Марина Свадковская
Использование пособия для позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование авторского пособия для позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста.
В современном мире социальное развитие ребенка является актуальным, т. к. одной из целевых задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Публикация «Использование пособия для позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Социализация детей дошкольного возраста – это длительный и многоплановый процесс. Все зависит от успешного адаптационного периода - ребенок постепенно может принимать на себя определенную роль, отображаемую обществом.
Перед педагогом стоит задача пересмотреть приоритеты профессиональной деятельности, ориентируясь не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявить гибкость, наладить социальное партнерство и эффективные коммуникации, найти решение сложных вопросов. Поэтому, формирование таких качеств личности дошкольника, возможно только при условии его позитивной социализации.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.
Старший дошкольный возраст - сензитивный период для развития познавательной активности личности. Именно в старшем дошкольном возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Детям интересно познать новое.
Старшие дошкольники включаются в решение простых задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?». Игра - метод всестороннего развития ребенка, ведущий вид деятельности дошкольника. Именно в игре дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию об окружающем мире и социуме?
Именно в игре у детей есть возможность проявлять самостоятельность, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Для социализации детей старшего дошкольного возраста целесообразно использовать следующие виды игр : сюжетно-ролевые, подвижные игры, театрализованные игры, дидактические игры. Именно на дидактических играх я и заострила свое внимание. Ведь в дидактических играх осуществляется познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учиться сочувствовать и т. д. Такими играми, например, являются игры-беседы, игры-поручения, игры-путешествия. И я, совместно с детьми, придумали напольную игру «Ходилку-бродилку».
В основе создания данной игры лежит огромное желание детей к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в социализации, а также проявлению инициативности и самостоятельности. И моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приводит к интеллектуальному, эмоциональному развитию, а также к положительной социализации.
Цели и задачи игры:
• обучение следованию определенным правилам, получению опыта победы или проигрыша;
• формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, инициативности, самостоятельности;
• тренировка навыков счета в уме (устного); навыков чтения (карточек с заданиями);
• расширение кругозора и закрепление знаний по финансовой грамотности, правилам дорожного движения, по краеведению;
• развитие логического мышления, внимания, воображения, коммуникативных и социальных навыков;
• воспитание дружелюбия, ответственности, выдержки, умения действовать в команде;
• развитие творческого мышления, воображения, познавательной активности, ловкости, внимательности.
Над созданием игры трудилась не только я, но и активное участие принимали родители и дети. Ребята самостоятельно выступают в роли организаторов, ведущих, участников игры. Тематика каждой игры может быть разнообразной, которую самостоятельно определяют дети: по финансовой грамотности «Путешествие на миллион», по правилам дорожного движения «Веселый светофорчик», по краеведению «Норильчонок». Дети проявляют самостоятельность и находят способ, как определить, кто будет участвовать в игре. Для этого ребята предлагают использовать «Волшебный мешочек», в нем помещены ленточки разной длины. Дети по очереди достают по одной ленте из мешка. Кто вытащил длинную ленту, тот и становится участником игры. Каждому участнику предоставляется возможность самостоятельно выбрать знак отличия (повязки на голову разных цветов). Игроки разыгрывают при помощи игрального кубика очередность ходов. После чего по очереди бросают кубик и передвигаются по клеточкам на выпавшее количество ходов. При остановке на клетке определенного цвета (красная, синяя или черная) ребенок выполняет соответствующее требование (пропускает один ход, пройти вперед на одну клетку, вернуться назад на одну клетку). Если останавливается на клетке с вопросительным знаком, необходимо ответить на вопрос. Для этого ведущий предоставляет круг разделенный на секторы (для каждой игры свои названия секторов) участник вращает стрелку. Таким образом, определяется сектор с вопросом. Ведущий читает вопрос, если игрок ответил на вопрос, то передвигается на одну клетку вперед, если не знает ответ на вопрос, то остается на месте. Для подтверждения правильного ответа ведущий показывает карточку с изображением, соответствующую правильному ответу. Побеждает тот участник, который первым дойдет до финиша. Победитель игры получает право быть ведущим в следующей игре.
Таким образом, благодаря комплексному подходу к вопросу позитивной социализации детей можно добиться положительных результатов.
Показателями эффективности игры может служить положительная динамика во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное отношение к другим людям, к окружающей действительности. А также у дошкольников повысилась познавательная активность, ребята начали задавать больше вопросов и всё чаще просят поиграть в «Ходилку-бродилку».