ирина гудинова
Картотека дидактических игр для детей раннего возраста по формированию представлений о величине
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Учить детей сравнивать предметы по величине (размер, длина, высота, ширина, используя слова: шире – уже, длиннее - короче, выше - ниже, больше – меньше. Учить путем наложения и на «глаз» сравнивать контрастные предметы.
• Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине, осуществлять сериацию предметов.
«Большой - маленький»
Публикация «Картотека дидактических игр для детей раннего возраста по формированию представлений о величине» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Темочки
Воспитатель раскладывает перед ребенком карточки картинками вверх. Рассказывает сказку, например такую.
В одной сказочной стране жили разные предметы. У каждого предмета были братик или сестричка, очень-очень похожие друг на друга. Отличались они только размером — один большой, а другой маленький. И вот однажды поднялся сильный ветер. Он перепутал все предметы, разбросал их в разные стороны. Давай мы с тобой поможем найти жителям сказочной страны их братишек и сестренок. Если найдем правильно, то они возьмутся за ручки. А если допустим ошибку, то не дадут руки друг другу. Попробуем?
Ребенку нужно взять одну карточку с любым предметом, назвать его и найти ему пару. Если выбор сделан правильно, то имеющиеся на карточках замки позволят соединить карточки в парную картинку.
«Мой размер»
(Д/и «Жил – был кружочек»)
Воспитатель предлагает детям картинки с разными предметами. Ребенок выбирает себе только картинки с большими предметами, не зависимо от формы, а средние и маленькие отбрасывает (возможны другие варианты).
«Больше - меньше»
(Д/и «Жил – был кружочек»)
Воспитатель раскладывает карточки в хаотическом порядке картинками кверху, берет одну карточку и просит ребенка отыскать еще 2 с теми же геом. фигурами, но другого размера. Ребенок сравнивает изображенные фигуры по размеру, используя понятия «больше, меньше».
«Кукла идет в гости»
Воспитатель предлагает ребенку одну куклу и 6 платьев и говорит, что нужно помочь Тоне найти ее платье. Кукла меряет все наряды, комментируя: «Это платье мне мало, нужно побольше и т. п.» Ребенок должен помочь Тоне найти ее платье.
«Кто проворней»
(Д/и «Кукла идет в гости»)
Воспитатель раздает детям куклы и говорит: «Кто быстрее найдет свой наряд?». Дети находят соответствующего размера платья (сначала из 3 предложенных, а затем из 6).
«Разложи по размеру»
(Д/и «4-й лишний»)
Воспитатель отбирает для игры карточки с предметами, которые контрастно отличаются по размеру. Раскладывает их в произвольном порядке и просит ребенка распределить карточки по размеру, выбрать из них самый большой, самый маленький.
«Чудесный мешочек»
В мешочке предметы разной величины. Воспитатель предлагает ребенку достать только большие (маленькие) предметы. Ребенок на ощупь определяет размер предмета.
Игры с блоками Дьенеша:
• Найди все фигуры как эта (по размеру).
• Найди не такую фигуру как эта (по размеру).
«Радуга»
Цель игры:
Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета,
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи.
Ход игры:
Воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру.
Радужная арка
У нас сияет ярко
Вот беда случилась с ней
Потеряла часть лучей
Лучи ребятки соберут
Все в порядок приведут
Станет радуга опять
Пуще прежнего сиять.
«Занимайка»
Цель игры:
Развитие сенсорного восприятия,
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Пособие представлено в виде ширмы, на деревянный каркас которой прикреплены различные игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям многофункциональное дидактическое пособие «занимайка», которое состоит из различных дидактических игр.
«Гусеница» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;
«Мешочки» на развитие тактильного восприятия;
«Колечки» на развитие мелкой моторики;
«Ленточки» на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия;
«Разноцветные палочки» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;
«Осьминог» на развитие мелкой моторики.
Чудо ширма есть у нас,
Поиграем с ней сейчас!
«На что похожа фигура?»
Цель:
Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал:
Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.
Ход игры:
Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т. д.).
«Спрячимся от дождика»
Цель:
Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал:
Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.
Ход игры:
Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”
«Выбери пуговки»
Цель:
Воспитывать умение группировать предметы по величине.
Игровой материал:
2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)
Ход игры:
Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т. д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.
«Найди домик»
Цель:
Воспитывать умение различать предметы по величине.
Игровой материал:
Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик. «Подарим мячи Мишке и Мишутке»
Цель: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по размеру, обозначать результаты сравнения большой – маленький, больше – меньше.
Ход игры:
Ребята, к нам пришли в гости Мишка Мишутка. Чем отличаются медведи?
Давайте подарим им мячи? Какой мяч мы подарим Мишке? Какой Мишутке? Почему?
«Построим башенки»
Цель: Закрепить умение сравнивать два предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.
Ход игры:
Наши знакомые гномы принесли нам кубики. Что можно построить из кубиков? Гномы просили построить башенки для взрослых гномов и для малышей. Какую по высоте башенку нужно построить для взрослых гномов? Какую для малышей? Какая башенка выше? Какая ниже? Как это можно проверить?
«Подбери ленточки для кукол»
Цель: Закреплять умение сравнивать два предмета по ширине, используя прием наложения.
Ход игры: Куклы собираются на праздник. У них две ленты. Даша хочет бант из широкой ленты, а Маша из узкой. Ребята, найдите широкую и узкую ленты. Какая лента широкая? Какая узкая? Какая лента шире? Какая уже? Как вы узнали? Теперь мы можем завязать куклам красивые банты.
«Чья дорожка длиннее»
Цель: Упражнять детей в умении сравнивать два предмета по длине, использовать приемы приложения.
Ход игры: Детям предлагается сделать из деталей дорожку любой длины. Затем воспитатель просит сделать еще одну дорожку, которая должна быть длиннее, чем предыдущая. После выполнения задания предложить детям на длинную дорожку поставить зайчонка, на короткую цыпленка. По какой дорожке идет зайчонок? По какой идет утенок? Как проверить какая дорожка длиннее, какая короче? А может они равные по длине?