Хрычёва Надежда Николаевна
Использование биоэнергопластики в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В ДОУ.
Хрычева Надежда Николаевна.
Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!
В. А. Сухомлинский.
Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Формирование физических качеств, двигательных умений и навыков тесно связано с психическим развитием ребенка, с воспитанием эстетических чувств и нравственно-волевых черт личности.
Публикация «Использование биоэнергопластики в ДОУ» размещена в разделах
На современном этапе развития общества прослеживается явный поворот
образования к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его
личностных целей, запросов и интересов. Задача педагогов дошкольной
образовательной организации – создать максимально благоприятные условия для развития способностей малыша. Ранний возраст – это возраст активного познания окружающего мира, основа дальнейшего развития ребенка. Каждый малыш испытывает естественную потребность в общении, в движении, в игре. Удовлетворение этих потребностей, база, заложенная в этом периоде, во многом определяют успешность ребенка в будущем. Задача родителей и педагогов – ввести в жизнь ребенка опыт, который откроет перед ним замечательные возможности и перспективы.
Однако родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми и испытывают трудности. И здесь на первый план выходят дошкольные образовательные организации с современными подходами в работе с детьми раннего возраста. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из важнейших задач работы педагогов дошкольного учреждения.
В настоящее время наблюдается тенденция роста детей с различными речевыми нарушениями. У детей наблюдается вялость языковых мышц, губ и щек, некоторые ребята, разговаривая, почти не открывают рот. Речь становится не только невнятной и малопонятной, она еще сопутствуется рядом звуковых нарушений, т. к. малыш не может в полном объеме управлять своим артикуляционным аппаратом.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
В воспитательно-образовательном процессе я использую разнообразные инновационные технологи. В первую очередь здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя: технологии стимулирования и сохранения здоровья, технологию обучения ЗОЖ, коррекционные технологии. Детям нравятся пальчиковые игры с применением разных атрибутов (прищепок, орехов, карандашей, желудей, массажных мячей, резинок, с музыкальным сопровождением, разные виды гимнастик, биоэнергопластика.
Биоэнергопластика – новая методика проведения артикуляционной гимнастики, проводится одновременно с движениями кисти руки (правой или левой, затем обеих, имитирующих движения челюсти языка, губ. Это - инновационное средство развития речи дошкольников.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Принцип биоэнергопластики — сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении образовательной деятельности в образовательных областях «Речевое развитие», «Познание», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди. Все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.
Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
Я не только применяю игровые технологии в той или иной области, но и вместе с детьми создаем свои игры: развивающие игры по основам здорового образа жизни и безопасного поведения. Также предлагаю детям выразить пальчиками символ (фигурку) того или иного животного или природного явления. К примеру, легко изобразить рукой гусеницу, а потом крылья бабочки и составить из этого маленькую сценку, придумать артикуляционную сказку с использованием биоэнергопластических упражнений.
Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, обеспечивает успешность ребенка в процессе непосредственной образовательной деятельности. Оптимизирует психологическую базу речи. Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам. Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Литература:
1. Бубновский С. М. Теория и методика кинезитерапии методическое пособие/ под редакцией к. м. н. Бубновского С. М. М. : 1998.
2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М. : «Издательство Детство-Пресс», 2011
3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. М. : Сфера, 2001.
4. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М. Сфера, 2001
5. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М. : Аркти, 2001.