Ляшенко Марина Ильинична
Использование программы «Возьмемся за руки, друзья!» в поликультурном воспитании старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье представлены итоги использования программы «Возьмемся за руки, друзья!» в поликультурном воспитании старших дошкольников в дошкольной образовательной организации как части патриотического воспитания. Программа рассчитана на детей-дошкольников 6-7 лет; адресуется педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, родителям дошкольников.
Публикация «Использование программы „Возьмемся за руки, друзья!“ в поликультурном воспитании старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Ключевые слова: поликультурное воспитание, старшие дошкольники, национальный быт, традиции.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных. Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, его корням, таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Наша страна – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Этническая принадлежность семьи, её социально- экономический статус – важный фактор в развитии ребёнка, влияющий на интеллект, стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в конечном итоге на индивидуальность человека в целом. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношения к ним отдельных людей и общества в целом. Различия – естественный атрибут демократического общества, а их уважение – необходимое условие его создания. [2]
Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасения и т. д. В их основе лежат следующие факторы:
- детская непосредственность;
- ограниченный жизненный опыт;
- детская бестактность;
- отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, опыта общения с ними и т. д.
Таким образом, проблему этнокультуры можно отнести к воспитательной проблеме и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения. [1]
Именно с этой целью авторским коллективом детского сада была составлена программа «Возьмемся за руки, друзья!».
Задачи:
- развитие основ патриотических и гражданских чувств, этнической принадлежности;
- формирование у детей дошкольного возраста основ этнокультурного воспитания;
- знакомство детей с истоками, национальным бытом, традициями, праздниками нашего края;
- ознакомление дошкольников с миром культуры и быта народов России;
- создание этнокультурного пространства дошкольного учреждения;
- подготовка воспитателя дошкольного учреждения в соответствии целям и задачам этнокультурного воспитания;
- взаимодействие педагогов и родителей детей в этнокультурном воспитании.
Ожидаемые результаты:
- повышение педагогической компетентности по данной проблеме у педагогов ДОО;
- создание вариативной части образовательной программы ДОО в соответствии с ФГОС ДО с использованием регионального компонента по проблеме этнокультурного образования и воспитания дошкольников;
- повышение качества результатов деятельности ДОО;
- активизация участия детей в выставках, конкурсах, музыкальных и спортивных мероприятиях, проектах и других видах деятельности в ДОУ и района.
- диагностика этнокультурного воспитания;
- уровень этнокультурного развития детей средний и высокий.
Новизна программы. Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и её носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время недостаточно. Однако, на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры дружелюбия у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально- психологической напряжённости в обществе.
Взаимодействие с родителями. Формирование этнокультуры - длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. Поэтому мы работаем не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением.
Ресурсное обеспечение:
- подбор литературы;
- подбор произведений народного творчества;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
- дидактические игры;
- выставки книг, рисунков, поделок;
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального и спортивного залов).
Используется календарно-тематический план к программе «Возьмемся за руки, друзья!», в рамках которого проводится
1 мероприятие в неделю по 30 мин., всего 36 методических мероприятий.
Содержание программы. Анализ научной литературы показал, что в отечественной педагогике вопросы этнокультурного воспитания исследуются, в основном, в контексте изучения феномена межнационального общения в целом и имеют философско-социологический характер (С. А. Абдоков, Л. Р. Заурбекова, А. Н. Некрасова, Н. Р. Маликова, В. А. Ханстантинов). Исследование же педагогических аспектов толерантности и ее формирования значительно отстает от исследований ее философского, этического и психологического аспектов решения этой проблемы для детей дошкольного возраста
Анализ научной литературы, посвященной поликультурному образованию и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста свидетельствует о том, что, проблема формирования у младших школьников и дошкольников этнокультурного воспитания все еще остается малоизученной.
Содержание программы включает :
- фольклор народов России как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей: сказки, потешки, считалки, загадки, поговорки пословицы, заклички, частушки;
- народные праздники и традиции – как средство выражения национального характера и как яркая форма отдыха;
- народное искусство – развивает вкус, бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями;
- народный быт – как средство познавательной активности;
- народная игрушка – как одно из направлений художественного прикладного творчества.
- народные игры – как умение преодолевать трудности, умение постоять за себя и за справедливость; как залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем.
Содержание программы реализуется, прежде всего, через непосредственно организованную образовательную деятельность. Поэтому, не перегружая детей, гармонично вплетаем содержание данной программы в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Расширение кругозора детей проходит в процессе познавательно-исследовательской деятельности (исторические представления). Взаимодействие с детьми предполагает форму сотрудничества и партнёрства.
Для организации различных методических мероприятий в каждой группе детского сада созданы уголки этнокультуры. В них собраны предметы народного быта, одежды, мебели, посуды народов России. Здесь есть всё необходимое для того, чтобы дать детям почувствовать не только особую атмосферу народного быта, но и талант предков, их мудрость, целесообразность предметов обихода людей разных национальностей. А главное – попробовать себя в роли носителей русской народной культуры.
Программа предполагает изучение следующих тем:
- Россия – страна, где мы живем. Исторические традиции;
- Александров – родной край;
- Исторические традиции народов Севера, Дальнего Востока, Поволжья и Урала, Кавказа;
- подготовка педагогического коллектива к работе в новых условиях;
- введение разнообразных форм работы с детьми;
- создание микро - и макроразвивающей среды;
- взаимодействие с социумом;
- взаимодействие с родителями.
Методическое обеспечение программы. Приемы, методы и технологии организации образовательного процесса:
- использование в воспитательном процессе метода проектирования (проектная и организационная деятельность педагогов и руководства детского сада, использование разнообразных ресурсов детского сада, работа с Интернет-ресурсами);
-включение дошкольников в экспериментальную и исследовательскую деятельность в рамках реализации Программы.
Использование в воспитательном процессе информационно-коммуникационных технологий:
- звуковых средств (аудитивные) - магнитные записи;
- экранно-звуковых (аудиовизуальные) - звуковые кинофильмы;
- использование электронных презентаций и игр при помощи интерактивной доски;
- иллюстративного материала.
Для реализации данной программы методические мероприятия проводятся в соответствии с современными требованиями в форме игр, развлечений, интерактивных экскурсий, непосредственно организованной деятельности, викторин, фестивалей, фольклорных праздников, познавательно-игровых досугов, конкурсов знатоков.
Конспекты мероприятий включают в себя:
- перечень детской деятельности;
- цели и задачи (образовательные, воспитывающие, развивающие, здоровьесберегающие); - планируемые результаты;
- материалы и оборудование;
В содержание непосредственно образовательной деятельности детей входят:
1. Организационный момент
2. Основная часть
3. Игры
4. Рефлексия.
Итоги реализации данной программы подводятся в форме диагностики этнокультурного развития; оформления этноуголков в групповых помещениях; представления и защиты презентаций; проектов в виде альбомов «Промыслы народов России»; участия в конференциях на всероссийском уровне; статей-рекомендаций для родителей в местной прессе.
Мониторинг этнокультурного развития детей (в%)
(IX. 2014, II. 2015, V. 2015 гг.) [4]
Авторы методики Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, М. Ю. Новицкая
Все качества оценивались в процессе тестовых игр по критериям от 1 (низкий уровень) до 10 (высокий уровень).
Выводы: прослеживается положительная динамика диагностики
этнокультурного развития детей. За 2014-2015 учебный год на 4% увеличилось количество детей 6-7 лет, определяющих средний уровень этнокультурного развития детей и на 3% - определяющих высокий уровень.
Итогом реализации данной программы также является музыкальный праздник «Путешествие по музыкальной планете»
Т. о., в результате использования программы «Возьмемся за руки, друзья!» наблюдается положительная динамика поликультурного развития детей 6-7 лет.
Литература
1. Микляева Н., Ю. Микляева. М. Новицкая. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. – М. : Айрис-пресс, 2006г. -34с.
2. Спицына, О. А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной среде: дис.. канд. пед. наук / Спицына О. А. - М., 2006г. -88с.
3. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде : учеб. пособие / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Геляпина [и др. ]. - М. : Педагогическое общество России, 2004г. -116с/