кононова софия
Исследовательский проект «Я слышу, вижу, дышу!» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект «Я слышу, вижу, дышу!»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Старший воспитатель МКДОУ № 42 города кирова
Кононова София Эдуардовна
«Я слышу, вижу, дышу!»
Вид проекта: Исследовательский.
Длительность проекта: 1 неделя.
Публикация «Исследовательский проект „Я слышу, вижу, дышу!“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Цель проекта: Формирование у детей знаний об органах зрения, слуха и обоняния, их строении, значении для полноценной жизни любого человека.
Задачи проекта: Познакомить детей с элементарным строением органов чувств. Способствовать формированию представлений о бережном отношении к органам зрения, слуха и обоняния. Формировать навыки гигиены органов чувств.
Ожидаемые результаты: Приобретение необходимых знаний и представлений об органах чувств, их строении, значении, правилах защиты и гигиены.
Продукт проекта: Изготовление детьми самодельных газет «Гигиена глаз», «Как беречь нос?», «Правила хорошего слуха».
1 этап – подготовительный (постановка проблемы, определение цели деятельности, конкретный замысел).
Задача этапа: Выявить уровень представлений детей об органах чувств.
Средства решения: Постановка проблемы (модель трех вопросов по Л. Михайловой – Свирской).
1. Что мы знаем об органах чувств? (Носом – мы дышим; глазами – видим; ушами – слышим).
2. Что мы хотим узнать? (Как устроены глаза, нос, уши; зачем человеку органы чувств, легко ли без них жить; как беречь органы зрения, слуха, обоняния).
3. Что можно сделать, чтобы узнать? (Обратиться к родителям, почитать в книге, посмотреть в интернете).
2 этап - планирование
Задача этапа: Определить основные этапы работы с детьми.
Средства решения: Подбор художественной литературы, дидактических игр, ООД, с учетом интересов детей.
3 этап – практический (реализация проекта и рефлексия).
Задача этапа: Познакомить детей с элементарным строением органов чувств. Способствовать формированию представлений о бережном отношении к органам зрения, слуха и обоняния. Формировать навыки гигиены органов чувств.
Средства решения:
ООД «Глаза – орган зрения».
Основное содержание: Как устроен глаз. Глаза умеют различать цвет, форму, размер, расстояние до предмета. Почему глаза бывают разного цвета.
Беседа – рассуждение «Значение глаз в жизни человека».
Основное содержание беседы: Зрение помогает человеку ориентироваться в окружающей обстановке. Как беречь глаза.
Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Поводырь».
Гимнастика для глаз: «Белка», «Дождик».
Продуктивная деятельность: «Наши глаза» - выставка детских рисунков.
Оформление газеты: «Гигиена глаз».
Чтение художественной литературы: Н. Кнушевицкая «Глаза».
ООД «Нос – орган обоняния».
Основное содержание: Как устроен нос человека. Через нос, воздух поступает в наш организм. Нос помогает различать запахи.
Дидактическая игра «Узнай по запаху».
Дыхательные упражнения: «Ветерок», «Удержи перышко в воздухе»
Чтение художественной литературы: Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»
Продуктивная деятельность: Оформление газеты «Как беречь нос?»
ООД «Ухо - орган слуха».
Основное содержание: Как устроено ухо человека. Слух помогает слышать звуки, ориентироваться в окружающей обстановке. Влияние шума на остроту слуха.
Дидактические игры: «Узнай по звуку», «Кто позвал».
Игра – эксперимент «Когда лучше слышно».
Чтение художественной литературы: Н. Кнушевицкая «Уши».
Продуктивная деятельность: Оформление газеты «Правила хорошего слуха».
Сюжетно-ролевые игры: «На приеме у офтальмолога», «На приеме у лора».
4 этап – заключительный (анализ результатов и презентация).
Задача этапа: Закрепление представлений о значении органов чувств, в жизни человека.
Средства решения: Изготовление детьми газет: «Гигиена глаз», «Как беречь нос?», «Правила хорошего слуха».
Приложение.
Материалы проекта «Я слышу, вижу, дышу».
ООД «Глаза – орган зрения».
Цель: Развивать у детей интерес к познанию собственного тела.
Задачи: Формировать элементарных представлений у детей 5–6 лет о строении органов зрения.
Активизировать в речи детей слова и словосочетания: глазное яблоко, глазница, веки, брови, ресницы, радужная оболочка, зрачок. Развивать у детей умение четко излагать свое мнение.
Воспитывать у детей умение слушать сверстников, не перебивать других, говорить спокойным тоном.
Оборудование: Плоскостное изображение глаза и объемная модель строения глаза. Материалы для продуктивной деятельности.
Ход ООД.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Два братца через дорогу живут,
а друг друга не видят (глаза).
Воспитатель: Правильно. Сегодня я расскажу вам, как устроен наш глаз (при рассказе используется объемная модель глаза).
Глаза - парный орган зрения. Глаза позволяют нам видеть предметы. Глаз похож на маленькое яблоко, поэтому он получил название глазное яблоко, которое надежно спрятано в глубокую норку – глазницу. Прикрывают глаза специальные «дверки» - веки: нижнее и верхнее. Если перед глазами появляется опасность, веки закрываются. Над глазами есть дугообразное возвышение, покрытое волосами – это брови, они защищают глаза от капелек пота. Глаза сверху и снизу окаймляют ресницы. Они защищают глаза от частиц пыли, грязи, песка, мелких насекомых.
Если мы посмотрим в глаза друг другу, мы увидим цветное колечко - это радужная оболочка. От нее зависит цвет наших глаз. В радужной оболочке глаза есть особое красящее вещество. Если в радужной оболочке его мало, глаза светлее, если много – глаза почти черные! В центре радужной оболочки есть маленькое круглое отверстие – зрачок – он помогает нам видеть предметы.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поближе рассмотреть модель глаза, и повторить название его частей (дети рассматривают плакат и объемную модель глаза).
Воспитатель: Наши глаза, как и другие части нашего тела, могут уставать. Чтобы снять усталость – нужно делать специальную зарядку для глаз. Давайте сделаем вместе зрительную гимнастику.
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо
Смотрит вверх
Смотрит вниз
Чуть присела на карниз
И с него свалилась вниз.
Воспитатель: Молодцы! Наши глаза отдохнули, и я предлагаю вам вспомнить, как устроены наши глаза, и нарисовать их.
Продуктивная деятельность: «Наши глаза».
Беседа – рассуждение «Значение глаз в жизни человека».
Цель: Формировать у детей представление о назначении глаз и их роли в жизни человека.
Задачи: Формировать представления о гигиене глаз. Развивать логическое мышление и воображение. Воспитывать сочувствие и уважение к людям, лишенным способности видеть. Воспитывать желание оказать им посильную помощь.
Оборудование: Демонстрационные карточки, очки, для демонстрации линз, материалы для творческой деятельности детей: клей, ватман, картинки для составления правил гигиены зрения.
Ход беседы.
Воспитатель: Ребята, в прошлый раз мы рассматривали, как устроен глаз человека. Сегодня мы поговорим о том, зачем нам вообще нужны глаза.
Воспитатель:
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно.
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно —
Ничего вокруг не видно.
Женя хочет быть пилотом,
Править быстрым самолетом;
Все моря на белом свете
Переплыть мечтает Петя;
Будет Николай танкистом,
А Сергей парашютистом;
Станет снайпером Илья.
Но для этого, друзья,
Кроме знания и умения,
Всем необходимо зрение!
(И. Орлова)
Воспитатель: Все ли люди хорошо видят? Да, некоторые плохо, некоторые старенькие бабушки и дедушки совсем не видят.
Воспитатель: А как можно узнать, что человек не видит? (Он натыкается на предметы, спотыкается).
Воспитатель: Что использует человек, чтобы лучше видеть? (Очки).
Воспитатель: Как вы думаете, как очки помогают человеку лучше видеть? (В очках есть увеличительные стекла и маленькое становится как большое).
Воспитатель: Если человек плохо видит, как мы про него говорим? (У него плохое зрение).
Воспитатель: А когда человек вообще не видит света, для него всегда темно, как про такого человека говорят? (Он слепой).
Воспитатель: Слепым быть плохо. Вспомните, когда вчера вы играли в игру «Поводырь», как трудно было двигаться с закрытыми глазами.
Воспитатель: Что еще трудно делать слепому человеку? (Рассуждения детей).
Воспитатель: Как можно помочь слепым людям? (Отвести за руку в магазин, помочь перейти дорогу).
Воспитатель: Кто может помочь слепому человеку идти по дороге? (Рассуждения детей).
Воспитатель: Правильно, но еще, ребята, есть специально обученные собаки – поводыри, они водят слепых по улицам, помогают переходить дорогу. Еще вы видели, что иногда люди идут по дороге и стучат впереди себя тростью. Такая палочка помогает слепым понять по звуку, что впереди яма, камень или лестница, и осторожно двигаться. Эта палочка тоже поводырь.
Воспитатель: Кому легче ориентироваться в окружающей обстановке? (Рассуждения детей).
Воспитатель. Плохо человеку, когда он теряет зрение. Другие глаза не появятся, не вырастут. Поэтому их надо беречь. Давайте придумаем правила, которые помогут нам сохранить хорошее зрение. (Продуктивная деятельность: создание детьми газеты «Гигиена зрения).
ООД «Нос – орган обоняния».
Цель: Развивать у детей интерес к познанию собственного тела.
Задачи: Способствовать формированию элементарных представлений у детей 5-6 лет о строении органов обоняния, о том, как обоняние помогает человеку чувствовать запахи.
Развивать представление о значение имеет обоняние для здоровья человека.
Воспитывать стремление к соблюдению правил гигиены носа.
Оборудование: Демонстрационный плакат «Строение носа» и объемная модель «Строение носа». Материалы для творческой деятельности детей: клей, ватман, картинки для составления правил «Как беречь нос».
Ход ООД.
Воспитатель: отгадайте загадку
Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит (Нос).
Воспитатель: Сегодня мы поговорим, о том, как устроен наш нос.
С помощью носа мы дышим и определяем запахи. Наружная, видимая часть нашего носа состоит из костяного отростка покрытого мышцами и носовых отверстий – ноздрей. Ноздри ведут в два «коридора», стенки которых покрыты волосками, исполняющими роль охранников. Дальше воздух проходит по специальному лабиринту и попадает в легкие.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны будете подумать, порассуждать и ответить.
Воспитатель: Нос работает как фильтр? Почему, как вы думаете? (в носовой полости находятся волоски, которые задерживают микробы).
Воспитатель: Нос работает как увлажнитель (в носу влажно, чтобы увлажнять сухой воздух).
Воспитатель: Нос - это обогреватель. Кто скажет, как это происходит? (в носу есть кровеносные сосуды, по ним течет теплая кровь, и воздух, проходя через нос быстро согревается).
Воспитатель: Нос – работает как сторож. Интересно как? (Нос умеет чувствовать запахи и может предупредить нас об опасности)
Воспитатель: Правильно! Человеческий нос способен различать очень много разных запахов.
Воспитатель: Некоторые запахи нам нравятся: духи, цветы, ароматные фрукты и овощи. Назовите, какие запахи вам нравятся? (Ответы детей). А некоторые запахи нам неприятны: запах сигаретного дыма, газа, пожара.
Назовите, какие запахи вам неприятны? (Ответы детей).
Некоторые запахи не нравятся нашему организму настолько, что как только мы их чувствуем, начинаем чихать или у нас появляется насморк. Такое явление называют аллергией.
Воспитатель: Но нос нужен не только для того, чтобы определять запахи. Давайте проведем эксперимент и попробуем поговорить с зажатым носом (Дети пробуют говорить с зажатым носом). Почувствовали, что начинаете задыхаться? Можно попробовать дышать через рот, но тогда не получается говорить. Значит, наш нос помогает нам дышать при разговоре. Вот какой полезный орган – наш нос!
Воспитатель:
Он на выдохе – насос,
А на вдохе – пылесос.
Фильтром служит от болезней,
Нету органа полезней.
Любит чистый он платок,
По утрам - воды поток.
Любит нюхать он цветы,
Любит он тебя, а ты?
Воспитатель: Давайте составим правила, как нужно беречь наш нос (Продуктивная деятельность: создание детьми газеты «Как беречь нос»).
ООД «Ухо – орган слуха».
Цель: Развивать у детей интерес к познанию собственного тела.
Задачи: Способствовать формированию элементарных представлений у детей 5-6 лет о строении органов слуха, о том, как слух помогает человеку ориентироваться в окружающей обстановке. Какое значение имеет слух для здоровья человека.
Активизировать в речи детей слова словосочетания: ушная раковина, сера, барабанная перепонка.
Воспитывать сочувствие и уважение к людям, лишенным слуха, желание оказывать им посильную помощь.
Оборудование: Демонстрационный плакат «Строение уха» и объемная модель «Строение уха». Материалы для творческой деятельности детей: клей, ватман, картинки для составления правил хорошего слуха.
Ход ООД.
Воспитатель: (Читает стихотворение С. Волкова)
Шелестит листвой березка
Фыр – фыр – фыр – летит стрекозка,
Фьють – фьють – фьють – поет пичужка,
Ж – ж – ж – жужжит над ухом мушка.
Чтобы слышать звуки эти
(Знают взрослые и дети)
У людей и у зверушек
Есть по паре чутких ушек.
Ушки звуки различают
Они слышать помогают!
Воспитатель: Действительно, с помощью ушей мы слышим звуки окружающего мира. Наше ухо состоит из трех частей: наружной, средней и внутренней.
Наружное ухо – гибкий, покрытый кожей завиток, похожий на ракушку. Поэтому он называется ушная раковина. Ушная раковина помогает улавливать звук и направлять его в слуховой проход. Природа бережет слуховой проход. Чтобы в слуховой проход не проникли пыль и микробы, его стенки выделяют особое вещество, которое называется сера. Сера густая и липкая, микробы, пыль и грязь прилипают к ней. Потом сера выходит из слухового прохода, и когда мы моем уши, мы удаляем ее вместе с грязью.
Воспитатель: Вот послушайте стихотворение (воспитатель читает стихотворение Э. Мошковской и демонстрирует плакат «Строение уха»).
- Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор:
- Еже…
Отвечает доктор гневно:
- Еже-, еже-, ежедневно!
Воспитатель: Ребята, подумайте, если уши не мыть, что может случиться? (Рассуждения детей).
Воспитатель: Верно, скопится много серы, и ухо может заболеть.
Воспитатель: Посмотрите на плакат. Слуховой проход очень узкий, в конце его натянута тонкая пленочка - барабанная перепонка. Перепонка очень тонкая и ее легко повредить, если засунуть глубоко в ухо любой острый предмет. С барабанной перепонки звук попадает во внутреннее ухо, а затем в наш мозг. Так мы слышим голоса людей, животных и птиц, музыку, природные и механические шумы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли засовывать в ухо различные предметы? Что может произойти? (Рассуждения детей).
Воспитатель: Можно повредить барабанную перепонку и потерять слух.
Воспитатель: Скажите ребята, все ли люди слышать хорошо? (Некоторые люди слышат плохо, или не слышат совсем).
Воспитатель: Людей, которые не слышат совсем – называют глухими. Некоторые люди такими рождаются, а некоторые теряют слух из – за болезни. В любом случае не иметь слуха очень плохо. Давайте поиграем (проводиться игра – эксперимент «Когда лучше слышно).
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух? (Продуктивная деятельность: создание детьми газеты «Правила хорошего слуха»).
Правила охраны и гигиены органов чувств «Гигиена глаз».
1. Нельзя тереть глаза грязными руками.
2. Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
3. Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
4. Нельзя долго играть в компьютерные игры
5. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
«Как беречь нос?»
1. Нельзя ковыряться в носу острым предметом.
2. Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
3. Нужно тщательно и аккуратно мыть нос, освобождая его от скопившейся слизи.
4. Нельзя пользоваться чужим носовым платком.
5. Нужно избегать резких ударов и травм носа
«Правила хорошего слуха»
1. Нельзя чистить уши при помощи острых предметов. Это может привести к повреждению барабанной перепонки и глухоте.
2. Нельзя засовывать в ухо посторонние предметы.
3. Нельзя слушать слишком громкую музыку.
4. Надо защищать уши от сильного холодного ветра.
5. После купания надо тщательно вытирать уши.
Дидактические игры
«Узнай на ощупь»
Цель: Упражнять детей в угадывании знакомых предметов на ощупь, называя признаки этого предмета.
Содержание: Ребенок должен на ощупь определить предмет в «чудесном мешочке» и охарактеризовать его, выделяя как можно больше признаков. Воспитатель предлагает назвать цвет предмета и выясняет, почему невозможно это сделать. В целях усложнения игры в мешочек стоит положить лишь один предмет для угадывания, предварительно показав его остальным детям. За каждый правильный ответ вручается фишка.
«Поводырь»
Цель: Показать детям сложность передвижения и ориентирования в окружающей обстановке при отсутствии зрения.
Содержание: Дети делятся на пары. Одному из детей взрослый завязывает глаза, он - слепой поводырь. Поводырь должен провести слепого через различные препятствия, которые заранее созданы воспитателем. Цель поводыря провести своего слепого товарища по комнате так, чтобы не столкнуться и не упасть, после меняются ролями.
«Узнай по запаху».
Цель: развитие органа обоняния.
Содержание: Предварительно завязав ребёнку глаза, предложить по запаху отгадать, что находится в блюдце. Подбираются предметы с ярким характерным запахом: лук, чеснок, апельсин и т. д. Попросить ребёнка объяснить, как он смог отгадать, не видя предмет.
«Узнай, кто позвал»
Цель: Развитие слухового внимания, умения узнавать друг друга по голосу; создание положительного эмоционального фона.
Содержание: Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать по голосу, кто его позвал.
«Узнай по звуку»
Цель: Развитие слухового внимания, закрепление умения определять музыкальный инструмент по звуку.
Оборудование: Ширма, металлофон, колокольчик, барабан, погремушка, свистулька.
Содержание: Музыкальные инструменты находятся за ширмой. Педагог поочередно играет на инструментах. Дети на слух определяют, какой музыкальный инструмент прозвучал.
Гимнастика для глаз
«Белка»
Белка дятла поджидала,
(Резко перемещать взгляд вправо - влево)
Гостя вкусно угощала: - Ну-ка, дятел, посмотри
(Перемещать взгляд вверх - вниз)
Вот орехи: раз, два, три! Пообедал дятел с белкой
(Помигать глазами)
И пошел играть в горелки.
(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
«Дождик»
Капля первая упала - кап!
(Пальцами показывают движение капли)
И вторая побежала - кап! Мы на небо посмотрели
(Смотрят вверх)
Капельки кап-кап запели, намочили лица, мы их вытирали
(Вытирают лицо руками)
Туфли - посмотрите, мокрыми стали
(Показывают руками и смотрят вниз)
Плечами дружно поведем, и все капельки стряхнем
(Движение плечами)
От дождя убежим, под кусточком посидим
(Приседают, моргают глазами).
Дыхательные упражнения
«Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу
(Вдох через нос)
Лечу, куда хочу, хочу налево посвищу
(Повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо
(Голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох).
Могу и вверх
(Голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох).
И в облака
(Опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот).
Ну, а пока я тучи разгоняю
(Круговые движения руками, дыхание произвольное).
Солнышко весеннее встречаю.
(Руки вверх через стороны, вдох, опустить через стороны, выдох).
«Удержи перышко в воздухе»
Цель: выработка направленной воздушной струи.
Содержание: дети подбрасывают в воздух перышко и, дуя на него, пытаются удержать перышко в воздухе и не дать упасть. Можно ввести элемент соревнования. Победит тот, кто удержит свое перышко в воздухе дольше всех.
Художественная литература для чтения де
тям[/b]
Стихотворение «Глаза»
Умеют они и грустить, и смеяться,
Умеют они чудесам удивляться:
Цветущей ромашке и мотылькам,
Белым корабликам-облакам,
Радуге, будто пришедшей из сказки, -
Всё замечают зоркие глазки.
Но, чтобы увидеть волшебные сны,
Мы крепче скорее закрыть их должны.
Стихотворение «Уши»
Нам без них нельзя никак.
Слышать ход часов: «Тик-так!»
Соловья в саду весеннем,
На лугу шмеля гуденье,
Звонкую в лесу кукушку,
Новогоднюю хлопушку,
И, помимо звуков прочих,
Мамино: «Спокойной ночи!»
(Н. Кнушевицкая)
Стихотворение «Зачем носик малышам?»
Есть прямые носики
Есть носики - курносики…
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.
Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки
На полянке – землянику
В огороде чует нос
Где чеснок и лук подрос
В доме может так случится
Носик тоже пригодится
Он найдет в шкафу варенье
Где конфеты и печенье
Где в буфете шоколадки
Или сок, в бутылке сладкий
Апельсины кто принес?
Все пронюхает наш нос.
Даже помнит он каков
Запах маминых духов
Нос не должен быть простужен
Нос здоровый всем нам нужен.
Чтобы сон, когда придет
Тихо спать, закрывши рот
Ещё можно пожелать
Пальцем в нос не залезать
Днем на солнце не сидеть-
Носик может обгореть.
А зимой, в большой мороз
Не высовывать свой нос!
Ну, теперь понятно вам,
Зачем носик малышам?
Ю. Прокопович