Юлия Рыбалко
Использование артикуляционных сказок с использованием биоэнергопластики
▼ Скачать + Заказать документы
Использование артикуляционных сказок с использованием биоэнергопластики в работе воспитателей группы компенсирующей направленности.
Самым эффективным средством подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. К сожалению, процесс подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению достаточно длителен. К одним из наиболее важных принципов в логопедической работе с детьми, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. В своей работе с детьми мы заметили, что одни и те же упражнения быстро надоедают детям. И постарались как-то их разнообразить, сделать более интересными для ребёнка. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Эти сказки под силу придумать педагогу, родителям, а можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения.
Публикация «Использование артикуляционных сказок с использованием биоэнергопластики» размещена в разделах
Одна из нетрадиционных технологий, используемая нами на индивидуальных логопедических занятиях и в артикуляционных сказках, является биоэнергопластика.
В начале учебного 2021/2022 года нами были поставлены следующие задачи:
- проанализировать специальную педагогическую, психологическую, медицинскую литературу по определению понятия «биоэнергопластика», обобщить рекомендации различных авторов по применению данной технологии в коррекции нарушений речи;
- выявить уровни нарушений двигательных функций артикуляционного аппарата, дыхания и фонетические особенности речи у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать комплексы артикуляционной гимнастики в соответствии с основными положениями биоэнергопластики и выявленными нарушениями;
- внедрить комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики с биоэнергопластикой в коррекционный процесс, направленный на преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста;
- провести итоговые диагностические исследования с целью выявления эффективности применения данной технологии в коррекционном процессе.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой преподносится детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко. Согласно разработанной ими системе, гимнастика является средством формирования речемыслителъной деятельности и культуры устной речи детей шестилетнего возраста.
В своей работе мы использовали рекомендации Бушляковой Р. Г. по применению артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.
Обучение детей проходило в несколько этапов.
На первом этапе (диагностическом)
в начале учебного года логопедом проводится подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции. На данном этапе дети показывают ряд неврологических особенностей: нарушение координации движений, изменения мышечного тонуса, несформированность общей и мелкой моторики. Дети неуклюжи, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. Мы заметили, что многим недоступно выполнение артикуляционных проб: дети ошибаются, быстро утомляются, движения неточные, нарушен темп, ритм, плавность, появляются синкенизии. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей, усиливалось беспокойство либо спастическое застывание пальцев в неестественном положении.
На втором (подготовительном) этапе
логопед проводила индивидуальные занятия. Мы по рекомендации специалиста выполняли во второй половине дня артикуляционную гимнастику перед зеркалом с использованием сказок о Язычке. Упражнения выполнялись сидя перед зеркалом, при этом логопед или воспитатель сопровождал гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, дети постепенно привыкали к движениям руки и запоминали их. Рука ребенка на данном этапе в упражнения не вовлекалась.
На третьем (основном) этапе
артикуляционная гимнастика выполнялась с подключением ведущей руки ребенка (что позволяет более сильно стимулировать работу головного мозга, постепенно подключалась и вторая рука. Таким образом, ребенок выполнял артикуляционные упражнения и одновременным движением обеих рук имитировал, повторял движение артикуляционного аппарата. Мы следили за ритмичным выполнением упражнения. С этой целью нами использовались стихотворения.
На заключительном этапе
ребенок полностью освоил упражнения, логопед рассказывает сказку, а ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движением рук. Знакомые упражнения дети могут закреплять в речевом уголке самостоятельно, используя игровые атрибуты для пальчиков - шляпки, фигурки пальчикового театра.
Мы заметили, что применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь. Таким образом, биоэнергопластика:
• оптимизирует психологическую базу речи;
• улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам;
• способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
• позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.