Марина Кулиш
«Удивительные солнечные лучики» — информационно-исследовательский проект
▼ Скачать + Заказать документы
" Удивительные солнечные лучики"
автор проекта Кулиш М. А.
Тип проекта : информационно-исследовательский.
Руководитель проекта : воспитатель Кулиш М. А.
Участники: Воспитатели группы, дети первой младшей группы, родители, музыкальный руководитель.
Длительность: 2 недели (краткосрочный)
Актуальность проекта :
Публикация «„Удивительные солнечные лучики“ — информационно-исследовательский проект» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Солнце, солнышко
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Тема солнца и его лучей, затронутая мной, очень актуальна для малышей дошкольников. И была разработана для реализации в начале к весны. Так как в начале марта солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть какого цвета, формы солнце. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем. Хотелось обогатить знания детей о природном объекте – солнце и его лучиках, показать влияние солнца на природу. В связи с этим была определена такая темы.
Цель проекта : формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально-эстетической, продуктивной.
Задачи проекта :
1. Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.
2. Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.
3. Обогатить словарный запас детей по данной теме.
4. Закрепить понятия «желтый», «круглый», «похоже», «не похоже».
Предполагаемый результат:
- обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «яркое», «светлое», «теплое», «светит», «улыбается», «греет» и т. д.
- познавательный интерес к экспериментам;
- развитие у детей наблюдательности.
1-й этап. План работы по подготовке проекта
1. Подготовка стихотворений, потешек, игр, физминуток утренней гимнастики, гимнастики после сна с использованием «солнца», иллюстративный материал, дидактические игры.
2. Подготовка атрибутов для игр, занятий.
3. Беседы с детьми, для выявления знаний детей о солнце.
2-й этап. Выполнение проекта
Раздел программы
Формы и методы работы
1. Речевое развитие
(Чтение художественной литературы)
«Солнышко», «Солнечный зайчик», «Светит солнышко в окошко»
2. Познавательное развитие
(Исследовательная деятельность)
Рассматривание иллюстраций, наблюдение в природе «Солнышко на травке», проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (с помощью родителей дома, солнечные зайчик, " Моя тень" (знакомство с природ. явлением - тень)
3. Худ. – эстетическое. развитие
(Музыкальная деятельность)
Разучивание потешек и песенок о солнце, игры-занятия «Солнышко мой друг»
4. Изобразительная деятельность Рисование ладошками, рисунки на асфальте мелками
5. Физическое развитие
Утрен. гим. «За воротами весна»
Гимн. после сна «Пробуждение солнышка»
Физ. минутка "Я на солнышке лежу"
Под. игры "Солнечный зайчик", " Дождик и солнышко
6. Игровая деятельность
Подвиж. игры: " Солнечный зайчик", "Дождик и солнышко", "Построй солнышко".
Дидак. игры: «На что похоже?», «Нарядим солнышко», «Посадим цветочки»
Игра-ситуация: «Солнечный зайчик»
3-й этап.
Подведение итогов проекта.
Создание презентации о ходе проекта.
Фотоальбом с участием детей в проекте.
Приложение 1.
Комплекс утренней гимнастики
«За воротами весна»
Солнце в небе высоко, с солнцем нам идти легко
Ходьба в колонне друг за другом 15 сек.
Солнце в небе высоко, нас солнышком расти легко
Ходьба на носках 15сек.
С солнцем нам легко бежать, будем мы весну встречать
Бег в колонне по одному за воспитателем 30 сек.
Перестроение в полукруг
1.«Капель»
Солнце светит целый день кап-кап звенит капель
И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо с отведением правой руки (ладонь вверх – «ловим капельки») – И. п. – 4 раза.
2.«Радуемся весне»
Ой весна, весна, весна, долгожданная пришла
И. п. – о. с. Прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз
4.«Непоседа-воробей»
Непоседа воробей прыгает и кружится,
Очень радуется он – не замерзла лужица.
Хорохорится, храбриться!
Только «Мяу» он боится!
На первые 2 строки дети прыгают на двух ногах на месте. С окончанием слов взрослый показывает игрушку кошки и произносит мяу, а дети убегают в
условленное место. – 1 раз.
Полетели птички, птички невелички.
Взвились в небо высоко, улетели птички.
Взвились в небо высоко, улетели птички.
Ходьба стайкой за воспитателем.
Приложение 2.
Комплекс гимнастики после сна
«Пробуждение солнышка»
1. «Вот как солнышко встает» -и. п. : сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать, руки вперед – вверх на каждое слово.
2. «Выше, выше, выше» -и. п. : стоя, руки вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и. п.
3. «К ночи солнышко зайдет» - и. п. : тоже. Руки опустить, присесть на корточки.
4. «Ниже, ниже, ниже» - и. п. : сидя на корточках, руки опущены вниз. Наклоны головы вниз – вверх – вниз.
5. «Хорошо, хорошо» - и. п. : стоя. Хлопки в ладоши.
6. «Солнышко смеется» - и. п. : стоя, руки на поясе. Повороты туловища влево, вправо.
7. «А под солнышком таким веселей живется» - и. п. : тоже. Кружение на месте в одну сторону, а затем в другую.
Приложение 3.
Физкультминутка " Я на солнышке лежу"
Я на солнышке лежу,
(медленно поворачивать голову из стороны в сторону)
Я на солнышко гляжу,
Все лежу и лежу
И на солнышко гляжу.
Крокодил-дил-дил плывет.
(развести руки в стороны)
Носорог-рог-рог идет.
(ходить вперевалку)
Только я все лежу
(поворачивать голову из стороны в сторону)
И на солнышко гляжу.
Рядом львеночек лежит
И ушами шевелит,
(приставить прямые ладони к ушам и пошевелить ими из стороны в сторону)
Только я все лежу
(поворачивать голову из стороны в сторону)
И на солнышко гляжу.
Приложение 4.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в I младшей группе.
Тема: «В гости к солнышку».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».
Цель:
Воспитание эстетических эмоций к яркому разнообразию окружающего мира.
Задачи:
Закрепить умение группировать однородные предметы по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «большой», «маленький», «много», «мало» («Познание»).
Развивать двигательную активность детей посредством реализации игр «Зайка серенький», «Солнышко проснулось» («Физическая культура»).
Обогащать и активизировать активный словарь ребёнка в словесной игре «Опиши солнышко» (Коммуникация).
Воспитывать элементарные навыки вежливости: умение здороваться прощаться, извиняться, развивать чувства других людей их настроение «Социализация».
Развивать творческие способности детей посредством нетрадиционной техники рисования - ладошками (Художественное творчество).
Развивать любовь к музыкальному исскуству через исполнение песни «Маленькая птичка» («Музыка»)
Ход занятия.
Радостно встречаем детей.
Дети, посмотрите, сегодня у нас очень много гостей, давайте
поздороваемся с ними: «Здравствуйте!» (дети здороваются с гостями).
Мы сначала будем хлопать: Хлопают в ладоши.
Хлоп, хлоп, хлоп!
Хлоп, хлоп, хлоп!
А затем мы будем топать: Топают ногами.
Топ, топ, топ!
Топ, топ, топ!
А сейчас мы повернёмся Кружатся.
И все вместе улыбнёмся. Улыбаются.
Посмотрите, ребята, а у нас сегодня светит солнышко? Нет, и нам с вами
грустно. Да… Давайте позовём солнышко.
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошко,
Твои детки плачут
Под окошком скачут
Солнышко покажись
Красное появись.
Не слышит нас солнышко. А вы хотите отправиться на поиски солнышка? Да…
Тогда мы с вами отправляемся в путешествие по сказке,
Раз! Два! Покружись и в сказке окажись! Дети, что вы слышите?
Посмотрите, кто это нас в сказке встречает? Это зайчик.
Встреча с зайчиком, который замёрз без солнышка.
Дети приветствую зайчика.
Здравствуй, зайчик!
Зайка, зайка, расскажи,
Зайка, зайка, покажи.
Как найти дорожку
К солнышку в окошке?
Воспитатель сообщает детям, что зайчик замерз и предлагает детям и зайчику погреться.
Игра:
Зайка серенький сидит и ушами шевелит –
Вот так, вот так и ушами шевелит.
Заинька замерз сидеть - надо лапоньки погреть -
Вот так, вот так надо лапоньки погреть.
Заинька устал стоять - надо зайке поскакать -
Вот так, вот так надо зайке поскакать.
Зайчик сообщает дорогу к солнышку. Дети благодарят зайчика, прощаются с ним.
Встреча с Ежиком.
Здравствуй ёжик!
Ежик, ежик, расскажи,
Ежик, ежик, покажи,
Как найти дорожку
К солнышку в окошке?
Ёжик растерял свои колючки. В лесу темно без Солнышка. Дети находят Ежику колючки (прикрепляют прищепки на форму соответствующего цвета).
Ёжик благодарит деток и сообщает дорогу к солнышку. Дети благодарят ёжика, прощаются с ним (дети по тропинке идут дальше и встречают птичку).
Дети приветствуют птичку. Спрашивают дорогу к солнышку.
Здравствуй птичка!
Птичка, птичка, расскажи,
Птичка, птичка, покажи,
Как найти дорожку
К солнышку в окошке?
Воспитатель предлагает детям подарить птичке песню.
Песня
Маленькая птичка прилетела к нам, к нам к нам.
Маленькой птичке зёрнышек я дам, дам, дам
Маленькая птичка зёрнышки клюёт, клюёт, клюёт.
Маленькая птичка песенки поёт, поёт, поёт
.
Птичка сообщает дорогу к солнышку. Дети её благодарят. Прощаются.
Встреча с Белочкой
Здравствуй белочка!
Белка, белка, расскажи,
Белка, белка, покажи,
Как найти дорожку
К солнышку в окошке?
Белочка рассыпала и перепутала шишки и орехи. Дети помогают рассортировать и собрать в корзинки. Белочка благодарит детей, сообщает дорогу. Дети прощаются с белочкой.
Встреча с Солнышком. Оно грустное. Воспитатель предлагает детям поиграть с солнышком.
Солнышко проснулось, дети проводят руками по лбу
Лобика коснулось.
Лучиками провело
И погладило.
Солнышко проснулось, проводят руками по щекам
Щечек коснулось
Лучиками провело
И погладило.
Солнце личико согрело, проводят руками по щекам,
Потеплело, потеплел. подбородку
Наши ручки потянулись
Наши губки улыбнулись
Дети и воспитатель встают в круг. Д. и. «Какое солнышко?».
Дети, посмотрите, вот мы и нашли с вами солнышко! Какое оно?
(желтое, круглое, доброе, весёлое, ласковое, лучистое, озорное).
Солнышко желтое, круглое, а наше солнышко грустное, как вы думаете почему. Рассмотрите, чего у солнышка нет. Лучиков-ладошек, правильно!
А где у наших малышей лучики-ладошки? Вот они! Какие они теплые,
ласковые (трем себя ладошками по щекам). Дети, а мы с вами можем
помочь солнышку? Да! Мы можем нарисовать солнышку лучики. Воспитатель помогает намазать ладошки краской и дети по очереди подходят рисовать к ватману лучики. Вот теперь у нас солнышко веселое, радостное. А мы с вами веселые (улыбаемся?
Оценка деятельности:
Вот и солнышко нашли, вместе солнцу помогли. Кого мы ещё нашли? Кому мы ещё помогли? Дети: На своём пути встретили зайку, ёжика, птичку. Зайке помогли согреться, ёжику собрали колючки, птичку песней порадовали. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз! Два! Три! В д/с попади! Вот мы с вами в д/с. Вам понравилось путешествовать по сказке. Дети: Понравилось! И мне тоже. Солнышко приготовило вам сюрприз (воспитатель раздаёт сюрпризы)
Приложение 5.
Игра-ситуация
«Солнечные зайчики»
Ход игры.
Цели:
Развивать воображение детей; побуждать к двигательной активности и самостоятельности в импровизации.
Необходимым условием для игры является солнечный день. Воспитатель жестом обводит залитую солнцем комнату и спрашивает детей: «Почему так светло? Это солнышко пришло в гости. Солнечные лучики любят играть : они прыгают по стене, как зайчики. Их так и называют – солнечные зайчики».
Под веселую тихую музыку воспитатель незаметно для детей пускает зеркалом солнечные зайчики и произносит:
Солнечные зайчики скачут по стене
Солнечные зайчики скачут в тишине,
Яркий лучик солнышка зайчика пустил.
Девочек и мальчиков лучик разбудил.
Воспитатель предлагает детям поиграть с солнечным зайчиком. Под веселую музыку, педагог пускает зайчиков, дети бегают, и прыгая, ловят зайчиков ладошками.
Приложение 6.
Конспект проведения прогулки в 1мл. группе
«Солнышки на травке»
Цель:
Познакомить детей с первым весенним цветком и его строением; закрепит знания о траве, солнце, весенних цветах; развивать логическое мышление, воображение, память и речь детей; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Ход прогулки:
Выйдя на прогулку с детьми, воспитатель ведет их на красивую, весеннюю полянку. Дети смотрят и видят, что появились первые одуванчики. Воспитатель слушает высказывания детей, а затем подводит итог. (Солнышко пригрело землю, разбудило зеленую травку, а вместе с зеленой травкой на свет появились желтые цветы- одуванчики. Открыли они глазки, подняли головки, смотрят на солнышко, улыбаются. Солнышко желтое и одуванчики тоже желтые. У солнышка есть лучики, а у одуванчика лучики- лепестки. Маленькие солнышки по травке разбежались, радуются.)
Педагог срывает один одуванчик и показывает детям : «Стебель, головка цветка, а листики остались в траве. Дети по желанию находят в траве самый крупный и маленький цветок. Воспитатель читает стихотворение М. Полянской «Одуванчик»
Одуванчики везде
По весенней травке:
Замелькали во дворе,
Разбежались по горе,
Спрятались в канавке.
В конце прогулки воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Солнечные зайчики»
Используемая литература:
1. Бурганова, Р. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Р. А. Бурганова, К. В. Закирова. – Казань, 2000.
2. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в д. саду ранний возраст»2007г.
3. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Мозаика-Синтез 20014г.
4. В. В. Гербова «Развитие речи в д. саду» Мозаика – Синтез 2014г.
5. С. Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами» Мозаика–Синтез 2008г.
6. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» Мозаика–Синтез 20014г.