Юлия Кулебакина
Использование дидактических игр для формирования представлений о форме и величине у детей четвертого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Возможности использования дидактических игр в формировании представлений о форме и величине у детей четвертого года жизни
ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений
Конспект непрерывной образовательной деятельности
" Колобок – румяный бок "
Публикация «Использование дидактических игр для формирования представлений о форме и величине у детей четвертого года жизни» размещена в разделах
- Величина. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
для детей второй младшей группы детского сада (3– 4 года)
Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие», задачи:
- формировать представления о величине : длинный – короткий, большой – маленький, средний
- продолжать знакомить с кругом, квадратом треугольником, формировать умение называть его, сравнивать между собой.
- развивать умение зрительно определять и называть цвет предметов.
- развивать внимание, память, логическое мышление, математические способности детей
ОО ФГОС ДО «Речевое развитие», задачи:
- стимулировать проявления речевой активности при решении проблемных ситуаций.
- продолжить развивать умение отгадывать загадки
ОО ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие», задачи:
- развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
ОО ФГОС ДО «Физическое развитие», задачи:
- развивать крупную и мелкую моторику обеих рук
- укреплять правильную осанку
Материалы и оборудование
1. Демонстрационный материал презентация
2. Ребристая дорожка
3. Мультимедийное оборудование ноутбук
4. Фигурки настольного театра - колобок, заяц, волк, лиса, медведь, бабушка, дедушка
5. Раздаточный материал на каждого ребенка — геометрические фигуры разные по форме и величине.
6. Оборудование для дидактической игры «Разложи фигуры в домики»
карточки-домики разного цвета, геометрические фигуры разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, звездочки, шестиугольники).
7. Оборудование для дидактической игры : «Найди свой домик» : маленькие карточки с изображением геометрических фигур, отличающихся по форме и величине (6 х 8) – круги, квадраты, треугольники; три геометрические фигуры большего размера, обручи.
8. Логическая игра «Мишка» (геометрическая мозаика по образцу) по количеству детей. Большой круг – морда мишки, треугольник – нос, 2 маленьких круга – глаза, 3 средних круга уши и морда мишки.
9. Образец «Мишка»
10. Палочки Кюизенера.
Предварительная совместная деятельность
1. Чтение сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций.
2. Беседа по иллюстрациям.
3. Лепка предметов круглой формы.
4. Знакомство с понятием «загадка» и принципом их отгадывания.
5.
Ход непрерывной образовательной деятельности
1. Организационная часть:
Воспитатель:
Соберемся, дети, в круг.
Я — твой друг, и ты — мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
- Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да!
- А в сказке оказаться хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: - А вот и сказочная дорожка. Давайте пойдем по ней и посмотрим, куда она нас приведет. (Дети вместе с воспитателем идут по ребристой дорожке.)
2. Основная часть:
Показ презентации «Колобок»
Слайд № 3
Воспитатель: - Ой, смотрите, чей-то домик. Давайте узнаем, кто здесь живет?
Слайд № 4
Воспитатель: Это же дедушка и бабушка. Отгадайте, из какой сказки дед и баба:
Загадка:
Из муки он был печён,
На сметане был мешён.
На окошке он студился,
По дорожке покатился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песни пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?.
Дети: Колобок.
Воспитатель: Верно, это дедушка и бабушка из сказки «Колобок». Сегодня я расскажу вам сказку про колобка. Но это не та сказка, которую вы все хорошо знаете, а сказка на новый лад. Вы будете мне помогать? Тогда садитесь поудобнее и слушайте:
«Жили – были дедушка и бабушка. Вот и просит дед бабу: «Испеки-ка, старая, колобок». Баба замесила тесто и задумалась – какой формы лучше сделать колобка. Разделила тесто и из одного кусочка сделала вот такой колобок.». (Воспитатель демонстрирует треугольник.)
- Какой формы получился колобок у бабы?
Дети: Треугольный.
Воспитатель: «Дед увидел и говорит: «Баба, что ты сделала? Колобки такие не бывают». И слепил вот такой колобок…». (Воспитатель демонстрирует квадрат.)
- Какой формы получился колобок у деда?
Дети: Квадратной.
Воспитатель: «Бабка обиделась и говорит: «Отродясь таких колобков не видела!». И начался у них такой спор…»
- Ребята, чтобы дед с бабой не поссорились, давайте поможем им. Как вы считаете, какой формы должен быть колобок?
Дети: Круглой.
- Почему он не может быть ни треугольным, ни квадратным?
Дети: Не катится.
Слайд № 5
Воспитатель Представьте себе, что у вас в руках кусочек теста. Покажите, как мы будем катать колобок.
Пальчиковая гимнастика
Тесто мнем, мнем, мнем!
(Руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем!
(очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)
Колобок мы испечем!
(руками совершаем движения, как будто лепим колобок)
Воспитатель (Показ фигурки колобка.) - Вот какой красивый колобок получился у нас. Какой он формы?
Дети: (Круглый.)
Воспитатель «Помирились дед с бабой. Положили колобка на окно остывать, а сами пошли чай пить. Давайте и мы с вами найдем домики для моих друзей геометрических фигур»
перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.
Дидактическая игра : «Найди свой домик»
Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего размера и находить среди них такие же; развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.
Игровая задача: Давайте и мы с вами найдем домики для моих друзей геометрических фигур
Оборудование: маленькие карточки с изображением геометрических фигур, отличающихся по форме и величине (6 х 8) – круги, квадраты, треугольники; три геометрические фигуры большего размера, обручи.
Игровое правило: маленькие карточки раздаются каждому играющему; по сигналу «Стоп!» все должны остановиться, рассмотреть свою фигуру и поискать такую же в обручах; по сигналу «Найди свой домик!» нужно быстро прибежать на место.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает обручи и большие геометрические фигуры в них в разных местах группы или участка. Дети получают карточки с изображением геометрических фигур.
Воспитатель говорит: «В этом домике живут круги, а в этом – квадраты, и т. д.»
После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу воспитателя дети находят свой домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике.
Слайд № 6
Воспитатель «Надоело колобку лежать на окне, он и покатился по тропинке в лес. Катится колобок, а навстречу ему заяц.»
Слайд № 7
«Увидел колобка, обрадовался и говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!». А колобок ему отвечает: «Не ешь меня, заяц». «Отпущу тебя, - говорит заяц, - если выполнишь мое задание. Разложи фигуры в домики. «Да я не умею», - расстроился колобок.»
- Поможем, ребята, колобку выполнить задание зайца?
Дети: Да.
Дидактическая игра «Разложи фигуры в домики»
Цель: развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур; формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры; сравнивать их по величине;
Игровая задача: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».
Размести «жильцов» в домики.
Игровое правило: брать только по одной геометрической фигуре и класть в нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает :
Размести «жильцов» в домики.
-По форме (в красном домике – круги и т. д.).
-По величине (в красном домике –большие треугольники и т. д.).
Воспитатель- Молодцы, с этим заданием вы справились.
Слайд № 8
Воспитатель «Катится колобок дальше, а навстречу ему серый волк:
«Я - сердитый волк,
Я зубами щелк да щелк!
Выполни, колобок, задание, а не то я тебя съем. Выложи из палочек дорожки разного цвета.». Совсем расстроился колобок.»
- Ребята, давайте поможем колобку, чтобы волк его не съел.
(Дети выкладывают две дорожки разного цвета из палочек Кюизенера.)
Воспитатель- Какого цвета дорожки вы выложили?
Дети: (ответы детей)
Слайд № 9
Воспитатель «Покатился колобок дальше и повстречал медведя. Выполни, колобок, задание, а не то я тебя съем. Сделай мой портрет. Ребята, давайте поможем колобку, чтобы медведь его не съел.
Логическая математическая игра «Мишка»
Воспитатель: Какую фигуру вы возьмете, чтобы сделать голову мишке? (круг). А ушки будут? Какую фигуру возьмете? (маленькие круги). А глазки? Какие фигуры возьмёте? (2 самых маленьких круга). А носик нужен? Какую фигуру возьмете (Треугольник)
Воспитатель Молодцы, посмотрите, какие красивые у нас получились мишки.
Слайд № 10
Воспитатель «Покатился колобок дальше, и встретил лисицу:
«Колобочек, мой дружочек!
За тобой бежать нет мочи!
Колобок, колобок, я тебя съем!».
А колобок отвечает: «Лисичка, не ешь меня. Лучше посмотри, что мы с ребятами будем делать.»
Игровое упражнение «Что сначала, что потом».
Воспитатель ставит на стол персонажей сказки из настольного кукольного театра.
Воспитатель- Посмотрите на героев сказки «Колобок» и скажите, кого сначала повстречал Колобок, кого повстречал потом.
Можно продемонстрировать неправильную последовательность и попросить детей найти ошибку.
Часть 3 –заключительная.
Воспитатель: - Вы молодцы! Выполнили все задания и спасли колобка. А колобку пора отправляться домой к бабушке и дедушке!
Слайд № 11
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
- К кому в гости мы ходили?
- По какой дорожке шли?
Слайд № 12
Приложения: