую моторику, логическое мышление.
Развивать слуховое внимание.
Материал: две фигурки - тучки одинакового цвета, но разные по размеру; фигурки капелек большого и маленького размеров одинакового цвета.
Воспитатель берет одну из радом лежащих фигурок (крупную тучку) : Какая это тучка по размеру? Какие капли упали с этой тучки? Предлагает одному ребенку выбрать нужные капельки и расположить их под крупной тучкой. Когда ребенок справился с заданием спрашивает: какие капельки остались? Под какой тучкой их надо расположить? Ребенку предлагается взять оставшуюся тучку (маленькую) и разложить капельки, соответствующие по размеру этой тучке. Повторяется несколько раз с разными детьми.
Второй вариант: Предварительно перемешав фигурки –капельки, ребенку предлагается разложить капельки по размерам: большие капельки к большой тучке, маленькие капельки – к маленькой тучке
Укрась ёлочку шарами
Материал: елочки из фетра, круги разных цветов.
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг;
развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное
настроение.
1 вариант: используем кружочки двух основных цветов
2 вариант: используем кружочки четырёх основных цветов
3 вариант: используем кружочки дополнительных цветов.
Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Ёлочка собралась на праздник.
Поможем ей нарядиться. Украсим её шарами». Задаё т вопросы: «Какая это
форма? Какого цвета этот кружочек?»
Найди пару
Материал: разноцветные рукавички из ткани.
Цель: упражнять в умении находить рукавички одного цвета, развивать мелкую
моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от
результата своей деятельности.
Игра "Божья коровка"
1-й ребенок бросает кубик с точками и выкладывает столько черных кружков из фетра на божью коровку, сколько выпало на кубике.
2-й ребенок бросает кубик с точками и выкладывает столько черных кружков из фетра на божью коровку, сколько выпало на кубике, затем говорит на какой половинке божьей коровки больше точек, на какой меньше.
Таким образом, можно сделать вывод, что игры и из фетра помогают в решении многих обучающих и развивающих задач. Это и развитие речи; изучение цвета, формы, размера предметов, навыков счёта. Обогащение сенсорно-тактильного опыта, развитие мелкой моторики ; знакомство с окружающей природой и ее явлениями. Расширение кругозора детей, способствующее развитию познавательных процессов, развитию воображения и, конечно же, развитию мелкой моторики. Для детей это яркая игрушка, с которой можно приятно и с пользой провести время, для педагогов — один из инструментов обучения с увлечением.