Получи документы

Исследовательский проект для дошкольников «Свойства магнита»

Вероника Болдырева
Исследовательский проект для дошкольников «Свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТ

«СВОЙСТВА МАГНИТА»

Выполнила воспитатель: Вероника Николаевна Болдырева

Содержание

1. Введение.

2. Информационная карта проекта.

3. Этапы реализации проекта.

4. Критерии диагностического обследования детей.

Публикация «Исследовательский проект для дошкольников „Свойства магнита“» размещена в разделах

5. План работы по реализации проекта «Свойства магнита»

6. Заключение.

7. Список используемой литературы

8. Приложения к проекту

1

Введение

Магнит – кусок железной руды,

обладающий свойствами притягивать

железные или стальные предметы

или примагничивать.

(Ожегов С. И. Словарь русского языка)

Всегда вызывала удивление людей необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям. Необычные, загадочные, почти сказочные способности магнита вызывают у детей яркие интеллектуальные эмоции: удивление по поводу поведения магнита и металлических предметов, интерес к происходящему, желание поэкспериментировать, а потом и попытки понять, что за этим стоит. Экспериментирование с магнитами, металлическими опилками и другими предметами из металла помогает приобрести ребёнку способность наблюдать, сравнивать, предсказывать и сообщать. Предоставление детям материалов и времени, а также организация направляемых видов деятельности воодушевляет детей к постановке вопросов в ходе манипулирования материалами и начать поиск ответов на эти вопросы.

Совместная деятельность ребёнка и взрослого, направленная на познание нового, неизведанного, чудесного мира, открывает возможности развития и совершенствования каждого из них.

2

Информационная карта проекта

Автор проекта – Болдырева Вероника Николаевна, воспитатель МБДОУ

«Детский сад №5 «Антошка», п. Октябрьское.

Тип проекта – экспериментально – поисковый.

Вид проекта – краткосрочный

Участники проекта - дети, воспитатели, родители воспитанников.

Возраст детей – 3-5 лет

Актуальность выбора темы проекта :

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Дети в игре сами того не замечая стали проводить опыты с магнитами. Мне захотелось им в этом помочь и более подробно познакомить их со свойствами магнита.

Проблема: ФГОС предусматривает всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения магнита и его применения стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита. Для этого заинтересовать родителей совместной эксперементальной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.

Объект проекта : магнит.

Предмет проекта : свойства магнита.

Гипотеза: Предположим, что магнит – объект, который создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека.

Цель проекта : Помочь ребёнку получить первоначальное представление о магните с последующим их углублением в ходе поисковой деятельности; обеспечить присвоение детьми средств познавательной деятельности, которые дают им возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовывать собственную деятельность; создание условий для реализации детьми системных знаний в продуктивных видах деятельности, формирование творческого отношения к окружающему миру.

Задачи проекта :

Для детей

1. Дать представление о магните и магнетизме.

2. Познакомить с тем, что некоторые предметы притягиваются к магниту.

3. Учить обобщённым способам обследования предметов с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.

4. Стимулировать использование обследовательских действий в поисковой деятельности.

5. Создавать условия для сопоставления вновь воспринимаемых качеств предметов с соответствующими элементами системы сенсорных эталонов.

6. Учить устанавливать функциональные связи и отношения между объектами и явлениями, применяя различные средства.

7. Учить практическим действиям, при использовании которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

8. Формировать умения получать исходные сведения о новом объекте в процессе его практического преобразования.

9. Побуждать к выполнению действий в соответствии с задачей и содержанием поисково-познавательной деятельности.

10. Способствовать формированию умения выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предполагаемым алгоритмом деятельности (в речевой форме).

11. Учить работать с различными материалами и инструментами.

Для педагогов

1. Ознакомление с методическими разработками по теме «Свойства магнита».

2. Создать условия для приобщения детей к ознакомлению с окружающим миром.

3. На основе изученных проблем детей поставлена цель проекта.

4. Разработка плана достижения цели (обсуждение плана с родителями).

5. Составление плана-схемы проекта.

6. Сбор, накопление материала.

7. Включение в план схему проекта совместной деятельности, экспериментов и других видов детской деятельности.

8. Обогащение предметно-развивающей среды

9. Создание мини-лаборатории «Волшебный камень магнит»

10. Выпустить фотоальбом «Зачем нужен магнит»;

11. Пополнение картотеки опытов и экспериментов новыми материалами;

12. Презентация проекта.

Для родителей

1. Помочь детям получить необходимую информацию по теме проекта.

2. Участие в организации мини - лаборатории «Волшебный камень магнит»;

3. Оформление фотоальбома «Зачем нужен магнит», картотеки «Опыты с магнитом»

4. Активное участие в обогащении предметно-развивающей среды.

Сбор, накопление материала.

Ожидаемые результаты:

1. Расширятся представления детей о магните, его способности притягивать предметы.

2. Дети познакомятся с тем, какие предметы может притягивать к себе магнит, в результате опытов установят важность магнита в повседневной жизни, его разнообразие и назначение.

3. Вместе с воспитателем дети изготовят магниты из гипса.

4. У дошкольников развиты умения : наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

5. Пополнят словарь к теме «Свойства магнита» :

-существительные: магнит, отталкивание, поле, полюс, притяжение, сила;

-прилагательные: железный, магнитный, металлический, одноимённый, положительный, отрицательный, разноимённый, северный, южный;

-глаголы: действовать, намагничивать, отталкивать, прилипать, притягивать.

5. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

6. Родители примут активное участие в реализации проекта.

Основные формы реализации проекта : экспериментально – поисковая:

-Занятия

- Беседы

- Наблюдения

- Игровая деятельность

- Продуктивная деятельность детей.

- Чтение художественной литературы

Необходимые материалы: магнит, предметы, которые притягивает и не притягивает магнит (скрепки, болты, гайки, бусы, игра «Поймай рыбку», и т. д., декоративные магниты на холодильник разного вида, набор для изготовления барельефов из гипса на магнитной ленте.

Предполагаемый продукт проекта :

1. Оформление картотеки «Опыты с магнитом»

2. Создание фотоальбома «Зачем нужен магнит»

3. Организации мини - лаборатории «Волшебный камень магнит»;

4. Изготовление декоративных магнитов на холодильник из гипса

3

Данный исследовательский проект осуществляется с детьми разновозрастной группы комбинированного вида (3-5 лет) №8 «Солнышко», срок реализации – две недели

Этапы реализации проекта.

Этап Содержание деятельности

1 этап работы- Подготовительный Разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и задач. Создание условий для самостоятельной деятельности ребенка.

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап работы - Основной Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Реализация перспективного плана.

3 этап работы - Заключительный Определить эффективность проведенной работы.

Провести анализ полученных результатов.

Презентация работы по исследовательскому проекту

«Свойства магнита»

4

Выявление уровня сформированности представлений о магните и его свойствах.

Диагностическое задание «Волшебный предмет».

Цель: выявить у детей наличие представлений о магните, свойстве магнита и области его применения.

Материал: магнит, предметы из дерева, пластмассы, металла, стекла, два деревянных вагончика с магнитиками.

Ход.

1) Положить перед ребёнком магнит и предложить ответить на следующие вопросы: что это за предмет? Что такое магнит?

2) Далее ребёнку предложить выбрать из предложенных предметов те, которые притягивает магнит.

3) Затем поставить на столик вагончик и рядом второй, они притянули друг друга, и задать вопрос ребё нку: что произошло с вагончиками?

4) Затем повернуть их так чтобы они смотрели друг на друга одинаковыми полюсами. Паровозики оттолкнули друг друга. Задать вопрос: что произошло с паровозиками и почему.

5) Далее предложить ответить на вопрос: где используется магнит?

Критерии оценки:

1 балл – ребенок не может даже с помощью взрослого объяснить, что такое магнит, определить его свойства, затрудняется в выборе предметов, которые притягивает магнит.

2 балла – ребёнок с помощью взрослого объясняет, что такое магнит, определяет предметы, которые он может притягивать, называет правильно одно свойство магнита, с помощью наводящих вопросов называет, где используется магнит.

3 балла – ребёнок объясняет, что такое магнит, определяет свойства магнита, предметы, которые притягивает магнит, объясняет, где может использоваться магнит.

При проведении диагностического задания «Волшебный предмет» был выявлен низкий уровень знаний у большинства детей: на вопрос о том, что такое магнит один ребёнок ответил – это если что-то теряется и с его помощью можно найти, некоторые дети не смогли даже с помощью наводящих вопросов дать определение магниту. На вопрос какие предметы притягивает магнит многие ответили не сразу, а только после того как педагог поднёс магнит к каждому предмету (деревянному, пластмассовому, стеклянному, металлическому). Дети не смогли назвать ни одного применения магнита.

Средний уровень – некоторые дети с помощью взрослого дали определение магниту. После подсказки взрослого правильно определили одно свойство магнита (притягивает). Дети не смогли объяснить почему паровозики оттолкнули друг друга и не смогли назвать это свойство. Например, сказали, что вагончики просто не цепляются.

Двое детей показали высокий уровень представлений о магните и его свойствах. Дали определение магниту, назвали его свойства, правильно нашли все предметы, которые притягивает магнит. Один ребёнок объяснил, что паровозики оттолкнулись потому что у одного минус и у другого тоже минус. Дети перечислили где может использоваться магнит, назвали магнитную доску, магнитики для холодильника, один ребёнок назвал компас и объяснил для чего он нужен.

5

План работы по реализации проекта

пп Мероприятия Цели Сроки

реализации

1 этап - подготовительный

1. Беседа с родителями:

Проект – «Свойства магнита» Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатель

06.02

2. Подбор наглядно – методического материала, атрибутов, демонстрационного материала, художественной и научной литературы. Создание картотеки: «Опыты с магнитом» Создать условия для реализации проекта. Воспитатель, родители

07.02 -

09.02

2 этап - основной

3. Знакомство с магнитом

Просмотр мультфильмов:

«Пин код. Смешарики», «Лунтик. Магнит», «Фиксики. Магнетизм» В результате совместной деятельности познакомиться с магнитом, узнать о его свойствах. Воспитатель

06.02 - 14.02

4. Практическая деятельность: провести ряд опытов и определить свойства магнита

Цель: Вызвать интерес к опытно-экспериментальной деятельности с магнитами.

10.02. – 15.02

1. Серия опытов:

«Притягиваются – не притягиваются» Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту

Воспитатель 06.02

2. Серия опытов: «Может ли магнит сам притягиваться Выявить способность магнита притягиваться. 07.02

3. Серия опытов:

«Демонстрация действий разных магнитов» Продемонстрировать притяжение магнита; показать, что разные магниты притягивают предметы на разном расстоянии; познакомить с понятием магнитная сила. 08.02

4. Серия опытов:

«Действия магнитов через разные материалы» Определить опытным путём, действует ли магнит на предмет через другие материалы. 09.02

5. Серия опытов: «Притяжения и отталкивания магнитов» Опытным путём определить все ли части магнита имеют одинаковую силу; дать понятие о магнитных полюсах. 10.02

6. Серия опытов:

«Магнитное поле» Показать магнитное поле вокруг магнитов. 11.02

7. Серия опытов:

«Намагничивание предметов» Определить способность предметов намагничиваться. 14.02

8. «Опыты с компасом. Магнитное поле земли» Выяснить, что заставляет двигаться стрелку компаса; показать детям существование силы земного притяжения. 15.02

5. Играем с магнитом

10.02 – 16.02

Игра «Поймай рыбку» В ходе игры установить, почему рыбка ловится на удочку, какой механизм здесь работает. 10.02

Игра «Ловись, рыбка» Совместное с детьми изготовление атрибутов для игры; развитие интереса к опытно-игровой деятельности 11.02

Игра «Кошки-мышки» Развитие интереса к опытно-игровой деятельности. Совместное с детьми изготовление атрибутов для игры 14.02

6. «Справочное бюро Почемучки» Вызвать не только интерес детей, но и желание высказывать предположения и анализировать результат. Закрепить полученные знания о свойствах магнита. 16.02

7. Определить металлические предметы в группе, детском саду и дома с помощью магнита. Оформление фотоальбома «Применение магнита».

Развивать навыки исследовательской и поисковой деятельности. Воспитатель, родители

15.02

8. Познакомить с разнообразием декоративных магнитов. Создание мини- лаборатории «Волшебный камень – магнит» Дать представление о том, что декоративные магниты изловлены из разных материалов, разного размера, формы и назначения. Воспитатель, родители. 16.02

9. Изготовление с детьми магнитов в технике барельеф. Развивать творчество, фантазию, воображение. Воспитатель. 16.02

3 этап - заключительный

10 Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Итоговая НОД Трансляция проекта педагогам, родителям и детям. Воспитатель, родители. 17.02

6

Заключение

В ходе реализации данного исследовательского проекта из проведенных бесед, наблюдений, опытно-исследовательской деятельности дети узнали о свойствах магнита.

Также у детей сформированы представления:

- о физическом явлении - магнетизм;

-расширены экспериментальным путем знания детей о свойствах магнита;

-обогащён словарь дошкольников по теме «Магнит»;

-определился рост активности родителей к педагогическому проекту;

-накоплен материал по теме «Где применяется магнит

- сформированы устойчивые знания и интерес к опытно-исследовательской деятельности;

-развито умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, задавать познавательные вопросы.

Список используемых источников:

1. Большая книга экспериментов для детей/ Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э. И. Мотылевой. – М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007 – 260 с.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина (отв. ред.). – М: ТЦ Сфера, 2025. – 192 с. (Серия «Вместе с детьми».)

3. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)

4. Названова Л. Знакомство с магнитом // Дошкольное образование. – 2003. -№ 9

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Изучаем свойства магнита» по сюжету сказки «Три медведя»Конспект интегрированного занятия «Изучаем свойства магнита» по сюжету сказки «Три медведя» Тема занятия:«Изучаем свойства магнита» (по сюжету сказки «Три медведя»)Образовательная область: Познавательное развитие. Интеграция образовательных.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Фотоотчет «Опыты и эксперименты. Свойства магнита»Фотоотчет «Опыты и эксперименты. Свойства магнита» Работая с детьми,я обратила внимание на то,что мои воспитанники очень любят различные опыты и эксперименты. Я разработала картотеку по.

Фотоотчет о занятии на тему «Свойства металла и магнита»Фотоотчет о занятии на тему «Свойства металла и магнита» Дети очень любят экспериментировать, исследовать. И вот мы в лаборатории Всезнайки. Задачи занятия это научить детей узнавать предметы.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева» Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг.

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возрастаНепосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста Тема НОД: «Свойства магнита». Образовательная область: познание Вид: познавательно- исследовательская деятельность интегрированная.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Континент Австралия» (краткосрочный)Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Континент Австралия» (краткосрочный) Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта: поисково – исследовательский, творческий. Участники проекта: дети 5.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке»Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта:.

Познавательно-исследовательский проект «Вода и её свойства»Познавательно-исследовательский проект «Вода и её свойства» Актуальность: Вода - единственное вещество на земле, которое существует в природе во всех трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект для дошкольников «Свойства магнита»
Опубликовано: 18 февраля 2024 в 18:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский проект для дошкольников «Свойства магнита»» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Болдырева (УИ 362231) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД