Ольга Бережная
Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. Основная цель дидактической игры – решение конкретных обучающих задач. Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей в усвоении различных знаний, в развитии познавательной деятельности, взаимоотношений.
Публикация «Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Дидактические игры являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. В современной дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается как многоплановое педагогическое явление, которое выступает игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и средством гармоничного (всестороннего) развития личности ребенка – дошкольника.
Для эффективного взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе мы используем как готовые игры, так и изготовленные своими руками.
Характеристики, учитывающиеся при изготовлении пособий :
Размер (чтобы было видно всей группе детей на фронтальных занятиях);
Соответствие действительности (по внешнему описанию); Эстетичность;
Безопасность использования;
Гигиеничность (возможность обработки от пыли и в период карантина);
Функциональность (применять не только на одном занятии, но и возможность комбинировать с другими пособиями); Соответствие ФГОС ДО.
В процессе такой работы была разработана картотека дидактических игр с обязательным указанием цели игры и основных задач (обучающей, коррекционной, развивающей, воспитательной).
«Рыбаки и рыбки»
Цели и задачи Оборудование Ход игры
Цель игры: развитие связной речи.
Обучающая задача: уточнить знания детей по теме «рыбы».
Коррекционная задача : формировать фонетико-фонематическое восприятие,автоматизировать и дифференцировать звуки [Р],[ Рь].
Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.
Воспитательная задача: поддерживать активность в выполнении задания; учить взаимодействовать с партнером в игре, соблюдать правила игры 1. Рыбки из картона (на обратной стороне картинки со звуками [ Р],[Рь]).
2. Игрушечные удочки с магнитом(4 шт.).
3. Игрушечные ведерки.
4. Фишки для поощрения.
5. Игровой кубик. Первый вариант: Ребенку предлагают рассмотреть рыбок, обращают внимание, что на обратной стороне расположена картинка с предметом на зв. [ Р] [ Рь]. Далее ребенок на удочку «ловит» рыб, проговаривая фразу: рыбка принесла мне (название предмета).За правильный ответ ребенок поощряется фишкой.
Второй вариант: Игроки по очереди «ловят» рыб, проговаривая фразу: Я поймал рыбку с (название предмета, или: Мне попалась рыбка с (название предмета).
Третий вариант: Каждый игрок по очереди бросает кубик для «ловли» заданного количества рыб, проговаривая фразу: рыбка принесла мне (название предмета).
Четвертый вариант: Игроки распределяют на какой звук [ Р] или [Рь], можно «ловить» предметы. Оставляют только соответствующих заданному звуку картинки. Выигрывает тот, у кого больше правильно подобранных слов. Количество игроков 2-4 ребенка. За правильный ответ ребенок поощряется фишкой. Выигрывает тот, у кого в конце игры больше фишек.
На обратной стороне рыбок приклеены картинки со звуками [Р], [ Рь].
«Узнай рыбку»
Цель игры: развитие связной речи.
Обучающая задача: учить выделять существенные признаки предмета.
Коррекционная задача : учить составлять предложения с опорой на сенсорные эталоны, автоматизировать звуки [ Р], [ Л].
Развивающая задача: совершенствовать навыки сравнения предметов по сенсорным признакам.
Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.
Ход игры:
Первый вариант: Перед детьми выкладываются рыбки. Педагог: «Я загадала рыбку, у неё красные плавники и сиреневый хвост». Дети сравнивают описание рыб, выбирают подходящий вариант. Ребенок отвечает: «Я нашел рыбку, у неё красные плавники и сиреневый хвост». За правильный ответ ребенок получает фишку.
Второй вариант: Роль ведущего берет на себя ребенок.
Третий вариант: Роль ведущего по очереди переходит от одного ребенка к другому.
Выигрывает тот, у кого больше фишек. Играть могут от 2 до 5 человек.
«Четыре ведерка»
Цель игры: развитие фонетико-фонематического восприятия.
Обучающая задача: закреплять умение делить слова на слоги.
Коррекционная задача : развивать фонематический слух, автоматизировать звуки [ Р], [ Рь].
Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.
Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.
Ход игры:
Первый вариант: На столе стоят четыре ведерка, на каждом обозначение количества слогов (один, два, три, и четыре слога). Перед детьми выкладываются рыбки. Игроки «ловят» рыб, проговаривают название картинки с обратной стороны и определяют количества слогов. Далее выбирают подходящее ведерко.
Второй вариант: Игроки распределяют между собой ведерки с обозначением количества слогов. Каждый «ловит» только тех рыб, на обратной стороне которых приклеены картинки с тем же количеством слогов в словах.
Выигрывает тот, у кого больше рыбок. Играть могут от 2 до 4 человек.
«Три ведерка»
Цель игры: развитие фонетико-фонематического восприятия.
Обучающая задача: учить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец).
Коррекционная задача : развивать фонематический слух, автоматизировать звуки [ Р], [ Рь].
Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.
Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.
Ход игры:
Первый вариант: На столе стоят три ведерка, на каждом обозначение места заданного звука в слове (начало, середина, конец). Перед детьми выкладываются рыбки. Игроки «ловят» рыб, проговаривают слово с обратной стороны и определяют место звука в слове. Далее выбирают подходящее ведерко.
Второй вариант: Игроки распределяют между собой ведерки с обозначением места заданного звука в слове. Каждый «ловит» только тех рыб, на обратной стороне которых приклеены картинки с определенным местом звука в слове.
Выигрывает тот, кто быстрее «наловил» 5 рыбок. Играть могут от 2 до 3 человек. «Большой улов»
Цель игры: развитие связной речи. Обучающая задача: учить согласовывать существительные и прилагательные,
Коррекционная задача : автоматизировать звуки [ Р], [ Рь].во фразах.
Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.
Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.
Ход игры:
Первый вариант: Перед детьми выкладываются рыбки. Игроки по очереди «ловят» рыб, проговаривают слово с обратной стороны ( Пример: карандаш). Педагог задает ребенку вопрос: «Какой карандаш?» Ребенок подбирает подходящее по смыслу слово ( Пример: деревянный карандаш). За правильный ответ ребенок забирает рыбку.
Второй вариант: Роль ведущего берет на себя ребенок.
Третий вариант: Роль ведущего по очереди переходит от одного ребенка к другому.
Выигрывает тот, у кого больше рыбок. Играть могут от 2 до 6 человек.
Так же, игры для автоматизации введенных в речь звуков могут эффективно применяться в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста, а активная позиция воспитателя является необходимым условием в преодолении речевых нарушений у детей.
Пособие для изучения предлогов «Маленькие слова» состоит из двух макетов: 1-дом, 2-улица.
Цель игры: научиться понимать пространственное значение предлогов: на, под, за, в, с, из-под, из-за, между и т. п. ; Развивающие задачи:
- правильно согласовывать их с существительными и прилагательными; - формировать представление о предлоге как отдельном слове; - учить составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по схеме предлога и предложенным словом; - развить мелкую моторику рук.
Задание 1 – потренироваться в выполнении действий по указанию логопеда, уточняя «маленькие слова» - предлоги (например, где сидит кошка? Кошка сидит на диване.)
Задание 2 – перед ребёнком выкладываются карточки-схемы предлогов, логопед прячет, например, собаку под стол, а ребёнок ищет нужную схему.
Задание 3 – ребёнку даётся карточка-схема одного предлога и он, манипулируя игрушкой, ставит её в нужное место и составляет соответствующее предложение.
Задание 4 – перед ребёнком выкладывается порядок движения игрушки (схемы предлогов и картинки). Он двигает игрушку по песку (манная крупа, оставляя след. Затем вместе проверяем правильность маршрута.
Таким образом, использование в коррекционной работе разнообразных игр и пособий поддерживает интерес детей, познавательную активность, предотвращает их утомление и повышает эффективность коррекционной работы в целом.