Галина Будейкина
Способы нетрадиционного рисования для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
Сухомлинский В. А.
Что означает слово «нетрадиционно»?
Это искусство изображать, не основываясь на традиции. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. В этом ребёнку помогают взрослые (педагоги). Рисование нетрадиционными способами – это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому, при организации предметно-развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, что его радует, что его огорчает.
Публикация «Способы нетрадиционного рисования для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования способствуют :
развитию пространственного мышления;
развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
развитию творческих способностей, воображения и полёта фантазий;
развитию памяти, внимания, усидчивости, учит думать и анализировать, соизмерять и сравнивать;
развитию эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости;
снятию детских страхов;
развитию уверенности в своих силах;
учит детей работать с разнообразным материалом.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приёмы использует педагог, чтобы донести до ребёнка определённое содержание, сформировать у него знания, умения, навыки. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание ребёнка, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент;
просьба о помощи (дети никогда не откажутся помочь слабому);
музыкальное сопровождение; и т. д.
Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, если овладение ими строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Учитывая группы возрастные группы, я взяла те нетрадиционные техники рисования, с которыми детям интересней и легче справляться, и разделила их по-нарастающей (от более лёгких, к более сложным). Рисование нетрадиционными способами уже можно начинать с до изобразительного периода рисования. Такое рисование я сейчас провожу с каждым ребёнком индивидуально и во второй половине дня.
1, 5 до 2 лет можно использовать:
рисование пальчиками;
рисование ладошками;
рисование поролоном;
кляксографию;
с детьми от 2 до 3 лет:
рисование пробками;
рисование штампом;
с детьми от 3 до 4 лет:
оттиск смятой бумаги;
рисование ватными палочками;
карандаш – штамп;
рисование способом – «тычка»;
рисование на мокрой бумаге;
с детьми от 4 до 5 лет:
рисование пластилином;
пластилинография;
рисование крупой, солью, чаем, кофе, и т. д. ;
рисование жидкими карандашами;
разукрашивание предметов;
рисование на воздушных шарах;
объёмная аппликация.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям, а особенно детям с ОВЗ, чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ
Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, уверенности, эмоций, ориентировки на листе бумаги.
Материал: гуашь, лист бумаги с изображением силуэта или без, салфетка.
Способ получения изображения: ребёнок опускает указательный палец в гуашь и наносит пятнышки, точки на листе бумаги
РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ
Цель: развитие тактильных ощущений, воображения, эмоций.
Материал: гуашь, цветная или белая бумага, салфетка.
Способ получения изображения: ребёнок обмакивает всю ладошку в краске, прислоняет её к листу бумаги (оставляя отпечаток, воспитатель дорисовывает детали рисунка.
РИСОВАНИЕ ПОРОЛОНОМ
Цель: развитие мелкой моторики рук, ориентировки на листе бумаги, тактильных ощущений, эмоций.
Материал: баночка со штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанная гуашью; лист бумаги с рисунком, нарисованным восковым карандашом; кусочек поролона, салфетка.
Способ получения изображения: ребёнок макает поролон в баночку со штемпельной подушкой и проводит по листу бумаги с лева на право, закрашивая изображение.
КЛЯКСОГРАФИЯ
Цель: развитие воображения, мышления, эмоций.
Материал: гуашь, цветной или чистый лист бумаги, салфетка.
Способ получения изображения: ребёнок макает один или несколько пальчиков в краску и хаотическими движениями руки наносит краску на лист бумаги. Воспитатель задаёт ребё нку вопросы: «На что похожа твоя клякса?» или «Что это?». После этого или обводит кляксу или дорисовывает сюжет.
РИСОВАНИЕ ПРОБКАМИ
Цель: развитие мелкой моторики рук, воображения, ориентировки на листе бумаги, эмоций.
Материал: гуашь двух цветов, лист бумаги формата А4, пробки от тюбиков из-под крема или зубной пасты.
Способ получения изображения: ребёнок берёт пробку тремя пальчиками, обмакивает её в краску и оставляет отпечатки на листе бумаги.
РИСОВАНИЕ ШТАМПОМ
Цель: развитие мелкой моторики рук, ориентировки на листе бумаги, воображения, мышления, эмоций.
Материал: гуашь, штампы, лист бумаги с контуром или без.
Способ нанесения изображения: ребёнок берёт тремя пальчиками фигурку штампа, обмакивает её в краску и оставляет отпечаток на листе бумаги.
ОТТИСК СМЯТОЙ БУМАГОЙ
Цель: развитие воображения, цветовосприятия, ориентировки на листе бумаги, эмоций.
Материал: баночка со штемпельной подушкой, пропитанная гуашью; чистые листы бумаги; ненужные листочки бумаги или газеты.
Способы нанесения изображения: ребёнок сминает ненужный листок бумаги или газеты, делает из него комочек, обмакивает его в краску и делает отпечатки на чистом листе бумаги. Воспитатель спрашивает ребё нка: «Что ты нарисовал?» или «На что похоже?», после этого или обводит отпечаток или дорисовывает предмет.
РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
Цель: развитие мелкой моторики рук, воображения, цветовосприятия, ориентировки на листе бумаги, эмоций.
Материал: ватные палочки; гуашь; вырезанные силуэты из бумаги.
Способ нанесения изображения: ребёнок макает конец ватной палочки в краску и методом тычка оставляет отпечаток на изображении.
КАРАНДАШ – ШТАМП
Цель: развитие мелкой моторики рук, ориентировки на листе бумаги, воображения, эмоций.
Материал: гуашь; карандаш со стирательной резинкой на конце, обрезанной под углом 450; лист бумаги с изображением.
Способ нанесения изображения: ребёнок берёт карандаш и резинкой обмакивает в краску, затем оставляет отпечаток на изображении.
РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ – «ТЫЧКА»
Цель: закрепление навыков рисования кистью и красками, развитие воображения, мышления, эмоций.
Материал: листок с нарисованным силуэтом, кисть с жёсткой щетиной, гуашь, баночка с водой.
Способ нанесения изображения: ребёнок, с помощью кисти, наносит краску на силуэт способом «тычка» (как будто тыкает в листок).
РИСОВАНИЕ НА МОКРОЙ БУМАГЕ
Цель: развитие воображения, цветовосприятия, эмоций, умение работать с красками.
Материал: гуашь, кисточки, мокрый лист бумаги.
Способ нанесения изображения: воспитатель смачивает чистый лист бумаги водой, ребёнок кисточкой с краской наносит пятна на лист.
РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ
Цель: закрепление навыков и умений, полученных на занятиях по лепке, закрепление основных цветов, развитие воображения, творчества, эмоций.
Материал: вырезанные из картона силуэты предметов, карандаш, пластилин.
Способ нанесения изображения: на силуэте из картона воспитатель рисует карандашом прямые линии, круги, точки. Ребёнок выбирает пластилин любого цвета, раскатывает из него палочки, делает колечки, шарики. Затем накладывает их на линии на силуэте и пальчиком слегка придавливает (сплющивает).
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
Цель: закрепление навыка – размазывание, основных цветов, развитие мышления, воображения, эмоций.
Материал: картинка с нарисованным силуэтом предмета, детали которого обозначены определённым цветом, пластилин.
Способ нанесения изображения: ребёнок рассматривает силуэт, говорит какого цвета детали. Затем, выбрав деталь, берёт пластилин того цвета, которым обозначена эта деталь и размазывает маленькие кусочки пластилина на этой детали («закрашивает»).
РИСОВАНИЕ КРУПОЙ, СОЛЬЮ, ЧАЕМ, КОФЕ И Т. Д
Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, творчества, мышления, эмоций.
Материал: лист бумаги или картона с нарисованным силуэтом, какого либо предмета, клей, кисточка, сыпучий материал (чай, кофе, крупа и т. д.).
Способ нанесения изображения: воспитатель намазывает силуэт клеем, ребёнок берёт щепотью или двумя пальчиками сыпучий материал и сыпет его на силуэт. Затем ждём несколько минут и лишнее убираем (ссыпаем в баночку).
РИСОВАНИЕ ЖИДКИМИ КАРАНДАШАМИ
Цель: развитие творчества, восприятия цвета, воображения, эмоций.
Материал: вырезанные из цветного картона разные фигуры, жидкие карандаши.
Способ нанесения изображения: ребёнок с помощью жидких карандашей разного цвета наносит на фигуры из картона разные линии, колечки, точки.
РИСОВАНИЕ НА ВОЗДУШНЫХ ШАРАХ
Цель: развитие воображения, творчества, эмоций.
Материал: надутые воздушные шарики, фломастеры.
Способ нанесения изображения: ребёнок рисует фломастером на воздушном шарике.
Мастер-класс: «Чудеса из манной крупы»
Девиз мастер – класса: «Будет терпенье, придет и уменье!»
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы.
Задачи:
- продолжать учить детей работать с красками,
- развивать творческое воображение, мышление, фантазию;
- воспитывать интерес к творчеству.
- воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.
С нетрадиционной техникой рисования, манной крупой, я познакомилась 16 лет тому назад – в педагогическом училище. Данный вид рисования завораживает своей простотой выполнения и своей уникальностью, но самое главное то, что занятия с подобными материалами полезны для малышей - они развивают детскую моторику и фантазию.
Материалы для работы:
• Поднос;
• Цветные мелки;
• Лак для волос;
• Копировальная бумага
• картон или плотный ватман;
• клей ПВА;
• кисти разных размеров;
• простой карандаш;
• ластик;
• гуашь, краски;
• манная крупа;
• банка с водой.
Рассказать об этом виде рисования и показать, мне поможет удивительная история.
«Однажды собрались на столе вроде бы ничем не связанные между собой предметы: «Работяги дружные. Эти вещи нужные!»
Все они лежали, с интересом разглядывая друг друга, но вдруг послышался тоненький шелестящий голосок, который был чем – то недоволен – это была Манная крупа. Она все больше начинала ворчать и возмущаться:
- Вот вы, все такие нужные и важные вещи! Вы людям помогаете выполнять серьёзную работу!
А я! Я только крупа, нужна для каши, меня съедят и тут же забудут! Как это обидно и досадно!
Как вы думаете, что мне оставалось делать? Я, конечно же, вмешалась в этот разговор и постаралась объяснить Манной крупе, как она хороша и полезна не только в манной каше.
- Ты не поверишь, Манная крупа, но с помощью тебя можно рисовать яркие и незабываемые рисунки! Смотри!
1 способ. Рисование на подносе (для детей раннего возраста). Насыпьте слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д.
2 способ. Следующий способ рисования манной крупой предполагает использования клея ПВА. Для начала нужно с помощью белого карандаша нарисовать рисунок
С помощью клея ПВА прорисовать контуры рисунка.
Берем манную крупу и рассыпаем по рисунку, с уже нанесенным клеем.
Высохший лист нужно легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались. Вот, что получилось!
3 способ. Рисование подкрашенной манной крупой. Окрасить манную крупу можно зеленкой, йодом, но, не добавляя много воды, чтобы не получилась каша. Также можно раскрошить грифель простого или цветных карандашей на листе бумаги и растереть в нем крупу до тех пор, пока она не окрасится. Нежные оттенки получатся при смешивании крупы с измельченными разноцветными мелками. Еще можно слегка обжарить манку на сковороде.
Итак, подкрашенная манная крупа готова. Рисунок приготовили с помощью копировальной бумаги.
На отдельные части рисунка наносим клей и посыпаем его заранее подкрашенной крупой. Работу лучше начинать с более мелких деталей!
Вот такая получилась яркая картинка!
4 способ. Рисование красками по манной крупе. Выбираем сюжет будущего рисунка.
Нанесем на картон кистью слой клея.
Пока клей не высох, насыпаем сверху густой слой манной крупы равномерным слоем. После этого, нужно дать просохнуть картине. Высохший лист нужно легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались. Теперь лист готов к покраске.
Однако нужно помнить, что получить рисунок с четкими контурами у вас не получиться из-за неровной фактуры поверхности
(получается эффект - рисования по мокрому листу). Можно сделать легкий набросок кистью (подмалевок) или слегка приподнять картон (если он белого цвета) для того, чтобы увидеть набросок. После этого подготовьте краски и можно приступать к рисованию.
После выполнения работы, когда она совсем высохнет, картину нужно покрыть лаком, чтобы крупа держалась.