Лучший педагог года

Использование программы «Возьмемся за руки, друзья!» в поликультурном воспитании старших дошкольников

Ляшенко Марина Ильинична
Использование программы «Возьмемся за руки, друзья!» в поликультурном воспитании старших дошкольников

Аннотация: в статье представлены итоги использования программы «Возьмемся за руки, друзья в поликультурном воспитании старших дошкольников в дошкольной образовательной организации как части патриотического воспитания. Программа рассчитана на детей-дошкольников 6-7 лет; адресуется педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, родителям дошкольников.

Публикация «Использование программы „Возьмемся за руки, друзья!“ в поликультурном воспитании старших дошкольников» размещена в разделах

Ключевые слова: поликультурное воспитание, старшие дошкольники, национальный быт, традиции.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных. Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, его корням, таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Наша страна – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Этническая принадлежность семьи, её социально- экономический статус – важный фактор в развитии ребёнка, влияющий на интеллект, стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в конечном итоге на индивидуальность человека в целом. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношения к ним отдельных людей и общества в целом. Различия – естественный атрибут демократического общества, а их уважение – необходимое условие его создания. [2]

Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасения и т. д. В их основе лежат следующие факторы:

- детская непосредственность;

- ограниченный жизненный опыт;

- детская бестактность;

- отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, опыта общения с ними и т. д.

Таким образом, проблему этнокультуры можно отнести к воспитательной проблеме и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения. [1]

Именно с этой целью авторским коллективом детского сада была составлена программа «Возьмемся за руки, друзья.

Задачи:

- развитие основ патриотических и гражданских чувств, этнической принадлежности;

- формирование у детей дошкольного возраста основ этнокультурного воспитания;

- знакомство детей с истоками, национальным бытом, традициями, праздниками нашего края;

- ознакомление дошкольников с миром культуры и быта народов России;

- создание этнокультурного пространства дошкольного учреждения;

- подготовка воспитателя дошкольного учреждения в соответствии целям и задачам этнокультурного воспитания;

- взаимодействие педагогов и родителей детей в этнокультурном воспитании.

Ожидаемые результаты:

- повышение педагогической компетентности по данной проблеме у педагогов ДОО;

- создание вариативной части образовательной программы ДОО в соответствии с ФГОС ДО с использованием регионального компонента по проблеме этнокультурного образования и воспитания дошкольников;

- повышение качества результатов деятельности ДОО;

- активизация участия детей в выставках, конкурсах, музыкальных и спортивных мероприятиях, проектах и других видах деятельности в ДОУ и района.

- диагностика этнокультурного воспитания;

- уровень этнокультурного развития детей средний и высокий.

Новизна программы. Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и её носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время недостаточно. Однако, на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры дружелюбия у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально- психологической напряжённости в обществе.

Взаимодействие с родителями. Формирование этнокультуры - длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. Поэтому мы работаем не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением.

Ресурсное обеспечение:

- подбор литературы;

- подбор произведений народного творчества;

- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);

- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;

- дидактические игры;

- выставки книг, рисунков, поделок;

- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального и спортивного залов).

Используется календарно-тематический план к программе «Возьмемся за руки, друзья, в рамках которого проводится

1 мероприятие в неделю по 30 мин., всего 36 методических мероприятий.

Содержание программы. Анализ научной литературы показал, что в отечественной педагогике вопросы этнокультурного воспитания исследуются, в основном, в контексте изучения феномена межнационального общения в целом и имеют философско-социологический характер (С. А. Абдоков, Л. Р. Заурбекова, А. Н. Некрасова, Н. Р. Маликова, В. А. Ханстантинов). Исследование же педагогических аспектов толерантности и ее формирования значительно отстает от исследований ее философского, этического и психологического аспектов решения этой проблемы для детей дошкольного возраста

Анализ научной литературы, посвященной поликультурному образованию и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста свидетельствует о том, что, проблема формирования у младших школьников и дошкольников этнокультурного воспитания все еще остается малоизученной.

Содержание программы включает :

- фольклор народов России как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей: сказки, потешки, считалки, загадки, поговорки пословицы, заклички, частушки;

- народные праздники и традиции – как средство выражения национального характера и как яркая форма отдыха;

- народное искусство – развивает вкус, бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями;

- народный быт – как средство познавательной активности;

- народная игрушка – как одно из направлений художественного прикладного творчества.

- народные игры – как умение преодолевать трудности, умение постоять за себя и за справедливость; как залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем.

Содержание программы реализуется, прежде всего, через непосредственно организованную образовательную деятельность. Поэтому, не перегружая детей, гармонично вплетаем содержание данной программы в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Расширение кругозора детей проходит в процессе познавательно-исследовательской деятельности (исторические представления). Взаимодействие с детьми предполагает форму сотрудничества и партнёрства.

Для организации различных методических мероприятий в каждой группе детского сада созданы уголки этнокультуры. В них собраны предметы народного быта, одежды, мебели, посуды народов России. Здесь есть всё необходимое для того, чтобы дать детям почувствовать не только особую атмосферу народного быта, но и талант предков, их мудрость, целесообразность предметов обихода людей разных национальностей. А главное – попробовать себя в роли носителей русской народной культуры.

Программа предполагает изучение следующих тем:

- Россия – страна, где мы живем. Исторические традиции;

- Александров – родной край;

- Исторические традиции народов Севера, Дальнего Востока, Поволжья и Урала, Кавказа;

- подготовка педагогического коллектива к работе в новых условиях;

- введение разнообразных форм работы с детьми;

- создание микро - и макроразвивающей среды;

- взаимодействие с социумом;

- взаимодействие с родителями.

Методическое обеспечение программы. Приемы, методы и технологии организации образовательного процесса:

- использование в воспитательном процессе метода проектирования (проектная и организационная деятельность педагогов и руководства детского сада, использование разнообразных ресурсов детского сада, работа с Интернет-ресурсами);

-включение дошкольников в экспериментальную и исследовательскую деятельность в рамках реализации Программы.

Использование в воспитательном процессе информационно-коммуникационных технологий:

- звуковых средств (аудитивные) - магнитные записи;

- экранно-звуковых (аудиовизуальные) - звуковые кинофильмы;

- использование электронных презентаций и игр при помощи интерактивной доски;

- иллюстративного материала.

Для реализации данной программы методические мероприятия проводятся в соответствии с современными требованиями в форме игр, развлечений, интерактивных экскурсий, непосредственно организованной деятельности, викторин, фестивалей, фольклорных праздников, познавательно-игровых досугов, конкурсов знатоков.

Конспекты мероприятий включают в себя:

- перечень детской деятельности;

- цели и задачи (образовательные, воспитывающие, развивающие, здоровьесберегающие); - планируемые результаты;

- материалы и оборудование;

В содержание непосредственно образовательной деятельности детей входят:

1. Организационный момент

2. Основная часть

3. Игры

4. Рефлексия.

Итоги реализации данной программы подводятся в форме диагностики этнокультурного развития; оформления этноуголков в групповых помещениях; представления и защиты презентаций; проектов в виде альбомов «Промыслы народов России»; участия в конференциях на всероссийском уровне; статей-рекомендаций для родителей в местной прессе.

Мониторинг этнокультурного развития детей (в%)

(IX. 2014, II. 2015, V. 2015 гг.) [4]

Авторы методики Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, М. Ю. Новицкая

Все качества оценивались в процессе тестовых игр по критериям от 1 (низкий уровень) до 10 (высокий уровень).

Выводы: прослеживается положительная динамика диагностики

этнокультурного развития детей. За 2014-2015 учебный год на 4% увеличилось количество детей 6-7 лет, определяющих средний уровень этнокультурного развития детей и на 3% - определяющих высокий уровень.

Итогом реализации данной программы также является музыкальный праздник «Путешествие по музыкальной планете»

Т. о., в результате использования программы «Возьмемся за руки, друзья наблюдается положительная динамика поликультурного развития детей 6-7 лет.

Литература

1. Микляева Н., Ю. Микляева. М. Новицкая. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. – М. : Айрис-пресс, 2006г. -34с.

2. Спицына, О. А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной среде: дис.. канд. пед. наук / Спицына О. А. - М., 2006г. -88с.

3. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде : учеб. пособие / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Геляпина [и др. ]. - М. : Педагогическое общество России, 2004г. -116с/

Публикации по теме:

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНРИспользование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Групповой конкурс для родителей старших дошкольников «У мамы руки золотые»Групповой конкурс для родителей старших дошкольников «У мамы руки золотые» С 15 февраля по 16 марта 2018 года в нашей старшей группе №1 «Медвежата» для родителей был организован групповой конкурс «У мамы руки золотые…».Цель:.

Развлечение для cредних и старших дошкольников в рамке проекта «Витаминки — наши друзья!»Развлечение для cредних и старших дошкольников в рамке проекта «Витаминки — наши друзья!» Взрослые: Врач Медуница, Витаминка. Атрибуты: Витаминки (шары декоративный) Банка декоративная, в которой лежат витаминки 3 корзинки или.

Сценарий программы, построенной на народных играх, для старших дошкольников «Русские игры и забавы» Досуг "Русские игры и забавы" для старшего дошкольного возраста Цель: Помочь каждому ребёнку обрести любовь к старинным русским народным.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «Наши меньшие друзья!» В зале оформлена фотовыставка и рисунки детей на тему: «Любимые питомцы». Дети-артисты расположились по периметру зала под музыку «В мире.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование программы «Возьмемся за руки, друзья!» в поликультурном воспитании старших дошкольников
Опубликовано: 18 февраля 2021 в 12:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование программы «Возьмемся за руки, друзья!» в поликультурном воспитании старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ляшенко Марина Ильинична в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД