Маргарита Салтынская
Использование Адвент-календаря как способа организации образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
«Адвент-календа» представляет собой деятельностно-развивающую игровую модель организации педагогического процесса в детском саду, в которой воспитатель и ребенок выступают партнерами. Эта модель поддерживает детскую инициативу, обеспечивая каждому воспитаннику мотивацию к совместной деятельности. С помощью «адвент-календаря» значительно обогащается предметно-игровое пространство в группе. Он позволяет интегрировать все образовательные области, строить педагогический процесс как индивидуально, подгрупповой, так и фронтально – со всеми детьми.
Публикация «Использование Адвент-календаря как способа организации образовательного процесса» размещена в разделах
Что такое адвент-календарь? Слово «адвент» обозначает «пришествие, приход», т. е. время ожидания праздника, волшебства, сказки. Эта традиция пришла к нам с Запада. Таким образом религиозные католики готовились к встрече Рождества Христова. Начиная с 1 декабря, они отмечали каждое воскресенье, оставшееся до праздника. Первым был напечатан адвент-календарь в Германии Герхардом Лангом. В детстве он каждый день спрашивал маму, когда же наступит Рождество. Она не выдержала и сделала ему из картона с окошечками календарь – по количеству дней перед Рождеством. Он мог открыть только одно окошечко в день, за ним пряталось маленькое печенье. Так он видел сам, сколько печенья еще нужно съесть до главного праздника, сколько осталось дней. Когда он вырос, это изобретение стало приносить ему прибыль – он стал выпускать первые в мире адвент-календари – коробки с окошечками, за которыми прятались конфеты.
В нашей культуре, празднование адвента трансформировалось в изготовление детского календаря, который помогает скрасить трепетное ожидание детей праздников.
Актуальность: Ожидание праздника не менее приятно, чем сам праздник, особенно если сделать это ожидание ещё и интересным. Когда до праздника остаётся совсем немного времени, у ребят всё чаще возникает вопрос: "А через сколько дней он наступит?" Для детей время — понятие размытое. А количество дней – понятие ещё более загадочное. «Через три дня, неделю, месяц, это когда? Это долго или нет?». Календарь помогает почувствовать течение времени, научиться его понимать и осознавать. Адвент – календарь можно приурочить к любому празднику или событию. Адвент-календарь для детей – это возможность сделать каждый день ожидания и подготовки к определенному событию особенными, запоминающимися, наполненными и счастливыми, ведь что может быть интереснее, чем проснуться утром и бежать к очередному адвент-дню и обнаружить там сюрприз, задание или подарок. Так же это средство стимулирования детей к познавательной активности, а еще это отличный способ привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Сама идея сделать адвент-календарь показалась нам (вместе с воспитателем Бакаловой Татьяной Александровной) очень привлекательной. И мы решили изготовить такой календарь для детей нашей группы при подготовке к новому году, чтобы было ждать праздник веселее.
Перед собой мы ставили следующие цели:
Цели: Создание условий для творческой самореализации детей, для взаимодействия со сверстниками и формирования познавательной активности детей.
И решали такие задачи:
Задачи:
- расширить представления дошкольников о новогоднем празднике;
- развивать творческие способности;
- формировать познавательные возможности и способности дошкольников;
развивать любознательность, воображение, мышление, умение строить догадки и предположения;
- сформировать умение работать в коллективе, доводить начатое до конца;
- побудить детей и родителей принимать активное участие в подготовке и проведении новогоднего утренника.
При создании календаря мы руководствовались такими принципами:
1. Стиль оформления должен соответствовать тематике праздника.
2. Определённое место календаря. Пусть он будет на виду и напоминает о том, что праздник приближается. Календарь необходимо размещать на высоте удобной для детей, чтобы каждый ребёнок может свободно подойти к нему, рассмотреть и посчитать дни.
3. Присутствие тайны. Дети очень любопытны, а наличие кармашков создаёт интерес и предвкушение сюрприза.
4. Адвент-календарь предполагает свои правила игры. Один день – одно задание. Любопытный ребёнок может захотеть увидеть сразу все задания и сюрпризы, поэтому задания добавляются ежедневно.
5. Задания должны быть приятными, интересными и соответствовать возрасту и возможностям детей. Они могут быть разной направленности – раскрасить картинку, выучить стихотворение, сделать аппликацию, отгадать загадки, поиграть в новую игру и т. д. ; а могут быть объединены одной тематикой. Должны соответствовать основным видам деятельности. Для поддержания интереса на протяжении всего периода работы с календарем, задания необходимо чередовать. Это и наблюдения на прогулке, опыты и экспериментирования, игровая, изобразительная, музыкальная деятельность, чтение художественной литературы и т. д.
Итак, мы провели предварительную работу: Изготовили сам календарь, проработали задания-мероприятия, приготовили необходимый материал; в беседе дети рассказали о том, что они знают об этом празднике и что хотели бы еще узнать нового. Немного опишу наш календарь - это новогодняя елочка с кружками в виде елочных украшений. Количество кружков равно количеству дней, на которых рассчитан календарь (у нас 3 недели с 3 – 24 декабря) и на каждом отмечена дата. Календарь мы разместили на стене группы, на высоте удобной для детей. Каждый ребёнок мог свободно подойти к календарю, рассмотреть его, посчитать, сколько дней прошло с начала недели, повторить названия дней недели. А по кружочкам на ёлке - сколько еще осталось до Нового года. Отсчёт дней до нового года происходит со всеми детьми вместе каждое утро. Работу мы начали с письма для Деда Мороза и на следующее утро получили адвент – календарь и первое письмо – задание. Каждое утро в группе появлялся конверт от Деда Мороза, в котором находилось задание на сегодняшний день. Задание рассчитано на один день. Оно записывается на листочке или зарисовывается схематично. Ведь это счастливые мгновения для детей. Дети каждое утро с нетерпением ждали, когда же будем отмечать календарь, и какой сюрприз их ждёт сегодня. Мы читали задание, обсуждали, как мы его будем выполнять, решали какие материалы нам понадобятся. Детей не приходилось заставлять выполнять задания. Они сами стимулировали друг друга «А то подарка не получим», помогали. Каждое задание сопровождалось интересной, познавательной беседой, просмотром альбомов или презентации, чтением художественных произведений или энциклопедий. Кроме заданий, дети получали сюрпризы. После дневного сна дети в конвертах находили елочную игрушку, которой закрывали кружок на елке, обозначающий сегодняшний день.
Предварительно нами был составлен план заданий-мероприятий на три недели.
Задания на первой неделе:
1. Вырезать рукавички для Снегурочки из бумаги и украсить их.
2. Изготовить в группе снеговиков из материалов по выбору, а на улице из снега.
3. Сделать снегиря из любого материала; покормить птиц на прогулке.
4. Изготовить елочку методом оригами.
Задания на второй неделе:
1. Изготовить новогодние украшения для группы.
2. Изготовить новогодний шар из бумаги, а на улице из снега и льда.
3. С помощью раскраски нарисовать символ года, сделать из капсулы от киндер-сюрприза поросенка.
4. Сделать из соленого теста елочные украшения и нарядить ими елки на улице.
5. Сделать портрет Деда Мороза.
Задания на третьей неделе:
1. Нарисовать зимний пейзаж, сделать на прогулке горку из снега, провести подвижные игры: «Снежок в ложке», «Поймай снежок», «Попади в цель».
2. Изготовить поделки – валенки с узорами; прослушать песню «Валенки», разучить танец; проиграть в дидактические игры «Собери валенок», «Найди пару» и т. д.
3. Вырезать снежинки из бумаги и украсить окна и группу.
4. Сделать новогодние открытки-приглашения на утренник для родителей.
5. Разгадать зимние загадки, вспомнить названия всех зимних месяцев, организовать настольный театр по зимней сказке (по инициативе детей)
Каждый кружочек на нашей ёлочке - каждый день месяца, имел свою тематику, связанную с непосредственной образовательной деятельностью детей и подготовкой к празднику. Мы постарались активно использовать предновогоднее время и адвент-календарь для целого цикла занятий и изучения новых для детей вещей. Реализация адвент-календаря охватывает все виды детской деятельности:
НОД:
«Декабрь - год кончает, а зиму начинает»;
«Прогулка по зимнему лесу»;
«Письма Деду Морозу».
Беседы:
«Чем нас радует зима?». Игра «Хорошо - плохо» (о зиме);
«И забывать никак нельзя, о том, что птицы нам друзья»;
«Праздник Новый год»;
«Как моя семья готовится к Новому году»
«Новогодняя открытка».
Познавательные беседы:
«Как готовятся к празднику в разных странах?»;
«Кто такой Дед Мороз? Есть ли у Деда Мороза родственники?»;
«Почему елка символ Нового года?»;
«Елочные игрушки. Какие они бывают»;
«Почему Дед Мороз и Снегурочка носят Валенки?»;
Проблемная ситуация:
«Что будет, если у Деда Мороза и Снегурочки не будет рукавиц или валенок?»;
«Что будет, если на елку вместо фонариков, поставить свечи?»;
«Дед Мороз потерял мешок с подарками»;
«Если в доме нет новогодних игрушек?»;
«Что будет, если съесть много конфет из новогодних подарков?»
Чтение художественной литературы:
Л. Воронкова «Таня выбирает ёлку»;
Р. н. с. «Морозко», «Снегурочка»;
Н. Носов «Горка»;
И. Гузина «Новогодние забавы»;
А. С. Пушкин «Ель в лесу, под елью белка»;
П. Воронько «Есть в лесу под ёлкой хата»;
С. Маршак «Двенадцать месяцев»;
И. Токмакова «Живи ёлочка», «Ели».
Исследовательская работа:
«Снежный шар» (опыты со снегом);
«Волшебные льдинки»;
«Мастерская Деда Мороза».
В течение месяца разучили песни, стихотворения, пословицы и поговорки, загадки, пальчиковые гимнастики о зиме, ёлочке, празднике. Разучивали танцы, хороводы к утреннику.
Просмотр мультфильмов:
«Раз, два, три, ёлочка гори»;
«Каникулы в Простоквашино»;
«Падал прошлогодний снег»;
«Почему медведь зимой спит»
«Снеговик - почтовик».
Игровая деятельность:
Сюжетно – ролевые игры:
«Семья»;
«Магазин Новогодних подарков»;
«Магазин Новогодних украшений»;
«Почта».
Дидактические игры:
«Собери елку»;
«Нарядим ёлку»;
«Подарки»;
«Сложи новогоднюю открытку»;
«Третий лишний»;
«Расставь ёлки по высоте»
«Собери валенок»,
«Найди пару».
Театрализованные игры:
«В гости ёлочка пришла»;
«Встреча Деда Мороза».
Подвижные игры:
«Мороз красный нос - Мороз синий нос»;
«Два Мороза»;
«Зимушка - зима»;
«Снежок в ложке»;
«Поймай снежок»;
«Попади в цель».
Продуктивная деятельность:
«Варежка для Снегурочки»;
«Снеговик»;
«Новогодний шар»;
«Фонарики»;
«Пригласительная открытка»;
«Новогодняя елочка» (оригами);
«Снегири» коллективная работа;
«Новогодние игрушки» (тестопластика);
«Животное года» (раскрашивание, лепка);
«Зимний пейзаж» (аппликация, рисование)
«Портрет Деда Мороза» (используя ватные диски);
«Валенки для Деда Мороза»;
Конструирование: «Снежинки»
Развлечения:
Детско - родительский досуг «Новогодний карнавал».
Итогом стал : Новогодний карнавал.
В каждом задании заложены развивающие и воспитательные задачи.
Таким образом, адвент-календарь отвечает всем требованиям ФГОС: ребенок активен, самостоятелен, учится взаимодействовать друг с другом.
Взаимодействие с родителями. Новый год – праздник семейный, поэтому родители принимали активное участие в подготовке к нему. Согласно календарю родителям предлагалось на выходные выполнить вместе с детьми небольшие задания. Это сделать своими руками елочку, новогодний шар, игрушку, вспомнить вместе с детьми значимые для семьи события уходящего года, помочь ребенку найти интересующую его информацию по теме, поделиться любимым новогодним рецептом. Сделали костюмы детям к утреннику «Новогодний карнавал», приготовили детям подарки от Деда Мороза.
Таким образом, мы считаем, что достигли следующих результатов.
Результат: Дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, совместно выполняли задания, оказывали помощь друг другу, учились договариваться; проявляли творческие способности, самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материала при создании творческих работ; проявляли любознательность, исследовательский интерес: стали задавать много вопросов, фантазировать, придумывать новое; проявились задатки произвольности: овладение своими непосредственными желаниями. С помощью адвент-календаря, в группе удалось создать праздничную атмосферу, распределить нагрузку по подготовке к Новому году. Дети с удовольствием приходили в детский сад, с нетерпением ждали новых заданий. Детскими работами были оформлены группа и холл детского сада. Ожидание праздника для детей и их родителей стало увлекательным занятием.
Мы заинтересовались такой моделью организации педагогического процесса и создали такой календарь в ожидании 8 марта, Дня космонавтики, Дня Знаний. Планируем и в дальнейшем работать по этой модели.