Анна Виснер
Использование авторской двигательной сказки в физическом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование авторской двигательной сказки в физическом развитии дошкольников»
Автор : Виснер Анна Исаковна, инструктор по физической культуре МАДОУ № 29
Слайд 1-2. В современном мире на смену увлекательным коллективным играм пришли игры компьютерные. У детей все меньше остается времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60% естественной потребности детей в движениях. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными, спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. В подавляющем большинстве, дошкольники страдают дефицитом движения, в результате чего у них исчезает интерес к занятиям физической культурой.
Публикация «Использование авторской двигательной сказки в физическом развитии дошкольников» размещена в разделах
Проанализировав опыт работы Потапчук А. А., Овчинникова Т. С. «Двигательный игротренинг» и Н. Л. Фоминой Наталии ( Фомина: Сказочный театр физической культуры, я пришла к выводу о том, что одним из способов повышения у детей интереса к физической культуре и спорту, потребности в естественной двигательной активности является использование на занятиях по физическому воспитанию игротреннинга в форме двигательной сказки.
Слайд 3. Сказка как образовательное средство позволяет, в первую очередь развивать воображение детей, обогащать их речевое развитие, а также положительно влиять на те, особенности физического развития детей, которые затрудняют создание ярких, оригинальных, целостных образов физического Я. Физическое Я характеризуется совокупностью представлений человека о собственном теле и связано с эмоциональной его оценкой.
Слайд 4. Двигательная сказка авторами рассматривается как система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией и направленных на совершенствование двигательных умений и навыков. Данная форма работы подходит для работы с детьми любого возраста, так как включает себя два взаимосвязанных элемента: игру и сказку.
Слайд 5. Игра является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста, а сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Данное сочетание позволяет повысить интерес дошкольников к занятиям физической культуры.
Двигательные сказки осуществляются по мотивам литературных произведений. Их проведение требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов и движений.
Авторская сказка выступает специфической формой социокультурной рефлексии. Авторское начало предлагаемых двигательных сказок проявляется в разработке сюжетов, образов, а также в лингвостилистическом оформлении текстов.
Слайд 6. Цель и задачи. (на слайде)
Цель: развитие двигательных способностей дошкольников с помощью двигательных сказок.
Задачи:
• Содействовать освоению детьми двигательных действий, направленных на формирование оптимального двигательного режима жизнедеятельности.
• Развивать представления детей о собственном теле, ориентацию в системе моральных норм и правил поведения с помощью вхождения в образ сказочных героев.
• Формировать коммуникативные умения в процессе участия в двигательных сказках.
• Развивать интерес к содержанию сказки и желание участвовать в ее обыгрывании.
• Развивать способность проявлять творческий потенциал в процессе разыгрывания сказочных сюжетов.
• Воспитывать интерес к миру сказок.
Слайд 7-9. Знакомство детей с двигательными сказками началось с мини-сказок, которые можно легко показать с помощью движений. Многие из предложенных мною стихотворений детям были уже знакомы, но они заинтересовались тем, что сказку-стихотворение можно было не только слушать, но и показывать.
Слайд 10. На следующем этапе я предложила детям проигрывать уже не стихи, а сюжетные сказки. С этой целью я использовала двигательные сказки, предложенные в книге «Двигательный игротренинг», авторы Потапчук А. А., Овчинникова Т. С.
Слайд 11.
Готовые двигательные сказки могут использоваться при любой форме организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми, как в процессе всего занятия, так и в отдельных его частях:
• в водной части физкультурного занятия или спортивного развлечения;
• как общеразвивающие упражнения на фитболе или без оборудования;
• в подвижных играх, играх-имитациях, спортивных эстафетах;
• в заключительной части физкультурного занятия или спортивного развлечения (элементы стрейчинга, релаксации);
• в коррекционной работе по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, нарушения речи;
• в свободной и совместной деятельности детей в группе
• в качестве «бодрящей» гимнастики в утренние часы.
В своих занятиях я использую следующие элементы двигательной сказки :
• Слайд 12-13. для привлечения внимания и усиления интереса детей НОД объединяется единым сказочным сюжетом, при этом структура игр-занятий по физической культуре сохраняеется («Курочка Ряба», «В гостях у сказки», «В гостях у Доктора Айболита», «В стране воздушных шариков», «Матрешка в гости к нам пришла и подружек привела», «Конь ретивый с длинной гривой» и др.)
• Слайд 14-15. на физкультурное развлечение или НОД приходит игрушка или сказочный персонаж (Чебурашка, Колобок, Матрешка, Казак и казачка, Доктор Айболит и др.). Их участие в сюжете и подвижных играх поднимает эмоциональный настрой детей;
• Слайд 16. в сказке детям, как правило, приходится преодолевать препятствия, в которых дети закрепляют умения выполнять основные движения (освоение профессии пожарного и тушение пожара мешочками с песком);
• Слайд 17. с большим интересом дети выполняют действия с различными атрибутами и нестандартным оборудованием: мячами, колокольчиком, колпачками, тканью, шапочками-масками и т. д.
• Слайд 18-19. выполняя упражнения на расслабление, мы отправляемся с детьми в сказочный мир фантазий. Так, слушая музыку с закрытыми глазами, дети путешествуют по сказке и превращаются в маленьких рыбок или феечек, бабочек или снежинок. Прекрасным завершением сказки становится прохождение через сказочный водопад (сухой душ из разноцветных ленточек, который дарит детям силы, здоровье и хорошее настроение.
Слайд 20. Для облегчения запоминания разнообразных упражнений по сюжету сказки, я предлагала детям «мнемотаблицы» движений. С их помощью дети выполняют сказку, как единый двигательный комплекс. Воспитатель рассказывает сюжет сказки, дети воспроизводят её содержание ранее выученными знакомыми движениями, как единый двигательный комплекс. Внимание детей приковано к содержанию сказки и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением. Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей и соотнести их с физическими упражнениями.
Усложнением было то, что теперь детям необходимо было не только выполнить упражнение, слыша его название, но и мысленно перевоплощаться в изображаемого героя и попытаться показать не только его действия, но и возможное настроение, характер. Сначала многим детям было сложно использовать мимику и движение одновременно, но со временем практически все ребята этому научились
Слайд 21. Вся работа по развитию двигательного творчества проходит в следующей последовательности:
• знакомство с содержанием сказки;
• определяется количество персонажей, их характеристики;
• придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов в соответствии с характерами героев;
• соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражнений по рисункам и схемам – мнемотаблицам;
• проигрывание двигательных сказок в качестве ОРУ, динамических часов;
• выполнение детьми упражнений по сказке, читаемой педагогом.
Слайд 22. Очень эффективными двигательные сказки становятся при организации с детьми работы на фитболе.
Слайд 23. Фитбол-сказки могут быть самостоятельными занятиями с детьми младшего дошкольного возраста, когда педагог рассказывает сказки. Сопровождая ее выученными ранее знакомыми движениями. Внимание детей приковано к содержанию сказки, и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением.
Слайд 24. В своей работе я хотела бы использовать с детьми старшего дошкольного возраста фитбол-сказки в качестве «бодрящей» гимнастики после дневного сна. В момент просыпания, когда ребенок находится в полусонном состоянии, предлагается прослушать сказку с закрытыми глазами и запомнить ее. Такое постепенное пробуждение полезно для детей, так как быстрый подъем часто может быть причиной негативного настроения. Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении малышей ряд ассоциаций и образов, тем самым представляя собой один из вариантов мнемотехники, позволяющей с помощью образов запомнить и воспроизвести весь рассказ.
Полезно, чтобы после гимнастики, в свободной деятельности, дети смогли повторить и воспроизвести сказку. Оздоровительная работа будет наиболее эффективной, если многократное повторение одной и той же сказки будет осуществляться в различных режимных моментах, на всевозможных занятиях с разнообразными целями: образовательными, воспитательными, оздоровительными.
Слайд 25. Составление двигательных сказок оказалось довольно интересным и увлекательным процессом. Мы стали использовать не только авторские литературные произведения, но и придуманные воспитателем, воспитателем совместно с детьми, а также сказки составленные детьми самостоятельно и совместно с родителями, которые активно включились в наш творческо-двигательный процесс. В нашем багаже уже не одна сказка, составленная в тесном семейном кругу и представленная детьми и родителями на совместных спортивных физкультминутках («Репка», Теремок, Колобок, Курочка Ряба, Три поросенка, Кошкин дом)
Хочется также отметить, что составление двигательных сказок создаёт новые формы взаимодействия семьи и детского сада по вопросам здоровьесбережения дошкольников. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное - у детей повышается потребность и желание заниматься физической культурой. Главный принцип современного педагога: «Не надо обучать, а надо жить с детьми интересной сказочной жизнью»
Работа по развитию у детей двигательного творчества продолжается, но уже сейчас можно отметить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы, кроме того, дети становятся более раскованными, эмоциональными и творческими, а самое главное с удовольствием включаются в выполнение двигательных упражнений в сказочной, сюжетной форме. Таким образом, говоря о том, что «двигательные сказки – это средство формирования двигательного творчества», мы имеем в виду не только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации всей работы с детьми, направленной на решение задач сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
Слайд 26. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Литература:
1. Бочарова Н. И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. - М., 2007.
2. Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! - М., 2004.
3. Горькова Л. Г., Обухова Л. А., Занятия физической культурой в ДОУ. – М., 2005.
4. Зворыгина О. И. Метафорическое словотворчество в русской литературной сказке // Художественный текст: варианты интерпретации : тр. XIV Междунар. науч. -практ. конф. (Бийск, 21–22 мая 2009 г.). – Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – С. 132–136.
5. Зворыгина О. И. Русская литературная сказка : жанр, язык, стиль : монография. – Ишим : Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2009. – 264 с.
6. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротреннинг для дошкольников. – СПб., 2002.
7. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика, (хореография в д/с). - М., 2006.
8. Фомина Н. А. Сказочный театр физической культуры. М: Учитель, 2013г.