Ираида Вощинина
Отчет по теме самообразования «Использование невербальных средств выразительности в ННОД по развитию речи детей 4–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по теме самообразования
1Тема: «Использование невербальных средств выразительности в ННОД по развитию речи детей 4-6 лет посредством игр и упражнений»
2. Актуальность :
Из обязательного содержания образовательной программы коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Цитата из программы «Детство»
Публикация «Отчет по теме самообразования „Использование невербальных средств выразительности в ННОД по развитию речи детей 4–6 лет“» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
«Практическое овладение нормами речи. Учатся находить уместные движения, позы, выражение лица в ситуациях общения с разными людьми».
Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими. В разделе “ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ» Развиваем речь и коммуникативные способности детей” большое значение приобретает умение детей устанавливать личностные контакты различными способами: вербальными и невербальными, налаживать взаимопонимание и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Нарушения речи – достаточно распространенное явление. Анализ речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с речевыми нарушениями. У таких детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, которая включает нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен. Поэтому, дети часто не понимают друг друга, конфликтуют, не стремятся к сотрудничеству. Это расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает речемыслительную деятельность, Речевые нарушения, если их не исправлять в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок – подросток – взрослый», что приводит к возникновению у детей к закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере, раскрывать свои способности и интеллектуальные возможности. В ряду методических приемов значительное место занимает использование невербальных средств общения – жестов, мимики, выразительных движений, контакта глаз.
В процессе речевого общения с детьми необходимо использовать невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика, мимические движения). Они выполняют важные функции:
• Помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой, связанных с конкретными зрительными представлениями. Мимика помогает уточнить значение слов (веселый, грустный, злой, ласковый, связанных с эмоциональным восприятием;
• Способствует углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);
• Помогают приближению учебной обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
• Являются образцами поведения для детей;
• Выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую роль.
Поэтому необходимо вести целенаправленную работу не только по развитию вербальной, но и невербальной коммуникации у дошкольников с ОНР. Они используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды, характерные для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами. Поэтому в систему коррекционной работы необходимо включать различные игры, упражнения, тренинги, через которые дети учились бы различным средствам невербальной коммуникации и определять разные эмоциональные состояния людей.
3. Цель работы -формировать у детей навыки невербального общения, коммуникативно-речевой активности
Задачи :
– Создать позитивное отношение к собственному телу и развивать способность управлять им.
– Развивать средства невербальной коммуникации : мимику, пантомимику, жестикуляцию.
– Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации.
– Учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи.
– Воспитывать доверительное отношение друг другу.
– Развивать невербальное воображение, образное мышление.
4. Форма организации детей.
– Применение игр и упражнений на занятии.
– Проведение игры в парах, микрогруппах.
– Проведение игры со всей группой.
– Применение игр и упражнений в самостоятельной деятельности.
А)Игры и упражнения для развития невербальной коммуникации.
Движения и жесты в общении – помогают исследовать и описывать предмет, способствуют выразительности речи.
• “Приветствие”. Дети здороваются с помощью жестов разными способами. Пальчиковые игры – развивают мелкую моторику, передают образ предмета.
• “Театр зверей”. С помощью игры дети перевоплощаются в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, жестов (лисички, зайчики, кошечки, лягушки и т. д.)
• “Танец”. Взрослый задаёт детям тему и включает музыку. Варианты тем:
– танец бабочки;
– танец зайца;
– танец лошадки;
– танец слонёнка;
– танец дерева и т. д.
• “Игрушечный магазин”. Взрослый выбирает несколько детей и “превращает” их в игрушки (машину, куклу, мяч, сумочку, собачку и т. д.). Ребята изображают их, а остальные угадывают, во что они превратились. Можно предложить тем, кто угадал поиграть “игрушками”.
• “Тень”. Дети разделяются на пары, становятся плотно друг другу и начинают движение вперёд вместе. Игра учит работать и воспринимать движения в паре, предугадывать жесты другого, их выразительности.
• “Согласованные движения”. Дети делятся на пары. Пары имитируют движения гребцов в лодке, людей, пилящих дрова, перетягивающих канат и т. д.
Б)Для создания повышенного мышечного тонуса, сопровождающего агрессивное поведение, могут быть использованы упражнения : “Два барана” - “бодание” лбом; “Злая собака” - мобилизация челюсти;“Петушки” - выталкивание на одной ноге (руки за спиной) из круга. Игры: “Выбивание пыли”,“Подушечные бои” и т. д.
• “Поссорились и помирились”. Дети делятся на пары. Стоя спиной, друг другу выразительными жестами показывают, что они поругались. Потом, стоя лицом, друг другу выразительными жестами показывают, как они помирились.
• “Пойми меня”. Взрослый сообщает задание ( например: подойди к двери) сидящему рядом ребёнку. Тот, при помощи жестов должен передать это сообщение следующему участнику так, чтобы он смог понять и выполнить задание. Ребёнок, выполнивший задание, даёт инструкцию следующему участнику, игра возобновляется.
В) Игры для творческого самоутверждения, требующие ситуации сотрудничества, когда есть действующие, передающие информацию и наблюдающие, которые воспринимают и понимают её.
• “Изобрази без предмета”. Дети разделяются на пары (микрогруппы). Один из детей жестами показывает напарнику, как надо вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова, поднять тяжёлые вещи и т. д. Затем меняются ролями.
• “Через стекло”. Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. “Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно” или “Принеси мне стакан воды, я хочу пить” и т. д. После игры необходимо выяснить насколько дети правильно поняли друг друга и обсудить, что чувствовали они при передачи сообщения.
• “Подарок другу”. С помощью действия-движения превратить предмет и подарить другу или королю.
• “Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!”. Группа детей показывает движениями свои дела (катаются на коньках, играют в мяч, плавают в речке, едут в автобусе и т. д.)
• “Времена года”. Играющие задумывают действия в разное время года. Зрители отгадывают, “что, когда?” (катаются на лыжах, плывут на лодке, загорают на солнце, ходят по лужам.)
Игры, используемые при формировании связной речи, развивающие воображение, совершенствующие выразительность движений, коммуникативных навыков.
• “Сурдоперевод”. Взрослый делит детей на “дикторов” и “сурдопереводчиков”. Один ребёнок ведёт рассказ, читает стихи, а другой показывает его с помощью мимики и жестов (стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и т. д., которые легко переводить жестами).
• “Немое кино”. Дети с помощью движений показывают простые сказки, такие как “Репка”, “Колобок”, “Теремок” и т. д.
Мимика – определённый знак, сигнал о чувствах, настроении окружающих людей, элемент поведения, поэтому необходимо хорошо разбираться и изучать эмоции человека.
• “Определи эмоции”. По схемам дети определяют выражение лица и позы человека
• “Мимическая гимнастика”. Детям предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица.
• “Музыка и эмоции”. Прослушав музыкальный отрывок, дети показывают настроение произведения мимикой.
• “Зеркало”. Дети разделяются на пары. Один из детей, входящих в пару, показывает какую-либо мимику, а другой должен точно его скопировать, отразить как в зеркале. Затем дети меняются ролями. После можно обсудить, кому нравиться показывать движения, а кому повторять и не придумывать самому.
• “Передача чувств”. Группа детей, стоящих спиной друг к другу, передают разные эмоциональные состояния невербальными способами.
• “Сказки наизнанку”. Взрослый предлагает детям придумать и разыграть сказку, в которой характеры героев были бы изменены ( например: колобок был бы злой, а лиса добрая).
• “Добрые – злые”. Дети делятся на две группы. Одна группа показывает злых животных, а другая добрых. Затем группы меняются, в конце все вместе изображают добрых.
Рисование – как своеобразная графическая речь, помогает общению с помощью знаков, символов, рисунков.
• “Рисунок”. Дети встают в круг в затылок друг другу. Один из них рисует на спине соседа какой–либо простой рисунок. Впереди стоящий, не называя рисунок, рисует его на спине впереди стоящего и т. д., пока рисунок не вернётся к первому партнёру. Теперь рисунок можно назвать, чтобы выяснить, верно, ли его передали.
• “Использование символов”. Сигналы помогают быстрому указанию к действию.
• “Незаконченный рисунок”. Дети по очереди добавляют один элемент на рисунке. В конце игры каждый говорит, что рисовал и обсуждают конечный результат.
• “Самое весёлое”. Взрослый предлагает детям придумать и нарисовать что-нибудь весёлое. Он обращает внимание, что можно изобразить не только предметы: вполне допустимы различные сочетания цветов и форм. По окончании дети демонстрируют свои картины и рассказывают о них. (“Самое доброе”, “Самое красивое”, “Самое грустное” и т. д.)
• “Придумай зарядку”. Ребёнок рисует движения, остальные выполняют их.
Формы работы предложенные в программе «Детство»
Для знакомства детей с невербальными средствами общения педагог организует игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Отгадай животное», беседует с детьми о том, как можно общаться без слов, рассказывает детям об искусстве пантомимы и предлагает игровые упражнения «Расскажи стихи руками», «Покажи движением», «Ласка», «Я радуюсь», «Отгадай по лицу», «Маски», «Зеркало».
5. Формы работы с родителям
Консультация
«Роль стихов в детских т играх»
Памятка на стенд «Пальчиковые игры и гимнастика для рук в домашних условиях»
Открытая ННОД по развитию речи «Путешествие» (в рамках Дня открытых дверей)
Буклет «Игры на координацию речи с движением
6. Результативность работы
Невербальные средства коммуникации помогают развитию эмоциональной сферы, положительно сказывается на речевом и познавательном развитии, на развитии социально – коммуникативной способности, следовательно, на состоянии речи. То есть необходимо развивать не только речь, но и эмоционально – двигательную сферу.
Работа по развитию невербальных средств позволила совершенствовать психомоторные функции, учить детей контролировать свои телесные проявления, понимать язык телодвижения, эмоций, что способствовало улучшению их взаимодействия со сверстниками. Их эмоциональные проявления приобрели более выразительный характер. Ребята учились быть доброжелательными и внимательными друг другу. Исчезла робость, неуверенность, они стали инициативнее вступать в межличностное взаимодействие. Работа по развитию жестов и мимики способствуют гармонизации коммуникативных отношений у детей.
7. Линия развития темы самообразования :
Необходима целенаправленная работа по развитию невербальной коммуникации с нарушением речи. В коррекционную работу необходимо включить систему упражнений, игр и игровых приемов, специальных заданий, психогимнастических тренингов, метод пиктограмм.
В каждое занятие необходимо включать физминутки, элементы психогимнастики, театрализацию, этюды, упражнения на релаксацию, логоритмические упражнения.
Логопедическая ритмика способствует не только воспитанию чувства ритма и развитию слухового восприятия, но и устранению заторможенности или возбудимости ребенка, улучшению координации движений, регулирует ритм дыхания, ритм, темп и акцент речи, помогает организовать поведение детей в коллективе, активизирует их внимание. Этому же в полной мере способствуют физминутки и психогимнастика.
Физминутки тесно связаны с темой занятия и являются переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминуток – это:
• Снять усталость и напряжение;
• Внести эмоциональный заряд;
• Совершенствовать общую моторику;
• Вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Иногда физминутки целесообразно проводить в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «Я».
Использование упражнений на релаксацию ведет к уменьшению напряжения, вводит в состояние покоя и расслабленности.
Включение в занятие театрализации, этюдов дает возможность обогатить выразительные движения ребенка. Мимика служит не сама по себе, не изолированно, а в связи со всеми конкретными взаимоотношениями человека с окружающими. Мимические движения совершаются обычно непроизвольно. Однако они могут вызываться и произвольно, что дает человеку возможность пользоваться ими в тех или иных целях сознательно.
Развитие психофизической сферы детей - является основой для развития речи.
8. Список литературы:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. - СП б., 1999.
3. Выготская И. Игровые ситуации для профилактики дисграфии, дислексии/Юбруч. - 1997. - №3;№4.
4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М., 1985. 120с.
5. Кузьменкова Н. Ю.
Особенности коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. Ю. Кузьменкова
// Логопедия. - 2005. - №4. - С. 35 - 37 .
6. Дудьев В. П.
Развитие невербальной коммуникации у дошкольников с ОНР / В. П. Дудьев
// Логопед в детском саду. - 2006. - №2. - С. 16 - 19.
7. Бестужева Е.
Невербальные средства коммуникации : [дети с ОНР] / Е. Бестужева
// Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. - С. 62 - 67.
8. Июдина Л. В.
Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. В. Июдина
// Логопедия сегодня. - 2007. - №3. - С. 44 - 50.
9. Мешалкина А. А.
Развитие коммуникативной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи / А. А. Мешалкина
// Детский сад от А до Я. - 2011. - № 4. - С. 79-102
10. Психогимнастика / М. И. Чистякова ; [под ред. М. И. Буянова]. - М. : Просвещение, 1990. - 126, [2] с. : ил. - Библиогр. : с. 127. - ISBN 5-09-002823-0.
1. 11. Горелов И. Н. Невербальные коммуникации. – М., 1980. – 104 с.