Елена Шапорева
Детский исследовательский проект «Сбережем деревце»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Теремок»
для детей старшего дошкольного возраста
«Сбережем деревце»
Выполнили:
Жеглова Мария 6 лет
Романюк Татьяна Михайловна
Руководитель Шапорева Е. В.
г. Гаврилов-Ям 2021
Содержание
1. Теоретическая часть 2 стр.
1.1. Введение…. 2
1.2. Бумага и её история…. 4
1.3. Применение бумаги…5
2. Практическая часть.
Публикация «Детский исследовательский проект „Сбережем деревце“» размещена в разделах
2.1. Изучение свойств бумаги…. 5
2.2. Изготовление бумаги в домашних условиях…. 6
2.3. Заключение…. 7
3. Используемые источники…8
Теоретическая часть
Введение
Тема: Образовательный проект для детей дошкольного возраста 6-7 лет «Сбережем деревце»
Руководитель проекта :
Шапорева Елена Вячеславовна
Участники проекта :
Жеглова Мария 6 лет, мама Романюк Татьяна Михайловна.
Цель проекта : создание условий для формирования у ребенка познавательной активности, самостоятельности.
Задачи:
- расширение представлений об окружающем мире;
- формирование умения видеть проблему, озвучивать ее, выдвигать свою гипотезу, проверять и делать выводы.
Тип проекта :
Исследовательский, краткосрочный, индивидуальный.
Предмет исследования :
Бумага
Место исследования :
квартира
Методы исследования :
1. Теоретические (анализ фактов из литературных и интернет - источников, обобщение);
2. Эмпирические (эксперимент и наблюдение, фотографирование)
Новизна исследований :
Расширение известных данных своими открытиями
Механизм реализации исследования :
Опыты, эксперименты, познавательная деятельность
Сроки реализации проекта :
С 12 апреля по 23 апреля 2021г.
Предполагаемые результаты:
- ребенок знает свойства бумаги:
- ребенок расширил свои представления об истории возникновения бумаги;
- ребенок замечает и озвучивает проблемную ситуацию;
- самостоятельно формулирует гипотезу;
- с помощью взрослого проводит эксперименты;
- самостоятельно осуществляет рефлексию полученных результатов.
Структура проекта :
1. Проблемная ситуация
Моя бабушка любит читать газеты, после того как газета прочитана она ее выкидывает. Я люблю рисовать, а мой старший брат учится в 7 классе и у нас много исписанных тетрадей и альбомов, которые мы так же выбрасываем. Недавно в детском саду у нас проходила акция «Сбереги деревце», мы собирали макулатуру. Мне стало интересно, а зачем её собирать?
В садике я узнала о том, что можно дать бумаге вторую жизнь, то есть сделать бумагу своими руками в домашних условиях. Мне захотелось попробовать это сделать. Я поделилась своими мыслями с мамой и она захотела мне помочь.
2. Цель проекта :
Изготовить бумагу из использованного сырья в домашних условиях, и найти ей применение в творчестве.
Гипотеза:
Можно ли дать использованной бумаге «вторую жизнь»
Задачи:
1. Познакомиться и проанализировать литературу по теме
исследовательской работы.
2. Изучить пользу сбора макулатуры.
3. Провести опыты с целью изучения свойств бумаги.
4. Изготовить бумагу в домашних условиях.
План работы:
• для начала необходимо узнать о том, что такое бумага, когда она появилась, как и из чего делают бумагу;
• необходимо познакомиться с повторной переработкой использованной бумаги;
• изготовить бумагу самой в домашних условиях и найти ей применение в творческой деятельности.
Методы исследования :
• изучение литературы и ресурсов «Интернет»;
• изготовление бумаги;
• применение изготовленной бумаги в творчестве.
3. Исследовательская деятельность
Бумага и её история.
Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие — на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой. Египтяне придумали писать на папирусе болотном тростнике и на пальмовых листьях. Потом люди приспособились писать на коже животных, очищенной от шерсти и жира, — пергаменте. На Руси писали на березовой коре — бересте. Первыми бумагу начали делать китайцы. Изобрёл её Цай Лунь в Китае в 105 году. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Цай Лунь растолок волокна тутового дерева, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он перемешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянную рамку и сито из бамбука). После сушки на солнце он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.
Современный процесс
Современные способы изготовления бумаги мало отличаются от тех, что применялись 2000 лет назад. Для получения бумаги нужно пройти те же этапы. Только все это выполняет машина по изготовлению бумаги.
Применение бумаги.
Бумагу человек в своей жизни использует широко:
Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради)
Отделочный материал (обои)
Поделочный материал (оригами, папье - маше)
Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки)
Чистящий материал (салфетки, туалетная бумага)
Производство денег
Практическая часть
Изучение свойств бумаги
С помощью опытов я изучила свойства бумаги.
Опыт 1 Прозрачна ли бумага?
Вывод: бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.
Опыт 2 Прочная ли бумага?
Вывод: тонкая бумага легко рвется во всех направлениях. Толстая бумага рвется с небольшим усилием.
Опыт 3 Трудно ли разрезать бумагу?
Вывод: тонкая бумага легко режется ножницами, толстая труднее.
Опыт 4 Мнется ли бумага?
Вывод: любая бумага сминается. Я сминала бумагу в шар. Чем толще бумага, тем больше получился размер бумажного шара.
Опыт 5 Легко ли складывать бумагу?
Вывод: бумагу легко складывать. Линия сгиба сохраняется.
Опыт 6 Промокает ли бумага?
Вывод: любая бумага промокает. После намокания она теряет форму.
Опыт 7 Горит ли бумага?
Вывод: бумага очень быстро загорается и быстро сгорает.
Выводы: бумага - тонкий непрозрачный материал, она легко режется и мнется, легко сгибается и сохраняет линию сгиба, хорошо впитывает влагу, легко воспламеняется и быстро горит.
Надо беречь бумажные предметы от воды и огня!
Изготовление бумаги в домашних условиях
Изучив различные источники, мы опробовали один из методов изготовления бумаги в домашних условиях. Используя старые газеты и исписанные тетрадные листы, нам удалось получить бумагу.
Для изготовления бумаги этим способом мне понадобились:
1. Исписанная тетрадь.
2. Миска
3. Клей ПВА.
4. Блендер для измельчения бумажной массы.
5. Пяльцы с натянутой сеткой для просушивания бумажной массы.
6. Красители для придания нашей бумаге цвета.
Нарвала руками на маленькие кусочки листы тетради, чем меньше, тем лучше. Сложила в миску, добавила немного воды. Оставила бумагу на какое-то время, чтобы она размокла. На следующий день измельчила бумагу в блендере, добавила клей ПВА и получила бумажную массу, пригодную для работы.
На этой стадии изготовления бумаги в полученную массу можно добавлять нитки, блёстки, краситель и многое другое.
Затем содержимое миски слила в дуршлаг, чтобы стекла основная масса воды. Затем переложила на пяльцы, равномерно расправив бумажную массу и дала высохнуть.
В итоге у меня получились бумага.
Изготовление бумаги в домашних условиях – это не только просто, но и быстро. Из моей бумаги получилась прекрасная аппликация, конверт с открыткой, и самолет!
Заключение
Вывод
Я знаю, что бумагу делают из деревьев, их вырубка ведёт к быстрому исчезновению лесов. Что может случиться с планетой, если лес будет уничтожен? Прекратится жизнь на Земле, потому что дышать будет нечем.
Люди научилось перерабатывать старую бумагу для нового использования.
Переработав старые газеты и другую бумагу, и используя их второй раз, мы сберегаем деревья.
Если мы будем постоянно перерабатывать использованную бумагу, то спасем наши леса от вырубки.
4. Представление результатов исследования
1. Рефлексия
Моя гипотеза подтвердилась: использованной бумаге можно дать «вторую жизнь».
Результаты моей исследовательской работы.
В ходе работы я:
1. Изучила свойства бумаги.
2. Узнала, как изготавливают бумагу на производстве.
3. Научилась изготавливать бумагу в домашних условиях из вторсырья.
4. Изготовила творческие поделки из этой бумаги.
Выводы:
Данная работа позволила пробудить интерес у ребенка к познанию окружающего мира.
Девочка научилась, совместно с мамой, проводить исследование, делать выводы, рассказывать товарищам о проведенной работе.
Во время опытов и экспериментов ребенок расширил представления о бумаге, что способствует развитию познавательных интересов.
Работа способствовала укреплению детско-родительских отношений.
Таким образом, исследовательский проект способствовал развитию ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста: познавательных, социальных, коммуникативных.
Востребованность проекта :
Педагогическая значимость исследовательской деятельности :
формирует и активизирует познавательную деятельность ребенка;
открывает возможности для формирования жизненного опыта;
выводит процесс обучения и воспитания из стен детского учреждения в окружающий мир;
реализует принцип сотрудничества ребенка и взрослого;
ведет к личностному росту ребенка.
Практическая значимость:
сформированы элементарные представления о бумаге и её свойствах.
ребенок познакомился с практическим изготовлением бумаги из макулатуры.
Список использованных источников:
1. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Москва, РОСМЕН, 2007. С. 126, с. 139, с. 203.
2. Т. Д. Нужина Энциклопедия для малышей «Чудо - всюду. Мир вещей и машин» - Ярославль «Академия развития», 1998. С 70 – 73.
3. Спарджен Р. Энциклопедия окружающего мира. Экология – М. : Росмен, 1997.
4. Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём»», Москва, 1998.
5. Глен Веччионе. Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов. – М. : «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2004.