Галина Борзякова
Исследовательский проект по ознакомлению детей средней группы с удивительными свойствами дерева
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект «Удивительные свойства дерева»
Вид проекта : Познавательно-практический.
Мой исследовательский проект «Удивительные свойства дерева» Познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», я задумалась – как помочь героям перебраться через реку. Для этого в ёмкость с водой вместе с Н. А. поочерёдно опускала бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Я сделала вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Помочь героям сказки можно, если использовать деревянную пластину. Я решила узнать, каким свойством и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея проекта и желание познакомиться со свойствами древесины.
Темочки:
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Материалы и вещества. Свойства материалов
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2017
Цель проекта :
Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева.
Гипотеза: Обладает ли дерево различными свойствами?
Задачи:
Расширение представлений детей о дереве, его качествах и свойствах.
Установление причинно-следственных связей между свойствами материала и способом его использования.
Уточнение знаний о дереве и его переработке в производстве.
Развитие умений определять существенные признаки и свойства материала (структуру, твёрдость, не тонет, лёгкое и т. д.) .
Развивать умение делать выводы.
Методы исследования : Подбор материала по теме; проведение опытов с изделиями из древесины; чтение художественной литературы; изготовление альбомов; экскурсия в столярную мастерскую; составление схем;
Ожидаемые результаты:
Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах древесины поможет им выделять у предметов такие признаки, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности). Дети приобретут опыт:
- в исследовательской деятельности;
- в выдвижении гипотез и выборе методов доказательства их;
- в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности;
- в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью;
План реализации:
Опыт 1.
Сначала я хотела узнать - откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрела иллюстрации, энциклопедии, книги и узнала лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Н. А. загадала загадки о деревьях; Я узнала, за что человек так ценит дерево, какой ценный материал получает из него и каким способом. Мы составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и даже бумагу). Мне было очень интересно узнать, что человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Из энциклопедии я узнала что древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса, снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма. Но это еще не была бумага. Ее изобрели в Китае примерно в 105 году
Теперь я знаю что, по количеству колец на спилах деревьев определяется возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок.
Опыт 2.
Я узнала что деревянные игрушки – это первые игрушки которыми игрались дети много веков назад, однако и сегодня современные дети очень любят деревянные игрушки-конструкторы. Несмотря на то что в наше время появилось много материалов и современных технологий игрушки из дерева остаются такими-же популярными.
Для того чтобы больше узнать о древесине, я и Н. А. посетили столярный мастерскую организации «Лес». Наблюдая за работой плотника, я увидела, что дерево можно строгать, пилить, а после работы остаются опилки – древесная стружка, которую также используют для изготовления мебели на фабриках, как строительный материал, для сохранения влаги в почве и подстилки для животных, а ещё из стружки можно сделать прекрасные поделки.
Опыт 3.
Из проделанной работы я узнала много интересного о свойствах дерева и придумала продолжение сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Что же случилось с нашими героями дальше? Перебравшись через реку, они долго гуляли по лесу, но вскоре устали и замёрзли. Как быть? Решили смастерить себе дом. Какой материал лучше использовать? Проведя эксперимент, друзья решили, что лучше построить дом из дерева. В лесу много деревьев, древесина твёрдая, не пропускает холод, хорошо поддаётся обработке – её можно пилить, строгать, в неё можно вбивать гвозди.
Опыт 4.
Пузырь, Соломинка и Лапоть проголодались и решили приготовить себе обед, но костёр в лесу разводить нельзя, так как дерево хорошо горит и может случиться большой пожар. Поэтому герои решили вернуться домой и на плите приготовили на обед кашу помешивая её деревянной ложкой, потому что она не нагревается - значит не обожжёшь руки. Меня этому научила мама. По результатам проведённого исследования я сделала выводы :
- Дерево лёгкое, плавает в воде.
- Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке.
- Дерево хорошо горит, но предметы из него не нагреваются.
- Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок.
- Игрушки, посуда, мебель и многое другое из дерева преимущественно экологически безопасны.
Таким образом – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому человек его широко использует.