Юлия Судоплатова
Использование биоэнергопластики на логопункте
▼ Скачать + Заказать документы
Использование биоэнергопластики на логопункте
Концептуальность.
Проанализировав многолетний опыт работы, опираясь на труды Ястребовой А. В. и Лазаренко О. Н., отмечено, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развитию координации движений, мелкой моторики и речи.
Публикация «Использование биоэнергопластики на логопункте» размещена в разделах
Ведущая идея – способствовать развитию мелкой моторики и артикуляционного праксиса у детей с ОНР посредством использования биоэнергопластики.
Актуальность использования биоэнергопластики в работе с дошкольниками-логопатами состоит в том, что:
- во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование биоэнергопластики вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование биоэнергопластики облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью, развивает моторику.
Социальная значимость.
Систематическое применение упражнений в непосредственно организованной и в самостоятельной деятельности позволяет добиться следующих результатов:
• -выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами рефлекторно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга, усиливает взаимодействие речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи;
• -игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка;
• -ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять;
• -развивается память детей, так как они учатся запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию помогает яркий рисунок на правой странице);
• -у детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, дети учатся «рассказывать» руками целые истории;
• - в результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.
Биоэнергопластика –
это соединение движений артикуляционного аппарата с движением кисти руки
Цели упражнений:
- активизация естественного распределения биоэнергии в организме, что ведёт к повышению интеллектуальной деятельности детей;
- развитие координации движений и мелкой моторики, что ведёт к более качественной и динамичной коррекции речевого развития.
Картотека
Биоэнергопластика (бэп.)
Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
Бэп. “Футбол”
Цель: Развивать произвольные
движения языка. Укреплять
мускулатуру языка и щёк.
Образовательные области:
«Физическое развитие», «Речевое развитие»
Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении 3-5 секунд.
Одновременно: ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
Бэп. “Качели”
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Образовательные области:
«Физическое развитие», «Речевое развитие»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны, удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 5-10 раз.
Одновременно: движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
Бэп. “Утюжок”
Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшение иннервации (нервной проводимости).
Образовательные области:
«Физическое развитие», «Речевое развитие»
Улыбнуться, приоткрыть рот и прикусить язык, продвигать прикушенный язык постепенно вперёд назад.
Одновременно: сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.
Бэп. “Часики”
Цель: Отрабатывать подвижность кончика языка вправо-влево.
Образовательные области:
«Физическое развитие», «Речевое развитие»
Улыбнуться, приоткрыть рот, узким кончиком языка задевать уголки губ под счёт. Язык не должен задевать нижнюю губу.
Одновременно: упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:
“Улыбка”
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы, укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Образовательные области:
«Физическое развитие», «Речевое развитие»
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Одновременно: пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
Бэп. “Хоботок”
Цель: вырабатывать движения губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Образовательные области:
«Физическое развитие», «Речевое развитие»
Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой», удерживать их в таком положении под счёт от1 до 5-10.
Одновременно: ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
Бэп. “Жало”, “Змейка”
Цель: научить ребёнка делать язык узким и удерживать его в таком положении.
Образовательные области:
«Физическое развитие», «Речевое развитие»
.
Открыть рот, язык выдвинуть как можно дальше, напрягать его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Одновременно: пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
Бэп. “Лопаточка”
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении
Образовательные области:
«Физическое развитие», «Речевое развитие»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, удерживать его в таком положении от 1-5-10.
Одновременно: большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
Бэп. “Часики”
Цель: Отрабатывать подвижность кончика языка вправо-влево.
Образовательные области:
«Физическое развитие», «Речевое развитие»
Улыбнуться, приоткрыть рот, узким кончиком языка задевать уголки губ под счёт. Язык не должен задевать нижнюю губу.
Одновременно: упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
Бэп. “Парус”
Цель: укрепить мышцы языка и
отработать подъём языка вверх.
Образовательные области:
«Физическое развитие», «Речевое развитие»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы за верхние зубы. Удерживать язык в таком положении под счет до 5-10
Одновременно: сомкнутая ладонь поднята вверх.
Бэп. “Чашечка”
Цель: научить ребёнка удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов, укреплять мускулатуру языка.
Образовательные области:
«Физическое развитие», «Речевое развитие»
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки
Одновременно: пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.
1.5 «Забей мяч в ворота»
Цель: Выработать длительную, направленную воздушную струю.
Образовательные области: «Здоровье», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
Попросите ребёнка вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, который лежит на столе перед ребёнком, загоняя его в ворота.
2.6 «Кто дальше загонит мяч»
Цель: научить ребёнка удерживать кончик языка в заданном положении, выработать направленную воздушную струю.
Образовательные области:
«Физическое развитие», «Речевое развитие»
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
2.7 «Фокус»
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Образовательные области:
«Физическое развитие», «Речевое развитие»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.