МААМ-картинки

Использование АДК в процессе формирования продуктивного взаимодействия с неречевыми детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Галина Клеймёнова
Использование АДК в процессе формирования продуктивного взаимодействия с неречевыми детьми дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Нормотипичный ребёнок овладевает социальным опытом с самого рождения. Вначале - через эмоциональное общение со взрослым, позднее - через действия с игрушками и предметами, окружающими его, после этого - с помощью жестов и звукокомплексов, далее - через речь.

С помощью речи и другими способами взрослый знакомит ребёнка с окружающим миром, в котором каждая вещь и каждый предмет занимают определённое место и выполняют определённые функции.

Одной из ключевых проблем у детей с РАС и ТМНР является отсутствие или недоразвитие навыков общения и искажённое восприятие окружающего мира.

Публикация «Использование АДК в процессе формирования продуктивного взаимодействия с неречевыми детьми дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Поэтому основными направлениями работы по формированию продуктивного взаимодействия с неговорящими детьми данных категорий, являются:

- развитие понимания обращённой речи;

- формирование психологической базы речи;

- формирование адаптивных навыков;

- формирование элементарных коммуникативных навыков.

Как известно основной целью коммуникации является распознание информации, предъявляемой окружающей средой или собеседником, а также умение понятно донести окружающим свои намерения, потребности, желания любым доступным для индивида способом.

К сожалению, даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать коммуникативную функцию речи у неговорящего ребёнка, например, с РАС, очень трудно. Поэтому появляются специфические задачи в работе педагогов, взаимодействующих с данной категорией воспитанников. Такие, как:

- создание мотивации к коммуникативной деятельности, одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона;

- развитие речевой инициативы;

- формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания.

Для решения поставленных задач с детьми, не владеющими устной речью, на помощь приходят различные способы альтернативной и дополнительной коммуникации. Это все способы общения, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью устной речи. В настоящее время получили распространение несколько форм альтернативной коммуникации. Их можно условно разделить на 3 группы, в зависимости от используемых средств коммуникации (эмоционально-двигательные, предметно-картинные, письменные).

Подкрепление вербальных образов зрительными значительно облегчает обучение безречевого ребёнка, имеющего зачастую тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, жесты, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с такими детьми. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми.

К эмоционально-двигательным средствам коммуникации относятся – мимика, жесты, телодвижения, которые могут либо сопутствовать речи во время диалога, выступая дополнительным средством коммуникации, эмоционально окрашивающим речь, либо замещать речь, когда она не используется вообще, являясь альтернативным средством коммуникации. Например, для людей с нарушением слуха это общение на русском жестовом языке.

На первых этапах взаимодействия с неречевыми детьми различных нозологических групп, для повышения продуктивности обучения, многие специалисты рекомендуют вводить в коррекционно-педагогический процесс использование коммуникативных жестов. Таких как, указательный, «Да», «Нет!», «Стоп! Закончили!», «Дай!», «Привет!», «Пока!» и другие, что значительно улучшит взаимопонимание между участниками образовательного процесса и ребёнком.

Многие родители и специалисты беспокоятся о том, что язык жестов может воспрепятствовать развитию речи. Однако мировой опыт показывает, что грамотное, дозированное использование жестов не только не препятствует, но и способствует развитию речи. Знаки, жесты – это лишь промежуточный этап к развитию коммуникативной речи, умение ребёнка общаться постепенно развивается, и жест будет заменяться словом. Мы с вами в общении часто употребляем жесты-коммуникаторы – например, жесты «приветствия-прощания», «позвони» и многие другие. Люди различных профессий (спортивные судьи, военные, строители и др.) используют специальную жестикуляцию, являющуюся для них дополнительным средством коммуникации в определённой жизненной ситуации.

Дети с нарушениями речи часто и сами изобретают жесты для облегчения взаимодействия с окружающими.

К предметно-картинным средствам коммуникации относится общение при помощи реальных предметов, карточек с изображениями, пиктограмм. Наиболее распространённой системой альтернативной коммуникации в мировой практике работы с детьми с РАС является система PEKS - это целая система обучения коммуникации, когда ребёнка с социальными нарушениями учат выбирать и давать изображение желаемого объекта или занятия. Система состоит из нескольких фаз, во время которых ребёнка учат, как вступить в коммуникацию, как выбрать нужное изображение, как составить предложение, как ответить на вопрос – и всё это с помощью изображений. Родители совместно с педагогами осваивают и используют этот метод, чтобы процесс формирования коммуникативных навыков был непрерывным.

Более высокофункциональный способ альтернативной или дополнительной коммуникации - это общение при помощи письменной речи, для овладения которым ребёнок должен не только различать и подбирать необходимые в данной ситуации жесты, символы или картинки, а различать слова, т. е. научиться читать, хотя бы глобально. узнавая слово целиком.

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импреcсивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память. Однако если обучать ребенка только приемам глобального чтения, довольно скоро наступает момент, когда механическая память перестает удерживать накапливающийся объем слов. Поэтому занятие необходимо строить по принципу чередования всех трех направлений обучения чтению, включая аналитико-синтетический и слоговой, так как каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка. Используя приемы аналитико-синтетического чтения, мы даем ребенку возможность сосредоточиться именно на звуковой стороне речи, что создает базу для включения звукоподражательного механизма. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память аутичного ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом.

В практике нашего ДОУ педагогами используются различные формы АДК в процессе взаимодействия с воспитанниками. Их насыщенность и форма подбирается индивидуально для каждого ребёнка в зависимости от его психофизических особенностей и степени сформированности адаптивных, речевых и коммуникативных навыков. Это и альбомы-коммуникаторы, помогающие ребёнку быть понятым, и уголок увлечения, в котором ребёнок выбирает предмет, в деятельность с которым он будет вовлечён, после выполнения заданий, приготовленных педагогом для конкретного занятия, и визуальное расписание, выполняющее задачу регулировать деятельность ребёнка, оно может быть в виде картинок – если ребёнок освоил процесс передачи информации через изображение, в виде контейнеров с конкретными заданиями, последовательно выполняя которые ребёнка стимулируют, выбранным им увлечением, если ребёнок находится на этапе использования предметно-действенных средств общения, и в виде табличек с надписями, если ребёнок освоил процесс глобального чтения.

В работе с родителями особенных детей мы прибегаем к использованию мобильного приложения «АутизмОбщение», разработанного в Центре «Наш солнечный мир». Это индивидуальный электронный коммуникатор. Он содержит несколько разделов, каждый из которых родители могут наполнять самостоятельно - фото, репликами. и т. д., а также содержит конструктор фраз, который располагает выбранные ребёнком действия и предметы в правильном порядке и грамматической форме, озвучивая полученное предложение. Из-за компактности и мобильности его использование вне ДОУ становится более удобным нежели индивидуальных альбомов-коммуникаторов.

В итоге становится очевидным, что альтернативная и дополнительная коммуникация не препятствует процессу развития ребёнка, а, наоборот, позволяет ему быть понятым и делает взаимодействие с ним более продуктивным. Для того, чтобы развитие речи не затормаживалась введением альтернативной или дополнительной коммуникации, любое средство АДК взрослый, вступающий во взаимодействие с ребёнком, обязан оречевлять (будь то предмет, картинка, жест или телодвижение, это будет расширять понимание обращённой речи и накапливать пассивный словарный запас неговорящего малыша. От того, как взрослый взаимодействующий с ребёнком внимательно будет наблюдать и подмечать особенности поведения воспитанника - будет зависеть успешность их взаимодействия и наоборот.

Публикации по теме:

Инфографика как способ визуализации учебного материала в образовательном процессе с детьми дошкольного возрастаИнфографика как способ визуализации учебного материала в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. К. Д. Ушинский Современный этап развития дошкольного образования характеризуется.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование во взаимодействии с детьми дошкольного возраста коммуникативных игрИспользование во взаимодействии с детьми дошкольного возраста коммуникативных игр Рада приветствовать всех на своей страничке! Ни для кого не секрет, что у современных детей недостаточно развиты навыки общения. Чтобы помочь.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Консультация для педагогов «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образования» Современная наука не стоит на месте, и дошкольная педагогика в этом плане не является исключением. Зачастую новые знания, а тем более и.

Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев…» В. А. Сухомлинский. Оборудование: 1. Камешки Марблс разного цвета, формы,.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка "Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. " Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование АДК в процессе формирования продуктивного взаимодействия с неречевыми детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 14 декабря 2022 в 20:13
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование АДК в процессе формирования продуктивного взаимодействия с неречевыми детьми дошкольного возраста с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Галина Клеймёнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД