Марина Аверьянова
Проект «Полезные ископаемые и камни Башкортостана»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Во всех дошкольных учреждениях, в том числе и в нашем детском саду, педагоги занимаются экологическим образованием детей, стараясь направить детские желания к исследованиям в нужное русло. К сожалению, в моей практике возникали случаи, когда слово «занятие» вызывало у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у детей снижается мотивация к приобретению знаний из-за недостаточной возможности применения разнообразных методов и приемов познавательной активности на занятиях. Данный факт подчеркивает актуальность включения тех образовательных методик и технологий, которые обеспечивают высокую исследовательскую активность дошкольников.
Публикация «Проект „Полезные ископаемые и камни Башкортостана“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Потребность в познании окружающего мира появляется у человека, буквально с самого рождения. Именно она помогает приобщить ребёнка к миру вещей, явлений природы и социальной действительности.
Ребенок по природе своей исследователь. Однако самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания.
Многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей на занятии.
Как правило, занятия в детском саду строятся по типу школьного урока: воспитатель излагает систематизированные знания о той или иной сфере действительности и задает вопросы, направленные на закрепление этих знаний. Дети на таких занятиях лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу, им отводится пассивная роль «получателей» информации.
Опираясь на труды отечественных педагогов Г. М. Лялиной, А. П. Усовой, Е. А. Панько, я пришла к выводу о необходимости включения дошкольников в исследовательскую деятельность, в процессе которой дети смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия.
Считаю, что через познавательно-исследовательскую деятельность дошкольники смогут получить возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Обучение должно содержать элементы самостоятельной исследовательской деятельности, оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а использование
исследовательских методов обучения на занятии поможет педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребенке.
Цели проекта:
1. Расширить представление о полезных ископаемых Башкортостана, об их свойствах. Познакомить со способами образования и добычи этих полезных ископаемых.
2. Развивать способности к поисковой деятельности:
- определять задачи, исходя из поставленной проблемы;
- планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.
3. Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.
Задачи проекта:
1. Вызвать интерес к исследованию полезных ископаемых, их свойств и качеств, характер использования человеком.
2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.
3. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, шахта, карьер, буровая скважина.
4. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
5. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.
6. Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.
7. Систематизировать знания детей о природе родного края: растениях, животных, реках и полезных ископаемых.
8.Вид проекта: информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.
Формы реализации проекта:
-занятия
-акция
-оснащение предметно-пространственной среды
-работа с родителями-презентация проекта
Продукт проектной деятельности:
-создание музея – «Полезные ископаемые и камни Башкортостана»
-изготовление «Уголок маленького исследователя»
-экологическая сказка (придуманная детьми и зарисовка этой сказки)
-художественное творчество (лепка, аппликация, конструирование, рисование).
-НОД «Богатство Башкортостана»
Принципы интеграции образовательных областей.
1. «Здоровье»
2. Физическая культура
3. Безопасность
4. Социализация
5. Познание
6. Коммуникация
7. Чтение художественной литературы
8. Художественное творчество
9. Музыка
10. Здоровье
Использование адекватные возрасту работы с детьми:
-НОД
-игра
-наблюдение
-беседа
-чтение-экспериментирование
-общение
-художественная деятельность
-коллективная деятельность
-совместная деятельность (вместе с родителями)
-воспитание любви к малой родине, разумного использование ее богатств, сохранение чистоты природы, воспитание трудолюбия, любознательности, развитие речевой актуальности дестей.
-развитие у детей навыков экспериментирования, систематизирование знаний детей в опытах
-установить партнерские взаимоотношения между детьми, родителями и воспитателями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных поделок, создание
мини-музея.
Предполагаемый результат:
1. Дети должны получить первичные представления о полезных ископаемых, их местонахождении, значении и знать их основную функцию.
2. Различать понятия (торф, глина, соль, уголь, руды, нефть, горячие газы).
3. Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение полезных ископаемых и бережное отношение к окружающей природе.
Предварительная работа:
1. Наблюдение на прогулке за неживой природой (глиной, песком).
2. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев.
3. Рассматривание иллюстраций с изображением полезных ископаемых.
4. Занятия познавательного цикла «Полезные ископаемые», «Эта удивительная глина», «Полезные ископаемые – соль, торф и глина», «Полезные ископаемые Урала», «Камни родного края», «Экспедиция по родному краю», «В гостях у хозяйки Медной горы», «О чем рассказали горы».
5. Беседа о полезных ископаемых.
6. Чтение сказок П. Бажова.
7. Работа с глобусом, картой.
8. Создание мини-музея «Полезные ископаемые Башкортостана».
9. Экскурсия в краеведческий музей Башкортостана.
Роль родителей в реализации проекта:
1. сбор информации и экспонатов о природных ископаемых: торф и глина, камни, мел и т. д. ,
2. изготовление атрибутов к занятиям,
3. составление экологической сказки: сказка-рисунок.
План-схема проекта *Полезные ископаемые и камни республики Башкортостан*
Сюжетно-ролевые игры: «Альпинисты», «Геологи», «Маленькие исследователи».
Чтение художественной литературы:
М. Карим «Урал»
Детская энциклопедия «Все обо всем»
Сказки Бажова: «Каменный цветок», «Малохитная шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы».
Музыка: Слушание башкирской песни «Уралым» и Э. Грига «В пещере горного короля»
Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Какой звук», «Ящик ощущений», «Узнай по цвету», «Узнай по форме», «Я-магнит», «Лесные находки», «Собери бусы», «Собери картинку» (пазлы, «Что возьмем с собой на экспедицию»,
Опыты: «Камни и соль через лупу», «Керамзит и галька», «Какой звук шипит?», «Пластилин и камень», «Песок и глина», «Игры с магнитом», «Опыты с солью», «Рассматривание украшений» (гранат, янтарь, рубин на кольце, речной жемчуг, золото).