Елена Коломенчук
Конспект занятия «Знакомство со свойствами дерева»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие для детей подготовительной группы компенсирующей направленности
детского сада №17 «Журавушка»
«Знакомство со свойствами дерева»
Воспитатель группы №13
компенсирующей направленности: Коломенчук Е. С.
Декабрь 2016
Цель: Познакомить детей со свойствами дерева
Образовательные задачи:
- Актуализировать знание детей по свойствам дерева;
- Учить отвечать детей на поставленные вопросы полным ответом;
Публикация «Конспект занятия „Знакомство со свойствами дерева“» размещена в разделах
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- Закрепить знание хвойных и лиственных деревьев.
Развивающие задачи:
- Развивать умение определять и анализировать свойства и качества материала, его особенности; взаимодействие с другими материалами;
- Развивать словарный запас, путем введения новых слов:
- Развивать у детей познавательный интерес к предметному миру, использовать опыт для нахождения истины;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение внимательно слушать;
- Воспитывать в детях уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что их окружает;
-Воспитывать художественный вкус через продуктивную деятельность.
Здоровьесберегающие:
- Способствовать снятию физического напряжения при помощи физминутки, пальчиковой гимнастики.
Предварительная работа: Объяснение детям значение слов: трещит мороз, лютует,примета, лаборатория; знакомство с зимними приметами;
выполнение в технике оригами –елки; разучивание физкультминутки и пальчиковой гимнастики
Оборудование : карточки с деревьями, емкость с водой, два бруска:, 2 стакана деревянный и стеклянный,2 шарика;, металлические пластины, 2 гвоздя, молоток, различные предметы, сделанные из дерева; деревянные заготовки для украшения елки, краски гуашь, кисточки.
Ход занятия
Дети входят в группу.
Восп-ль: - Ребята, проходите в группу. Сегодня у нас особый день - к нам пришли гости! Давайте поздороваемся. (дети приветствуют гостей)
Восп-ль: - А, теперь, подойдите ко мне. Давайте встанем так, чтобы каждый из вас видел всех детей и меня и чтобы я могла видеть каждого из вас.
Восп-ль: - Послушайте внимательно стихотворение:
Включается музыка. (тихо)
Солнце греет землю слабо.
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос! (здесь музыка убавляется)
Восп-ль: - О каком времени года стихотворение?
Дети: Стихотворение о зиме.
Восп-ль: - Почему вы так думаете?
Дети: Солнце почти не греет, на улице холодно, трещат морозы.
Восп-ль: А что значит трещит мороз?
Дети: Это значит-сильный мороз)
Восп-ль: - Какие зимние месяцы вы знаете?
Дети: Первый месяц зимы -декабрь, второй месяц зимы-январь, третий месяц зимы-февраль).
Восп-ль: Молодцы. А теперь, ребята, послушайте внимательно об этих зимних месяцах.
Рассказ сопровождается показом презентации:
Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные.
Январь-второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.
Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают.
Восп-ль: А теперь ребята ответьте на мои вопросы. Почему декабрь называют хмурень?
Дети: Декабрь называют хмурень, потому что это хмурый, бессолнечный месяц.
Восп-ль: Почему январь называют лютым?
Дети: В январе трещат морозы, лютует стужа.
Восп-ль: Почему февраль называли ветродуем?
Дети: В феврале дует сильный ветер.
Восп-ль: Молодцы. А Что такое примета?
Дети: Это когда люди что-то заметили.
Восп-ль : А какие вы зимние приметы знаете?
Дети называют зимние приметы.
Восп-ль: - А какой самый красивый, чудесный, волшебный праздник бывает зимой?
Дети: Новый год.
Восп-ль: - А, что является главным украшением Новогоднего праздника? Дети: Новогодняя елка.
Воспитатель вывешивает на магнитную доску картину "Елка".
Вос-ль: Наша елочка не простая, мы ее выполнили в технике оригами.
-А что такое оригами?
Дети: Это значит, из бумаги делаем мы, что хотим.
Воспитатель: А что такое елка?
Дети: Дерево
Восп-ль: А какое это дерево хвойное или лиственное?
Дети: Ель это хвойное дерево.
Восп-ль : А давайте узнаем какие еще вы знаете хвойные и лиственные деревья.
Дети раскладывают карточки с изображением деревьев на две группы.
Восп-ль: Максим, назови лиственные деревья. Почему они называются лиственные. (Ответ ребенка). Влад, назови хвойные деревья. Почему они называются хвойные? (Ответ ребенка).
Восп-ль: Ребята, вы отлично справились с заданием, и я предлагаю немного отдохнуть.
Проводится физкультминутка.
Физкультминутка «Зима» :
А сегодня у зимы новоселье! (Развести руки в стороны)
Мы с тобой приглашены на веселье. (Показать на соседа и на себя)
Дом построен из сугроба. (Показать руками дом)
А какой вышины?
Вот такой вышины! (Руки вверх)
Белый коврик у порога. (Руки вниз, наклониться)
А какой ширины?
Вот такой ширины! (Руки в стороны)
Погляди-ка, потолки ледяные. (Руки вверх)
Высокие-превысокие, кружевные. (Потянуться на носочках)
Мы по лестнице шагаем, выше ноги топ-топ (Ходьба на месте)
Двери комнат отворяем,
Справа-хлоп, слева -хлоп. (Хлопки)
Здравствуй, зима! Ты хозяйке покланись-ка:
«Здравствуй, зима!»
Восп-ль: Молодцы, ребята! А Вы хотите узнать какими свойствами обладает дерево?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в лабораторию. А что означает это слово?
Дети: В лаборатории проводят опыты и эксперименты. Хотите экспериментировать? (идём к столам).
Восп-ль: Опыт - это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его. Мы с вами проведём опыты с деревом.
Восп-ль: «Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет?». (Ответы детей.)
Восп-ль: Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим – утонет оно или нет? Мы возьмём один деревянный брусочек и опустим в воду.
Дети берут деревянные предметы, и проводят эксперимент.
Восп-ль: Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянных брусочках, которые находятся в воде? Они тонут или нет?
Дети: нет.
(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет)
Восп-ль: Ребята, о каком же свойстве дерева мы узнали?
Дети: Дерево не тонет в воде.
Восп-ль: да ребята дерево в воде не тонет, поэтому люди делают из дерева лодки, корабли и средства передвижения по воде.
Восп-ль: А сейчас следующий опыт. Посмотрите у меня 2 стакана (какие)
Дети: деревянный и стеклянный.
Восп-ль: Сейчас я положу в них шарики. Скажите в стеклянном стакане виден шарик?
Дети: Виден.
Восп-ль: А в деревянном стакане? Нет, значит дерево какое?
Дети: Непрозрачное.
Восп-ль: Непрозрачное это ещё одно свойство дерева.
Восп-ль: Следущий опыт. У вас на столах деревянные брусочки и металлические трубки приложите брусок к одной щеке, а пластину к другой. Что вы почувствовали, где холоднее?
Восп-ль: Значит дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома. чтобы в них было тепло, а из железа можно строить дом?
Восп-ль: А сейчас я попробую забить гвоздь в деревянный брусок и металлическую пластину и посмотрим что у нас получится. Забиваю гвоздь в брусок. Гвоздь легко вошёл в деревянный брусок?
Дети: да.
Восп-ль: А теперь забью гвоздь в металлическую пластину. Входит гвоздь в неё?
Дети: нет.
Восп-ль: 3начит, какой мы делаем вывод: Что мягче дерево или металл?
Дети: Дерево мягче.
Вос-ль: Значит, что можно сказать о дереве, оно мягче металла. А если дерево мягче, то оно легко поддаётся обработке, что мы с вами и видели. Из него можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы.
Восп-ль: Какие же свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?
Ответы детей: Дерево не тонет в воде. Не прозрачное, удерживает тепло. Оно легко поддаётся обработке.
Восп-ль: А теперь скажите, зачем людям знать свойства материала?
Дети: Люди узнают свойства материалов для того, чтобы знать, чем и как их обрабатывать и что из них делать.
Восп-ль: Да, ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот такие красивые предметы (показ). А чтобы они долго служили людям, надо бережно относится к ним. Я думаю, что вы все будете бережно относится ко всему, что нас окружает.
Восп-ль: А теперь ребята подойдите ко мне и посмотрите на нашу елочку. По-моему чего-то на ней не хватает?
Дети: Игрушек
Воспитатель. Да ребята, нашей елочке не хватает игрушек и поэтому я хочу вас пригласить в мастерскую и собственными руками раскрасить заготовки игрушек для нашей елочки. А чтобы наши украшения стали волшебными. Надо и пальчики наши сделать волшебными.
Пальчиковая гимнастика «Зима» :
Раз, два, три, четыре, пять загибают пальчики по одному, начиная с больших, одновременно на обеих руках
Мы во двор пошли гулять. «Идут» по столу указат. и средним пальчиками
Бабу снежную слепили «Лепят» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили «Крошат хлебушек» всеми пальчиками
С горки мы потом катались Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А еще в снегу вались Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороны
Все в снегу домой пришли Отряхивают ладошки
Съели суп и спать легли Движения воображаемой ложкой, руки под щеки.
Звучит музыка, дети приступают к работе.
Когда все дети выполнили задание, начинают украшать елочку.
Восп-ль: - Ребята, полюбуйтесь! Какая она? Наша елочка.
Дети: Пушистая, новогодняя, зеленая, красивая, яркая, и т. д.)
Восп-ль: Хотите, сплясать хоровод возле нее?. Вставайте вокруг!
(Хоровод возле елки)