Ольга Дубровина
Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: воспитатель старшей группы МКДОУ детского сада «Колосок» Дубровина Ольга Александровна
тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители
Сроки реализации проекта: 1 неделя
Объект исследования: воздух
Девиз: «Все интересно, что неизвестно»
Публикация «Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
Актуальность: отсутствие у детей представлений о свойствах и значении воздуха в жизни человека, об основных источниках загрязнения воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воздуха.
Цель: познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов;
учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности;
познакомить с его свойствами и ролью в жизни человека;
сформировать представления о движении воздуха.
Развивающие:
создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования;
развивать у детей речевую активность, наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности,
умение делать выводы и умозаключения, прогнозировать результаты.
формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём.
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе.
Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.
Основополагающий вопрос:
Какую роль играет воздух в нашей жизни?
Проблемные вопросы:
Какие свойства имеет воздух?
Учебные вопросы:
Как воздух помогает растениям?
Как воздух помогает животным?
Как воздух помогает человеку?
Почему нужен чистый воздух?
В результате реализации проекта дети будут знать:
• где находится воздух;
• роль воздуха в жизни человека;
• роль воздуха в жизни животных;
• роль воздуха в жизни растений;
• для чего нужен воздух.
• свойства воздуха;
• способы очищения воздуха;
• правила юного исследователя.
В результате реализации проекта дети будут уметь:
• выполнять действия по организации экспериментов с воздухом:
• задавать вопросы, искать ответы;
• видеть проблему по определенной теме;
• формулировать цель, планировать задачи;
• выдвигать гипотезы и проверять их;
• отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
• проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы;
• оформлять результаты опытов в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний выводов.
1. Подготовительный этап:
• определение темы, цели и задачи, проблемы проектной деятельности;
• сбор информации, изучение литературы, дополнительного материала, использование компьютерных технологий;
• работа с родителями (консультация: «Значение опытов в развитии ребенка», «Знакомство с проектом» и беседа «Нам нужна помощь» с целью привлечения их к реализации проектной деятельности, оформление папок-передвижек «Опыты и эксперименты с детьми дома», «Мы изучаем воздух»);
• создание условий для реализации проекта: обновление уголка экспериментирования (изготовление и подбор материала и оборудования для опытов с воздухом);
• подбор художественной литературы, поговорок, стихов, сказок, загадок о воздухе, подвижных и дидактических игр о ветре, информационного материала о воздухе;
• составление плана работы.
2. Основной этап реализации проекта (планируемые мероприятия)
- Презентация для детей «Воздух и его свойства»;
Физическое развитие
Физкультминутки: "Ветер дует нам в лицо", "Ветерок"
П/игры: «Пилоты», «Самолеты», «Карусели», «Земля, вода, огонь и воздух».
Дыхательная гимнастика: «Воздушная тревога», «Горный воздух», «Насос», «Подуем на плечо»
Беседа «О пользе воздуха». Опыт «Дыхание на стекле»
Беседа на тему: «Носы нужны не только для красы».
Цель: познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных.
Индивидуальная работа по развитию основных движений - игра «Обгони ветер»
Игры на улице с вертушками, с султанчиками
2. Социально-личностное развитие
- Беседа «Как воздух служит человеку», «В каких бытовых приборах используется воздух?», «Как работают домашние помощники»
- Д/игра «Угадай электрический прибор»
- Беседа: «Как люди загрязняют воздух», «Вредные вещества в воздухе» (Опыт «Пламя загрязняет воздух»)
- «Воздух – плохо или хорошо» (ТРИЗ)
- Беседа с детьми о роли растений в очищении воздуха.
(Чем больше лесов и садов, трав и цветов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче дышать человеку).
- Говорим о бережном отношении к деревьям и растениям.
- Уход за растениями. Отметить, что фикус, герань, хлорофитум – «Живые пылесосы». Рассматривание предметов и иллюстраций по теме «В каких бытовых приборах используется воздух»
- Рассматривание иллюстраций «Как воздух служит человеку»
- с/ролевая игра «Путешествие на парусном корабле». (Цель: учить детей договариваться о последовательности совместных действий: договариваться, мириться, уступать, убеждать Закрепить знания об использование ветра человеком).
3. Речевое развитие
- НОД.
Тема: «В. Смит «Про летающую корову» (перевод Б. Заходера, чтение)»
- Беседа: «Воздушная среда и ее обитатели»
- Логопедические игры, направленные на формирование воздушной струи: «Язычок», «Загони мяч в ворота» («Воздухобол», «Кораблики»
- Составление рассказов и сказок об облаке, ветре.
- Загадывание загадок о ветре, воздухе.
- Чтение худ. литературы:
С. Маршака «Мыльные пузыри».
И. Токмакова «Ветрено, ветрено»,
Н. Некрасов «Заунывный ветер»,
А. Барто «Эти капризы».
С. Михалкого «Три ветра»
С. Жупанин «Нарисую ветер»,
М. Джалиль «Вольные ветры»,
Н. Матвеева «Дуб и ветер».
- Чтение и объяснение пословиц и поговорок о воздухе
- Д/игра «Какой ветер» (с Настей, Аленой, Максимом)
Цель: научить подбирать относительные прилагательные; расширять словарный запас.
- Воздушный кинозал
Просмотр мультфильмов: "Смешарики» («Воздух для вдохновения», «Фиксики»
4. Познавательное развитие
- НОД. Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Тема: «Аэродром»
Цель:закрепить представления о воздушном транспорте. Учить планировать совместную конструктивную деятельность, сооружать здания и технику по рисунку. Закреплять [/знание слов, связанных с воздушным транспортом.
- НОД. Формирование целостной картины мира
Тема: «Как увидеть и услышать воздух»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Опытно-экспериментальная деятельность в ходе НОД
Опыт № 1: «Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом».
Опыт № 2: «Плавающие предметы».
Опыт № 3: «Пузырьки в стакане».
Опыт № 4 «Слышим воздух»
Опыт № 5 «Узнай по запаху»
- Конструирование «Парашютный десант».
Цель: учить детей складывать бумагу в разных направлениях.
- Ежедневные наблюдения за явлениями в природе: за облаками, ветром. (Ветер может разгонять тучи, движет облака).
- Беседа на тему: «Летающие семена». (Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит).
- Сила ветра (проследить направление и силу ветра по деревьям, ленточкам, вертушкам, «султанчикам»)
- Наблюдение: «Воздух» (доказать, что воздух бесцветный, без запаха, невесомый)
- Опыты с воздухом: «Ветер – это движение воздуха», «Надуй шарик».
- Экологическая экспедиция «Деревья – пылесосы» (поиск деревьев, очищающих воздух, на территории детского сада)
5. Художественно-эстетическое развитие
-Рисование
Тема: «Самолеты в ясном небе»
Цель: упражнять в рисовании гуашью. Закреплять умение смешивать краски, создавая оттенки.
- Игры с различными конструкторами. Тема: «Самолёт»
- Наблюдение за самолетом в небе. [/i]
- Пускание бумажных самолетов.
- Рисование
Тема: «Ветреный день»
Цель: закреплять умение рисовать акварелью по представлению, передавая особенности внешнего вида людей и деревьев в ветреную погоду
- Наблюдение: «Ветер» (проследить направление и силу ветра по деревьям, ленточкам, вертушкам, «султанчикам»)
- Беседы: «Почему дует ветер», «Сильный ветер» (ураган, смерч, буря)
«Как вести себя при урагане, смерче?»
- Игра «Пускание корабликов в тазу» (сила ветра)
- Аппликация «Ракета летит к звездам»
Цель: расширять представления о космической технике. Закреплять навыки работы ножницами. Развивать творческое воображение и фантазию
Музыка.Игры на музыкальных инструментах «Воздух можно услышать» (дудочках, губных гармошках, свистульках
3. Заключительный этап:
-презентация проекта
-оценка полученных результатов в свете поставленной цели
-определение перспектив развития проекта.
-обобщение опыта работы по воспитанию интеллектуальных и сенсорных способностей дошкольников.
Результаты:
После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятие воздух, его свойствах, причинах возникновения ветра. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В результате проведённой совместно с детьми деятельности по проекту подтверждены следующие высказывания детей: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.
Продукты проекта:
1. оформленный проект;
2. презентация проекта для детей «Воздух-невидимка»;
3. конспект занятия;
4. фотоотчет;
5. творческие работы, выполненные детьми в процессе НОД;
6. оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом
Литература:
1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманов В. В. Щетинина «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». -М. :ТЦ «Сфера»2001
2. О. Р. Галимов "Физика для дошкольников". О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина "Неизведанное рядом".
3. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ» - Воронеж. ТЦ «Учитель», 2004
4. Журнал «Дошкольное воспитание», №8-2006
5. Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа. Интегрированный подход» - «Скрипторий2003», 2013 г.
7. Интернет ресурсы.
Конспект занятия по экологии
с элементами экспериментирования в старшей группе
«Воздух-невидимка!»
Область: познание.
Интеграция областей: «Коммуникация», «Социализация».
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Задачи:
Обучающие – обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий, уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха
Развивающие – развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
Воспитательные – воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
Материалы: фартуки, стаканы, трубочки, пакеты, дудочка, свистулька, резиновые игрушки, ластик, емкости с водой, иллюстрации.
Ход занятия.
Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Дети действуют в соответствии с текстом)
В: Дети, хотите, я вам расскажу удивительную историю? Вы уже знаете, что на планете Земля есть океаны. Но есть еще один невидимый океан. Мы можем в него нырять, купаться, и оставаться сухими, что же это за океан, не знаете?
Тогда отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем (Воздух)
Воспитатель: Как вы догадались? (Ответы детей).
В. Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).
В: Так значит для чего нам нужен воздух?
Д: (дышать)
Делают вывод: воздух необходим для дыхания.
В: Кому еще нужен воздух?
Дети называют объекты живой природы.
В: Кому не нужен воздух?
Дети называют объекты неживой природы.
Вывод: все живое на земле не может жить без воздуха.
В: И мы конечно тоже не можем прожить без воздуха. Да, ребята, человек без еды может прожить около месяца. Без воды, около 10 дней. А без воздуха? (не больше 5 минут) Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух! Воздух есть в шинах велосипеда, автомобиля, в надувной игрушке.
Аудиозапись: звук ветра
В: Что вы слышите?
- Хотите устроить ветер?
Игра с веером.
Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, помахать веером сначала на себя, потом друг на друга.
- Что вы чувствуете? (в лицо дует ветерок, прохладный ветерок)
- Как получается ветер? (Движется воздух)
В: Посмотрите, у меня есть полоски бумаги давайте подуем на них. Что происходит с ними? Почему бумага движется, наклоняется?
Д: Бумага изгибается под струей воздуха.
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
- Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельница, фен, вентилятор)
Физкультминутка: «Ветер дует нам в лицо»
В. Оказывается, невидимый воздух настолько ощутим, что может двигать по морю большие корабли, надувая паруса
Получается, что у воздуха есть свои секреты?
- А хотите раскрыть тайны воздуха?
- Это очень интересно. Закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными.
Дети считают до 5.
- Лаборатория чудес начинает работу. А кто знает, что такое лаборатория? (Это помещение, где проводят опыты)
- А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории?
Ответы детей: соблюдать тишину, не баловаться. Аккуратно обращаться с посудой, ничего не пробовать на вкус не мешать друг другу, слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.
В. Давайте посмотрим внимательно вокруг, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? (Нет, не видим, он невидимый)
А раз мы его не видим, значит воздух какой? (прозрачный, бесцветный)
Давайте проведем 1–й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да)
Опыт № 1: «Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом».
Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)
Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:
- Что внутри пакета? (воздух)
- На что похож мешок? (на подушку, шар)
- Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).
- Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасатель-ный круг)
Как вы думаете, надувные предметы тонут в воде?
Давайте проверим.
Проверка гипотезы.
Опыт № 2: «Плавающие предметы».
Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит надувной бассейн с водой.
Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.
Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!
Воспитатель: Итак, ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воз-дух из предмета, то что с ним случится? (этот предмет может утонуть) Поэтому, чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.
- Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей)
Давайте проверим?
Опыт № 3: «Пузырьки в стакане».
Воспитатель: Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (в воде появились пузырьки)
- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).
Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.
В: Ребята, а можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Опыт № 4 «Слышим воздух»
В. Мы можем услышать воздух с помощью чего-нибудь. : Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух?
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
В. А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Опыт № 5 «Узнай по запаху»
В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.
Вывод: воздух умеет переносить запахи
В: Итак, мы сегодня провели множество экспериментов. А скажите, вам понравилось проводить эксперименты (ответы детей)
Какой эксперимент вам показался интересным больше всего?
Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
Молодцы, ребята.
Пословицы о воздухе
• В запас воздухом не надышишься.
• Нам победа, как воздух, нужна.
• Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь.
• Воздуха словами не наполнишь.
• Люди работали, а он воздухом торговал.
• Нечего зря воздух сотрясать, лучше бы тебе помолчать.
• Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся.
• Счастье в воздухе не вьётся, а руками берётся.
• Гонять деньги по воздуху.
• Воздух – символ свободы.
• Свежая струя воздуха.
• Воздух словами не наполнить.
• Идея повисла в воздухе.
• Взлететь на воздух.
• Сделан из воздуха (практически из ничего).
• Строить воздушные замки.
• Держаться за воздух.
Загадки о воздухе
• Чего в комнате не видишь? (Воздух)
• Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)
• Ни веса, ни цвета у него нету! (Воздух)
• Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (Ветер)
• Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)
• Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (Вихрь)
• Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер)
Движение воздуха
Пламя загрязняет воздух
Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Да здравствует мыло душистое» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Волоконовский детский сад общеразвивающего вида №2 «Сказка» п. Волоконовка,.
Исследовательский проект в ДОУ. Проект для детей старшего дошкольного возраста «Телефон» Воспитатель Зайцева Наталья Ивановна Вид проекта - Исследовательско-познавательный, эксперимент Участники - Воспитатель, дети Продолжительность.
Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением «Невидимка воздух» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением по образовательной области «Познавательное развитие» в группе общеразвивающей направленности.
Конспект занятия с детьми старшего возраста «Воздух-невидимка» Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему: «Воздух-невидимка». Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;.
Познавательно-исследовательская деятельность «Воздух повсюду» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас, путем экспериментирования; - дать представление.
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Валенки» Авторы и участники проекта: дети и родители подготовительной к школе группы № 1 «Солнышко», воспитатели: Игнатьева Ольга Николаевна,.
Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Матрица проекта. 1. Название проекта:«Хлеб- всему голова». 2. Тематическое поле: познание, нравственность. 3. Проблема: Низкий уровень знаний.
Познавательно — исследовательский проект «Я живу в России» для детей старшего дошкольного возраста. Автором данной презентации являюсь я - Лушина Дарья Александровна, победитель районного конкурса в номинации "Педагогические надежды", который.
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего возраста по теме «Волшебная пуговица» Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического.
Познавательно-исследовательский среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Мой домашний питомец» МОЙ ДОМАШНИЙ ПИТОМЕЦ Познавательно – исследовательский среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста 20.01.2017.
Ольга Дубровина | Все публикации
Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»
Опубликовано: 8 ноября 2017 в 21:02
|