Вероника Болдырева
Исследовательский проект для дошкольников «Свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТ
Выполнила воспитатель: Вероника Николаевна Болдырева
Содержание
1. Введение.
2. Информационная карта проекта.
3. Этапы реализации проекта.
4. Критерии диагностического обследования детей.
Публикация «Исследовательский проект для дошкольников „Свойства магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
5. План работы по реализации проекта «Свойства магнита»
6. Заключение.
7. Список используемой литературы
8. Приложения к проекту
1
Введение
Магнит – кусок железной руды,
обладающий свойствами притягивать
железные или стальные предметы
или примагничивать.
(Ожегов С. И. Словарь русского языка)
Всегда вызывала удивление людей необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям. Необычные, загадочные, почти сказочные способности магнита вызывают у детей яркие интеллектуальные эмоции: удивление по поводу поведения магнита и металлических предметов, интерес к происходящему, желание поэкспериментировать, а потом и попытки понять, что за этим стоит. Экспериментирование с магнитами, металлическими опилками и другими предметами из металла помогает приобрести ребёнку способность наблюдать, сравнивать, предсказывать и сообщать. Предоставление детям материалов и времени, а также организация направляемых видов деятельности воодушевляет детей к постановке вопросов в ходе манипулирования материалами и начать поиск ответов на эти вопросы.
Совместная деятельность ребёнка и взрослого, направленная на познание нового, неизведанного, чудесного мира, открывает возможности развития и совершенствования каждого из них.
2
Информационная карта проекта
Автор проекта – Болдырева Вероника Николаевна, воспитатель МБДОУ
«Детский сад №5 «Антошка», п. Октябрьское.
Тип проекта – экспериментально – поисковый.
Вид проекта – краткосрочный
Участники проекта - дети, воспитатели, родители воспитанников.
Возраст детей – 3-5 лет
Актуальность выбора темы проекта :
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Дети в игре сами того не замечая стали проводить опыты с магнитами. Мне захотелось им в этом помочь и более подробно познакомить их со свойствами магнита.
Проблема: ФГОС предусматривает всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения магнита и его применения стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита. Для этого заинтересовать родителей совместной эксперементальной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.
Объект проекта : магнит.
Предмет проекта : свойства магнита.
Гипотеза: Предположим, что магнит – объект, который создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека.
Цель проекта : Помочь ребёнку получить первоначальное представление о магните с последующим их углублением в ходе поисковой деятельности; обеспечить присвоение детьми средств познавательной деятельности, которые дают им возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовывать собственную деятельность; создание условий для реализации детьми системных знаний в продуктивных видах деятельности, формирование творческого отношения к окружающему миру.
Задачи проекта :
Для детей
1. Дать представление о магните и магнетизме.
2. Познакомить с тем, что некоторые предметы притягиваются к магниту.
3. Учить обобщённым способам обследования предметов с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
4. Стимулировать использование обследовательских действий в поисковой деятельности.
5. Создавать условия для сопоставления вновь воспринимаемых качеств предметов с соответствующими элементами системы сенсорных эталонов.
6. Учить устанавливать функциональные связи и отношения между объектами и явлениями, применяя различные средства.
7. Учить практическим действиям, при использовании которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
8. Формировать умения получать исходные сведения о новом объекте в процессе его практического преобразования.
9. Побуждать к выполнению действий в соответствии с задачей и содержанием поисково-познавательной деятельности.
10. Способствовать формированию умения выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предполагаемым алгоритмом деятельности (в речевой форме).
11. Учить работать с различными материалами и инструментами.
Для педагогов
1. Ознакомление с методическими разработками по теме «Свойства магнита».
2. Создать условия для приобщения детей к ознакомлению с окружающим миром.
3. На основе изученных проблем детей поставлена цель проекта.
4. Разработка плана достижения цели (обсуждение плана с родителями).
5. Составление плана-схемы проекта.
6. Сбор, накопление материала.
7. Включение в план схему проекта совместной деятельности, экспериментов и других видов детской деятельности.
8. Обогащение предметно-развивающей среды
9. Создание мини-лаборатории «Волшебный камень магнит»
10. Выпустить фотоальбом «Зачем нужен магнит»;
11. Пополнение картотеки опытов и экспериментов новыми материалами;
12. Презентация проекта.
Для родителей
1. Помочь детям получить необходимую информацию по теме проекта.
2. Участие в организации мини - лаборатории «Волшебный камень магнит»;
3. Оформление фотоальбома «Зачем нужен магнит», картотеки «Опыты с магнитом»
4. Активное участие в обогащении предметно-развивающей среды.
Сбор, накопление материала.
Ожидаемые результаты:
1. Расширятся представления детей о магните, его способности притягивать предметы.
2. Дети познакомятся с тем, какие предметы может притягивать к себе магнит, в результате опытов установят важность магнита в повседневной жизни, его разнообразие и назначение.
3. Вместе с воспитателем дети изготовят магниты из гипса.
4. У дошкольников развиты умения : наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
5. Пополнят словарь к теме «Свойства магнита» :
-существительные: магнит, отталкивание, поле, полюс, притяжение, сила;
-прилагательные: железный, магнитный, металлический, одноимённый, положительный, отрицательный, разноимённый, северный, южный;
-глаголы: действовать, намагничивать, отталкивать, прилипать, притягивать.
5. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
6. Родители примут активное участие в реализации проекта.
Основные формы реализации проекта : экспериментально – поисковая:
-Занятия
- Беседы
- Наблюдения
- Игровая деятельность
- Продуктивная деятельность детей.
- Чтение художественной литературы
Необходимые материалы: магнит, предметы, которые притягивает и не притягивает магнит (скрепки, болты, гайки, бусы, игра «Поймай рыбку», и т. д., декоративные магниты на холодильник разного вида, набор для изготовления барельефов из гипса на магнитной ленте.
Предполагаемый продукт проекта :
1. Оформление картотеки «Опыты с магнитом»
2. Создание фотоальбома «Зачем нужен магнит»
3. Организации мини - лаборатории «Волшебный камень магнит»;
4. Изготовление декоративных магнитов на холодильник из гипса
3
Данный исследовательский проект осуществляется с детьми разновозрастной группы комбинированного вида (3-5 лет) №8 «Солнышко», срок реализации – две недели
Этапы реализации проекта.
Этап Содержание деятельности
1 этап работы- Подготовительный Разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и задач. Создание условий для самостоятельной деятельности ребенка.
Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап работы - Основной Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Реализация перспективного плана.
3 этап работы - Заключительный Определить эффективность проведенной работы.
Провести анализ полученных результатов.
Презентация работы по исследовательскому проекту
«Свойства магнита»
4
Выявление уровня сформированности представлений о магните и его свойствах.
Диагностическое задание «Волшебный предмет».
Цель: выявить у детей наличие представлений о магните, свойстве магнита и области его применения.
Материал: магнит, предметы из дерева, пластмассы, металла, стекла, два деревянных вагончика с магнитиками.
Ход.
1) Положить перед ребёнком магнит и предложить ответить на следующие вопросы: что это за предмет? Что такое магнит?
2) Далее ребёнку предложить выбрать из предложенных предметов те, которые притягивает магнит.
3) Затем поставить на столик вагончик и рядом второй, они притянули друг друга, и задать вопрос ребё нку: что произошло с вагончиками?
4) Затем повернуть их так чтобы они смотрели друг на друга одинаковыми полюсами. Паровозики оттолкнули друг друга. Задать вопрос: что произошло с паровозиками и почему.
5) Далее предложить ответить на вопрос: где используется магнит?
Критерии оценки:
1 балл – ребенок не может даже с помощью взрослого объяснить, что такое магнит, определить его свойства, затрудняется в выборе предметов, которые притягивает магнит.
2 балла – ребёнок с помощью взрослого объясняет, что такое магнит, определяет предметы, которые он может притягивать, называет правильно одно свойство магнита, с помощью наводящих вопросов называет, где используется магнит.
3 балла – ребёнок объясняет, что такое магнит, определяет свойства магнита, предметы, которые притягивает магнит, объясняет, где может использоваться магнит.
При проведении диагностического задания «Волшебный предмет» был выявлен низкий уровень знаний у большинства детей: на вопрос о том, что такое магнит один ребёнок ответил – это если что-то теряется и с его помощью можно найти, некоторые дети не смогли даже с помощью наводящих вопросов дать определение магниту. На вопрос какие предметы притягивает магнит многие ответили не сразу, а только после того как педагог поднёс магнит к каждому предмету (деревянному, пластмассовому, стеклянному, металлическому). Дети не смогли назвать ни одного применения магнита.
Средний уровень – некоторые дети с помощью взрослого дали определение магниту. После подсказки взрослого правильно определили одно свойство магнита (притягивает). Дети не смогли объяснить почему паровозики оттолкнули друг друга и не смогли назвать это свойство. Например, сказали, что вагончики просто не цепляются.
Двое детей показали высокий уровень представлений о магните и его свойствах. Дали определение магниту, назвали его свойства, правильно нашли все предметы, которые притягивает магнит. Один ребёнок объяснил, что паровозики оттолкнулись потому что у одного минус и у другого тоже минус. Дети перечислили где может использоваться магнит, назвали магнитную доску, магнитики для холодильника, один ребёнок назвал компас и объяснил для чего он нужен.
5
План работы по реализации проекта
№
пп Мероприятия Цели Сроки
реализации
1 этап - подготовительный
1. Беседа с родителями:
Проект – «Свойства магнита» Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатель
06.02
2. Подбор наглядно – методического материала, атрибутов, демонстрационного материала, художественной и научной литературы. Создание картотеки: «Опыты с магнитом» Создать условия для реализации проекта. Воспитатель, родители
07.02 -
09.02
2 этап - основной
3. Знакомство с магнитом
Просмотр мультфильмов:
«Пин код. Смешарики», «Лунтик. Магнит», «Фиксики. Магнетизм» В результате совместной деятельности познакомиться с магнитом, узнать о его свойствах. Воспитатель
06.02 - 14.02
4. Практическая деятельность: провести ряд опытов и определить свойства магнита
Цель: Вызвать интерес к опытно-экспериментальной деятельности с магнитами.
10.02. – 15.02
1. Серия опытов:
«Притягиваются – не притягиваются» Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту
Воспитатель 06.02
2. Серия опытов: «Может ли магнит сам притягиваться?» Выявить способность магнита притягиваться. 07.02
3. Серия опытов:
«Демонстрация действий разных магнитов» Продемонстрировать притяжение магнита; показать, что разные магниты притягивают предметы на разном расстоянии; познакомить с понятием магнитная сила. 08.02
4. Серия опытов:
«Действия магнитов через разные материалы» Определить опытным путём, действует ли магнит на предмет через другие материалы. 09.02
5. Серия опытов: «Притяжения и отталкивания магнитов» Опытным путём определить все ли части магнита имеют одинаковую силу; дать понятие о магнитных полюсах. 10.02
6. Серия опытов:
«Магнитное поле» Показать магнитное поле вокруг магнитов. 11.02
7. Серия опытов:
«Намагничивание предметов» Определить способность предметов намагничиваться. 14.02
8. «Опыты с компасом. Магнитное поле земли» Выяснить, что заставляет двигаться стрелку компаса; показать детям существование силы земного притяжения. 15.02
5. Играем с магнитом
10.02 – 16.02
Игра «Поймай рыбку» В ходе игры установить, почему рыбка ловится на удочку, какой механизм здесь работает. 10.02
Игра «Ловись, рыбка» Совместное с детьми изготовление атрибутов для игры; развитие интереса к опытно-игровой деятельности 11.02
Игра «Кошки-мышки» Развитие интереса к опытно-игровой деятельности. Совместное с детьми изготовление атрибутов для игры 14.02
6. «Справочное бюро Почемучки» Вызвать не только интерес детей, но и желание высказывать предположения и анализировать результат. Закрепить полученные знания о свойствах магнита. 16.02
7. Определить металлические предметы в группе, детском саду и дома с помощью магнита. Оформление фотоальбома «Применение магнита».
Развивать навыки исследовательской и поисковой деятельности. Воспитатель, родители
15.02
8. Познакомить с разнообразием декоративных магнитов. Создание мини- лаборатории «Волшебный камень – магнит» Дать представление о том, что декоративные магниты изловлены из разных материалов, разного размера, формы и назначения. Воспитатель, родители. 16.02
9. Изготовление с детьми магнитов в технике барельеф. Развивать творчество, фантазию, воображение. Воспитатель. 16.02
3 этап - заключительный
10 Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
Итоговая НОД Трансляция проекта педагогам, родителям и детям. Воспитатель, родители. 17.02
6
Заключение
В ходе реализации данного исследовательского проекта из проведенных бесед, наблюдений, опытно-исследовательской деятельности дети узнали о свойствах магнита.
Также у детей сформированы представления:
- о физическом явлении - магнетизм;
-расширены экспериментальным путем знания детей о свойствах магнита;
-обогащён словарь дошкольников по теме «Магнит»;
-определился рост активности родителей к педагогическому проекту;
-накоплен материал по теме «Где применяется магнит?»
- сформированы устойчивые знания и интерес к опытно-исследовательской деятельности;
-развито умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, задавать познавательные вопросы.
Список используемых источников:
1. Большая книга экспериментов для детей/ Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э. И. Мотылевой. – М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007 – 260 с.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина (отв. ред.). – М: ТЦ Сфера, 2025. – 192 с. (Серия «Вместе с детьми».)
3. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)
4. Названова Л. Знакомство с магнитом // Дошкольное образование. – 2003. -№ 9