Лариса Прикот
Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-логопедическом процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-логопедическом процессе.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Поэтому проблема здоровья детей является особо актуальной.
Воспитанники группы компенсирующей направленности имеют различные отклонения в развитии :
• дети с речевой патологией;
Публикация «Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-логопедическом процессе» размещена в разделах
• дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (гиперактивность, расстройства аутистического спектра)
• дети с задержкой психического развития; и т. д.
У большинства детей с нарушениями речи недостаточная устойчивость внимания на занятиях, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается низкая мнестическая активность, которая может сочетаться с задержкой в формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). У таких детей при овладении мыслительными операциями, доступными по возрасту, отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Если мы видим в развитии ребенка отклонения, нужно понимать, что это следствие дисфункции, несформированности определенных структур мозга или их недостаточная востребованность. В условиях современной жизни, как правило, эти две причины слиты и лежат в основе «отклоняющегося развития», а методы коррекции работают лишь отчасти, не всегда оказываются продуктивными, так как направлены на ослабление выявленных нарушений, а не на причину их возникновения. В этом контексте представляется весьма актуальным применение в коррекции детского развития современных инновационных технологий с элементами нейропсихологического сопровождения, основанных на методах сенсомоторной коррекции, биологической обратной связи, мозжечковой стимуляции, межполушарного взаимодействия. Значимость данного подхода заключается в том, что он, ориентирован не на сам симптом, а на причину его появления.
Если движения детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Ранее считалось, что мозжечок, часть головного мозга, отвечает в основном за функции вестибулярного аппарата и помогает поддерживать баланс тела. Благодаря ему мы не падаем в процессе ходьбы. Однако современная нейропсихология утверждает: мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка.
Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики. В общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике.
Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.
Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения.
Одно из средств мозжечковой стимуляции – упражнения на доске Бильгоу.
Комплектация:
• Доска-балансир Бильгоу
• Мяч-маятник подвесной
• Планка для отбивания с цифрами
• Мешочки с крупой разного веса
• Комплект кинезиологических мячей-прыгунов (1 простой + 1 с креплением на шнурке к поясу)
• Методическое пособие
Тренажер Бильгоу - это деревянная доска-балансир с нескользящей поверхностью. Она устанавливается на полукруглую опору, которая может изменять угол наклона от 0 до 50 градусов. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений.
Чтобы удержать равновесия на такой доске требуется определенная сноровка. После того, как дети научатся держать баланс, можно выполнять различные упражнения с дополнительным инвентарем, балансируя на доске в положении стоя. Например, перебросить мешочки из одной ладони в другую, отбить мячик палкой, повернуть туловище в разные стороны и т. д.
Занятия на тренажере должны обязательно проходить под контролем специалиста. Он играет ключевую роль в тренинге: следит за техникой безопасности при выполнении упражнений, рассказывает и показывает выполнение каждого упражнения, подбирает оптимальный уровень по сложности, мотивирует ребенка. Сначала выполняются самые легкие задания, продвигаясь дальше, упражнения постепенно усложняются.
Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, мы часть упражнений с мячом и мешочком отрабатываем на ровной поверхности. Ниже приводится описание упражнений с вариативностью применения их в коррекционно-логопедической работе. Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений.
Развитие реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения – это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук.
Упражнения на развитие эквилибристической реакции:
• Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
• Можно использовать ОРТО пазлы, например, пройти по дорожке до доски, залезть на доску, выполнить упражнение, сойти и вернуться по массажной дорожке до необходимого места.
• Ребенок в положении сидя «по -турецки». Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.
• Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук – имитация плавания. Можно двумя руками поочередно.
• Вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди.
• Можно использовать упражнения на межполушарное взаимодействие, например, правой рукой взяться за левое ухо, а левой рукой взяться правое плечо и т. д.
• Стоя на доске, держим перед собой палочку, делаем вдох и на выдохе начинаем прокатывать палочку между ладонями, произнося поставленный звук.
• Стоя на доске, переносим центр тяжести на левую ногу, произносим слог, затем на правую ногу, произносим другой слог или повторяем этот же.
• Стоя на доске, наклониться вперед, взять мяч, мешочек.
• Расположить мячи спереди и по бокам от доски; наклонившись, взять в руки мяч определенного цвета.
• Беремся руками за концы гимнастической палки. Подняв руки вверх, произносим слог, например, «СА», опускаем руки, произносим «СО». Далее руки согнуты в локтях, палка расположена на уровне живота, поворачиваемся влево, вытягиваем руки и произносим слог «СУ», возвращаемся в исходное положение, аналогичное действие выполняем, повернувшись вправо и произносим слог «СЫ».
Затем используются разно весовые мешочки – от легкого к тяжёлому.
Упражнения с мешочками.
• Сначала стоя на доске, ощупываем мешочек, определяя, что внутри.
• Затем перекладываем один мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями.
• Берем мешочек в правую руку, отводим сначала в одну, затем в другую сторону, произносим слог с автоматизированным звуком, затем, переложив в правую руку мешочек, поднимаем руку вверх и произносим следующий слог, аналогичные манипуляции с левой рукой, далее, держим мешочек двумя руками, произносим слог и вытягиваем руки перед собой.
• Подбрасываем и ловим один мешочек с хлопками;
• Подбрасывали и ловим два мешочка, с перекладыванием с руки на руку и другие упражнения.
• Кидать мешочки и мячик в мишень на стене и на полу
• Кидаем мешочек с отклонением влево/вправо, называем слово, просим вернуть мешочек и повторить слово. Это же упражнение можно выполнить с мячом.
В этих упражнениях сначала использовали мешочки одного веса, затем разного.
Упражнения с мячами. Можно использовать и мешочки.
• Подкидываем мяч и ловим, называя автоматизируемый звук.
• Подкидываем мяч, хлопаем в ладоши, назваем слог/слово на заданный звук, ловим мяч.
• Ударами мяча об пол, доску, стену, называя слово, делим его на слоги, ловим мяч двумя (одной) руками.
• Ударяем мяч об пол одной рукой, ловим другой, при этом называем слова или слоги на автоматизируемый звук.
• Попасть в мишень из геометрических фигур, например, попасть только не в зеленые фигуры, или только не в круги. Можно разместить картинки с автоматизируемым звуком на напольной доске и попросить попасть мечом в те картинки, в названии которых звук «Л» находится в начале слова.
• Попасть мячом в цифру на напольной доске с цифрой соответствующему количеству слогов в слове.
• Рассказывание стихотворных текстов или чистоговорок под ритм ударов мяча.
• Осуществлять массаж кистей рук, стоя на доске, как массажными шариками, так и шарами СУ- Джок и колечками из этого же набора, проговаривая различные стихотворения.
• Одновременное использование артикуляционных упражнений на смену артикуляционных позиций и раскачивания доски.
• Придумывание слов как на лексическую тему, так и на закрепляемый звук, попадаем кольцами на штатив, либо мячом в ведерко, корзину.
• Попасть мячом в разные корзинки при работе на дифференциацию звуков, звуковом анализе.
• Попасть мячом в квадрат соответствующем позиции звука в слове (начало/ середина/ конец).
• Соотнесение первого звука слова с названием цвета, используем напольную доску.
• Отбивание мяча левой/правой рукой, называя слово с закрепляемым звуком, либо направить работу на словоизменение, либо согласование существительных с числительными.
• Перекрестное направление мяча друг другу, т. е. ребенку бросаете мяч левой рукой в направлении его правой руки, затем наоборот правой рукой кидаете мяч в направлении левой руки, проговариваете речевой материал. Ребенок должен вернуть вам мяч точно так же.
Следующим этапом было стоя на доске ловить и бросать мячик – маятник. В потолок вбили крючок, к нему привязали на тонкой верёвке резиновый мячик среднего размера на расстоянии 1 м 30 см от пола.
Упражнения с мячиком - маятником.
• Подбрасывать и ловить мячик разными руками,
• побрасывать и ловить с хлопками;
• подбивать (движение вверх) мячик раскрытой ладошкой, как можно большее количество раз, одной рукой, другой, поочерёдно;
• отбивать мячик ракеткой, планкой;
• бросать и ловить со взрослым разными руками, поочерёдно, с разного расстояния.
Упражнение с цветной планкой.
• Отбивать мяч -маятник одним цветом, или разными по сигналу педагога.
• Отбивать мяч правым и левым концом планки, либо серединой.
• Отбивать мяч планкой, пытаясь сбить мишень, стоящую на подставке.
Эти упражнения также можно выполнять, закрепляя речевой материал.
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи с использованием балансировочной доски и атрибутов.
• «Подбери признак». Ребенку говорится слово, а он должен сказать 1-5 признаков. Например, слово «море»- глубокое, соленое, большое и т. д. Сколько требуется признаков, столько раз кидается мяч (мешочек, маятник) специалистом, когда у ребенка готов ответ, он делает действие (кидает, отталкивает и т. д.)
• «Назови ласково». Ребенку говорится слово, а он должен сказать его уменьшительно-ласкательно. Например, солнце- солнышко.
• «Кто где живет?». Ребенку говорится животное, а он должен сказать, где оно живет. Например, рыба- в реке.
• «Съедобное- несъедобное». Ребенку говорится слово, а он должен сказать, съедобное это или несъедобное. Мяч- несъедобное, хлеб – съедобное.
• «Продолжи перечисление». Ребенку говорится несколько слов, а он должен продолжить перечисление по смыслу. Например, платье, майка, носки, брюки, (одежда).
• «Обобщи». Ребенку говорится несколько слов, а он должен их обобщить. Например: роза, ромашка, тюльпан, нарцисс – цветы.
• «Маленький- большой». Ребенку говорится слово, а он должен с помощью суффиксов –ик, -ишк, -ище сказать восходящую степень. Например, заяц – зайчик, зайчишка, зайчище.
Называя новое слово, можно отбивать мяч-маятник планкой новым цветом, подбрасывать мешочки, бросать их взрослому.
Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, однако не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать.
С помощью данного метода мы можем реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата
Выполнение различных упражнений на балансировочной доске позволяет
улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие,
взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической
систем. В результате повышается эффективность работы мозговых функций, связанных с процессом обучения.
Программа мозжечкового стимулирования улучшает:
1. Уровень концентрации внимания;
2. Все виды памяти;
3. Развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения;
4. Анализ и синтез информации;
6. Способность к планированию;
7. Работу эмоционально- волевой сферы.
Какие логопедические задания мы отрабатываем в ходе выполнения упражнений на балансире:
1. Артикуляционная гимнастика;
2. Отработка звуков, слогов, слов, предложений;
3. Проговаривание чистоговорок;
4. Грамматические задания и словарь по лексическим темам
В результате дети, которые проявляют неусидчивость, постоянно крутятся и качаются на стульях во время проговаривания речевых заданий, становятся заинтересованными в удержании равновесия на балансире, у них начинают работать не только крупные мышцы всего тела, но и мелкие мышцы, включая мышцы артикуляционного аппарата. Они начинают произносить звуки, слоги и слова с более четкими артикуляциями и более осознанно, включается контроль.
Таким образом, при постоянной работе на балансире дети становятся более сосредоточенными, усидчивыми. Они начинают лучше чувствовать своё тело, управлять им. Дети легче ориентируются в пространстве. Также ускоряется процесс автоматизации, дифференциации и введения звуков в речь.