МААМ-картинки

Использование артикуляционных сказок

олеся осипова
Использование артикуляционных сказок
▼ Скачать + Заказать документы

Использование артикуляционных сказок

в формировании звуковой культуры речи

детей дошкольного возраста

Часто родители задают вопросы, что можно самостоятельно делать дома, если ребенок плохо говорит те или иные звуки? Чёткость нашей речи напрямую зависит от подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Артикуляционный аппарат ребенка ещё несовершенен, развивается постепенно, в процессе речевой деятельности. Но этот процесс можно немного активизировать с помощью артикуляционной гимнастики.

Публикация «Использование артикуляционных сказок» размещена в разделах

Но как оградить детей от скучных, порой мучительных и совсем не интересных упражнений и заданий, которые необходимы для автоматизации звуков. Как заинтересовать их и тем самым добиться хороших результатов. Можно использовать такое средство как логопедическая сказка. Вы спросите, почему именно логопедическая сказка.

Логопедическая сказка является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала.

В работе с детьми на начальном этапе формирования звуковой культуры речи используются артикуляционные сказки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков. Для четкой артикуляции нужны сильные и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многих мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических.

На занятиях я использую как отдельные упражнения, так и комплексы упражнений («Сказки о Весёлом Язычке»). Иногда придумываю свои артикуляционные сказки, чтобы разнообразить имеющийся материал. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:

Артикуляционная сказка «Мышонок и тигрёнок»

Жил-был маленький Мышонок. Утром он всегда умывался и чистил зубы (упражнение «Почистим зубы» - рот закрыт. Круговым движением языка провести по зубам).

Однажды Мышонок пошёл в лес погулять. Увидел под большим деревом грибок (упражнение «Грибок» - рот открыт, язык присосать к нёбу). Сорвал его и пошёл дальше. Видит – озеро, а вдалеке – лодка с парусом (упражнение «Парус» - рот широко открыть, широкий кончик языка поставить за верхние зубы на альвеолы, спинку языка немного прогнуть вперёд, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам). На берегу озера сидел Тигрёнок (упражнение «Тигрёнок» - кончик языка упирается в альвеолы и в динамике произносится звук Р).

«Почему ты такой грустный?» - спросил Мышонок. «Мне не с кем играть, а я так хочу покататься с горки (упражнение «Горка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх) и покачаться на качелях!» (упражнение «Качели» - рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам). Тигрёнок и Мышонок так весело играли, что не заметили, как наступил вечер.

«Мне пора домой», - сказал Мышонок, посмотрев на часы. (упражнение «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта под счёт педагога). «Встретимся завтра!», - ответил Тигрёнок. И они разошлись в разные стороны.

Артикуляционная сказка «Приключения язычка»

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часикиработали так:

Покажи как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.

Проснулся язычок и пошел чистить зубки. Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов. Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.

Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.

А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…

Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.

Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми — десяти.

А теперь успоко й киску — погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.

Навстречу язычку скакала лошадка. Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков!

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

Отдыхает бегемот.

Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея. И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.

Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот, проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!

Тут и сказки — конец, а кто слушал и делал — Молодец!

Таким образом, опыт применения логопедических сказок позволяет добиться выработки правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, значительного сокращения сроков формирования правильного звукопроизношения.

Не зря выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал :

«Через сказку — верная дорога к сердцу ребенка»

Попробуйте придумать свои сказки. Желаю удачи!

trong> позволяет добиться выработки правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, значительного сокращения сроков формирования правильного звукопроизношения.

Не зря выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал :

«Через сказку — верная дорога к сердцу ребенка»

Попробуйте придумать свои сказки. Желаю удачи!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Неделя сказок»Фотоотчет «Неделя сказок» "Что за прелесть эти сказки"- великий Пушкин говорил. И, если честно, всем признаться - Кто в детстве сказки не любил? Их теплый свет проник.

Фотоотчёт «Неделя сказок»Фотоотчёт «Неделя сказок» За окном поздняя осень. Сыро, пасмурно, слякотно… Нашла ещё немного летних фотографий и решила поделиться с Вами, уважаемые коллеги. В.

Фотоотчёт «Рисуем кошечку в День сказок В. Сутеева в рамках недели сказок»Фотоотчёт «Рисуем кошечку в День сказок В. Сутеева в рамках недели сказок» Прочитали сказки В. Сутеева "Палочка-выручалочка", "Под грибом", "Кто сказал "Мяу?". Детям очень понравилась сказка "Кто сказал "Мяу?" и.

Использование экологических сказок в ДОУИспользование экологических сказок в ДОУ Необходимость использования экологических сказок в ДОУ. В век нанотехнологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать.

Картотека артикуляционных упражненийКартотека артикуляционных упражнений Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию пособие для занятий артикуляционной гимнастикой. Изготовлена была эта картотека детками средней.

Конспект НОД «По страницам сказок»Конспект НОД «По страницам сказок» Программные задачи: 1. Познакомить детей с темой сказки в изобразительном искусстве. 2. Обогащать опыт «насмотренности» разных по содержанию.

Кто сказал, что сказок не бывает?Кто сказал, что сказок не бывает? К нам приехал луна-парк и разместился прямо напротив нашего дома. И вдруг я вспомнил, как один товарищ в детстве сказал, что напротив.

Лето травяных сказокЛето травяных сказок Дорогие мои друзья, коллеги, читатели моих сказок! Вот и дождались мы лета, тепла, цветов, зелени. Обычно летом у меня в творчестве наблюдается.

Лэпбук «Мир сказок Чуковского»Лэпбук «Мир сказок Чуковского» Уважаемые коллеги! Предлагаю всем педагогам, кто еще не освоил уникальную инновационную технологию, начать работать с лэпбуками. Лэпбук.

Музыкальная НОД «В страну сказок» Меня очень впечатлила публикация Натальи Андреевны Науменко Интегрированное музыкальное занятие «Баба-Яга. Кто она такая?» для подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование артикуляционных сказок
Опубликовано: 20 февраля 2021 в 08:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование артикуляционных сказок» (включая файлы) размещена пользователем олеся осипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД