Кристина Смыкова Будко
Проект «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного рисования» (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
1.3. Констатирующий эксперимент (часть 2)
В конце учебного года мной было проведено мониторинговое исследование по теме «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста с использованием техник нетрадиционного рисования»состоящее из тех же вопросов, что и на начало учебного года в средней группе № 1 МБДОУ д/с №1 «Улыбка». Данный мониторинг состоял из 4 вопросов, каждый вопрос оценивается «+» или «-», результаты прописаны в таблице.
Публикация «Проект „Развитие речи детей среднего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного рисования“ (часть 2)» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Вопросы:
1. Что такое штрих?
2. Что такое пальцеграфия?
3. Что такое тычок? Для чего он нужен?
4. Что такое отпечаток? Как его можно сделать?
№ Список воспитанников Вопросы
1
Что такое штрих? 2
Что такое пальцеграфия? 3
Что такое тычок? 4
Что такое отпечаток?
(Таблица)
1.4. Психолого-педагогические выводы
Речь для человека является одним из важнейших факторов его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. В современном дошкольном образовании речь педагоги рассматривают как одно из важнейших направлений развития ребенка, поскольку от уровня овладения речью зависит, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, общее интеллектуальное развитие каждого дошкольника.
Работая в детском саду, я заметила, что уровень развития речи у детей заметно снижается. Я пришла к выводу, что это во многом связано со слабым развитием моторики рук. Поэтому, целью моей работы стало - развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования.
В. А. Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.» Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Такие исследователи, как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. Ж. Пиаже и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь, внимание, память, воображение. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.
Большое значение в развитии мелкой моторики рук имеет художественное творчество, в процессе которого ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, что влияет на речь ребенка. Чем раньше начать работу по развитию мелкой моторики рук, тем более вероятен успех в развитии речи ребенка.
В начале года мной был проведен мониторинговый опрос, который дети прошли с большим затруднением. Исходя из этого, я считаю, что выбранная мною тема «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста с использованием техник нетрадиционного рисования» ,которая проводилась с сентября 2017года по май 2018в настоящее время очень актуальна и дает педагогу возможность для творчества.
Для эффективной организации образовательного процесса уделяла большое внимание организационно-методическому аспекту. Мной был составлен перспективный план работы, также подобрала методические материалы, направленные на овладение различных видов речевой и художественно-эстетической деятельности детей. А именно, конспекты занятий с использованием различных нетрадиционных техник рисования, картотеку техник и приемов нетрадиционного рисования, В образовательной работе с детьми использую : скороговорки, чистоговорки, потешки, прибаутки.
В течении года наблюдалась значительная динамика развития речи с использованием нетрадиционных техник рисования. Я отметила положительную динамику развития мелкой моторики : пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, исчезла скованность движений, дети показали хорошие результаты развития чувства формы, глазомер, цветоощущения, они хорошо ориентируются на листе бумаги; дети обнаруживают устойчивый интерес к продуктивной деятельности, самостоятельно могут планировать и воплощать замысел, проявлять инициативу и творчество.
У детей отмечается заметное улучшение произношения, речь стала более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире используют прилагательные, наречия, предлоги. Инициатива общения всё чаще исходит от детей. Вот сколько можно достичь, если начать с пальчика! Помните восточную мудрость: «Пальцы – это продолжение ума». Развивайте ум и речь ребенка!
Таким образом, целенаправленная систематическая поэтапная деятельность позволила улучшить показатели по развитию речи. Я считаю, что не стоит останавливаться на достигнутом нами результате по данной теме, а нужно не только продолжать, но и насыщать новыми идеями каждое занятие в нетрадиционной форме. Поэтому, в дальнейшем планирую продолжать работу над этой темой, так как вижу её актуальность и положительный результат в развитие речи детей.