васюкова светлана
Исследовательский проект «Сегодня — фантазер, завтра — изобретатель!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сегодня – фантазер, завтра – изобретатель!»
Продолжительность проекта : долгосрочный (5 месяцев)
Тип проекта : познавательно-исследовательский, групповой.
Авторы проекта : Васюкова С. И., Чернуха О. Л.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Актуальность.
Публикация «Исследовательский проект „Сегодня — фантазер, завтра — изобретатель!“» размещена в разделах
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Конструирование - важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных детьми объектов.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения.
Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями.
Начиная уже с младшего дошкольного возраста, детям дается возможность постигать свойства различных материалов, активно действуя с ними.
Дошкольники, как правило, активно участвуют в экспериментальной, поисково-познавательной, исследовательской видах деятельности (перетекающих в игровые и наоборот, в процессе которых формируются необходимые способы действия, отношения детей между собой и со взрослыми, расширяется их кругозор. Появляются дополнительные возможности для воспитания разносторонней творческой личности, у ребенка развиваются креативность, нестандартное мышление, сенсомоторные координации. Важно, что это происходит в коллективе сверстников, в совместных, увлекательных занятиях и играх.
Конструктивная деятельность способствует развитию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, нацеливает на естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к народному прикладному творчеству, архитектуре, к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание и уважение к их творцам.
У дошкольника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому очень важно при помощи конструирования удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности.
Наличие у детей дошкольного возраста интереса и активности в познании окружающего мира послужило основанием для разработки и реализации познавательно-исследовательского проекта «Сегодня – фантазер, завтра - изобретатель».
Цель: развитие конструкторских и художественных способностей детей.
Задачи для детей:
1. Сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
2. Приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства;
3. Развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения;
4. Обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
5. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, доводить начатое дело до конца;
Задачи для педагогов:
1. Оформить в группе выставку «Сегодня-фантазер, завтра-изобретатель»;
2. Провести анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме организации конструирования с дошкольниками в ДОО.
3. Организовать целенаправленную работу по применению конструкторов разных видов в подготовительной группе;
4. Организовать экскурсию в кружок робототехники в центр ЦДО.
5. Разработать и апробировать образовательную программу «LEGO-конструирование» с использованием конструкторов LEGO для детей старшего дошкольного возраста, LEGO WeDo-конструирования; программу ТИКО – конструирования,
6. Повысить образовательный уровень педагогов через курсы повышения квалификации;
Задачи для родителей:
1. Анкетирование родителей на тему «Дети и конструктор»;
2. Консультации для родителей «Конструирование в детском саду»,
«Конструируем дома с папой и мамой»;
3. Повысить интерес родителей к конструированию через организацию активных форм взаимодействия с родителями и детьми;
4. Совместное творчество детей и родителей в изготовлении моделей с применением разных конструкторов для групповых выставок»;
5. Совместное творчество детей и родителей в изготовлении моделей с применением LEGO-, LEGO WeDo-, ТИКО- конструкторов на свободную тему для групповой выставки «Мой любимый конструктор»;
6. Посещение родителями с детьми выставок, мастер-классов.
Интеграция образовательных областей:
Познание (формирование целостной картины мира, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, труд, безопасность.
Подготовительный этап:
• Изучить разнообразие видов конструкторов, проанализировать схемы построения моделей;
• Информировать родителей о предстоящем проекте и организовать выставку «Удивительный мир конструкторов» в групповой комнате;
• Отведение места для выставки в групповой комнате, подбор дидактических материалов, наглядных пособий, разного вида конструкторов, готовых моделей, методической литературы для оформления выставки;
• Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала для проведения бесед и организации организованной образовательной деятельности;
• Изучение LEGO-технологии для дошкольников;
• Изучение ТИКО-технологии для дошкольников;
• Изучение LEGO WeDo-технологии для дошкольников;
• Совершенствование развивающей среды группы» в соответствии с задачами проекта;
• Формирование у детей первичных представлений о применении LEGO-, ТИКО- LEGO WeDo -конструкторов, металлических и магнитных конструкторов, робототехнике, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;
• Знакомство с расписанием международных творческих конкурсов на сайте Академия развития творчества «АРТ – талант», посвящённых теме конструирования, изучение положений конкурсов. Получение разрешения от родителей для участия детей в конкурсах;
Предполагаемый результат:
• Увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к научно-техническому творчеству, а также имеющих навыки практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских и конструкторских работ;
• Обеспечение активного взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника;
• Организация выставки «Удивительный мир конструкторов»;
• Организация выставки «Каменск-Уральский туристический»;
• Создание с детьми альбомов;
• Участие в детском конкурсе технического творчества «РОБОквест. Каменск-Уральский туристический» на городском уровне;
Продукт проектной деятельности :
• Выставки «Каменск-Уральский туристический», «Машины-помощники» (созданные детьми с родителями модели техники с использованием LEGO-,
ТИКО-, LEGO WeDo- конструктора);
• Выставка «Мой любимый конструктор» (модели, созданные детьми совместно с родителями с использованием разных конструкторов по замыслу);
• Выставка «Техника будущего» (придуманные и изготовленные детьми модели техники с использованием LEGO-, ТИКО-, LEGO WeDo- конструктора);
• Изготовление детьми совместно с воспитателем моделей памятных мест на тему «Каменск-Уральский туристический» для участия в городском конкурсе «РОБОквест»,
Презентация проекта :
• Приглашение детей из других групп, педагогов и родителей посетить групповые выставки: «Машины-помощники», «Мой любимый конструктор», «Техника будущего»;
• Презентация детьми моделей, изготовленных совместно с родителями на тему «Мой любимый конструктор»;
• Мастер-класс для педагогов детского сада;
• Участие в городском конкурсе «РОБОквест. Каменск-Уральский туристический».
Организационный компонент. Реализация проекта.
Познание
Организованная образовательная деятельность:
Организованная образовательная деятельность по конструированию:
Социализация.
Сюжетно-ролевые игры:
Дидактические игры:
Коммуникация.
Беседы по темам:
Чтение художественной литературы.
Художественное творчество.
Рисование:
Аппликация:
Лепка:
Труд:
• Организация выставок детских работ;
• Оформление выставок «Удивительный мир конструкторов», «Машины-помощники», «Мой любимый конструктор», «Техника будущего»;
Совместная деятельность детей и родителей.
• Консультации для родителей: «Конструирование в детском саду»,
«Конструирование в жизни ребенка», «Конструируем дома с папой и мамой»;
• Подбор литературы и наглядного материала для создания выставок «Удивительный мир конструкторов», «Машины-помощники», «Мой любимый конструктор», «Техника будущего»;
• Создание моделей (техники, по замыслу) для выставок;
• Посещение родителями с детьми тематических выставок и мастер-классов;
Совместная деятельность воспитателя и детей.
• Экскурсия в кружок робототехники в центр ЦДО;
• Создание построек, моделей, поделок» на различную тематику и с использованием конструкторов разного типа.
Рефлексивный компонент.
Реализация проекта прошла успешно. Все поставленные цели и задачи были выполнены в полном объёме.
В результате проведённых мероприятий у детей значительно расширился кругозор, появился интерес к конструированию, желание придумывать и создавать оригинальные модели своими руками, произошло расширение коммуникативных способностей, возникло чувство радости от совместного труда, общения, игры.
Благодаря разным формам работы с детьми и использованию конструкторов разного вида активно развивалось творческое мышление детей, совершенствовались конструкторские навыки и умения, дети с удовольствием конструируют по образцу, чертежу, заданной схеме и по замыслу; ребята в полной мере ощутили себя «изобретателями», создающими технику будущего.
В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:
• Организация выставок детских работ, а также выставок моделей, изготовленных в совместной деятельности детей и родителей, детей и воспитателя;
• Участие в городском детском конкурсе технического творчества «РОБОквест. Каменск-Уральский туристический».