Светлана Трескина
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего возраста по теме «Волшебная пуговица»
▼ Скачать
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.
В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. Выступая сложным и значимым для личности образованием, познавательный интерес представляет собой:
-избирательную направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для детей старшего возраста по теме „Волшебная пуговица“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
-стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
-мощный побудитель активности личности, под влиянием которой все психические процессы протекают особенно напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
-особое избирательное отношение к окружающему миру, его объектам и явлениям, активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру.
Цель проекта : развить в детях страсть к собирательству, к поиску, расширять кругозор детей. Формирование у детей желания больше узнать о пуговице.
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Проблема: У детей недостаточно сформированы знания о пуговицах.
1 этап.
Цель: Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте.
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Продукт проекта : мини-музей пуговиц в группе.
Задачи:
1. Развить стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительной активности.
2. Поддержать стремления дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей.
3. Формировать представления о многообразии видов пуговиц, познанию их особенностей и назначения;
4. Стимулировать интерес к сравнению предметов.
5. Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, выполнения поделок из пуговиц.
6. Развивать познавательную активность, мышление, творческие способности, воображение, фантазию и коммуникативные навыки;
Сроки реализации: октябрь-май.
2 этап.
Разработка проекта.
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
3. Подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
5. Составить перспективный план мероприятий.
3 этап.
Выполнение проекта :
Формы и методы работы с детьми.
Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Пуговичные узоры», «Выложи картинку», «Запомни и повтори», «Подбери дереву листья», «Мозаика из пуговиц».
Пуговицы интересны тем, что имеют разную форму, размер, фактуру. Ребёнок может фантазировать бесконечно.
Игра «Запомни и повтори»
Эта игра поможет развить внимание, память. Для нее необходимы две карточки (разделенных на 9 квадратов) и два набора пуговиц (18 штук попарно одинаковых)
Один игрок ведущий, он раскладывает на своем поле несколько пуговиц. Второй игрок запоминает. Затем поле накрывается платком, и второй игрок на своем поле должен разложить пуговицы так же, как у ведущего. Сначала можно тренироваться на небольшом количестве, добавляя постепенно.
Игра «Подбери дереву листья»
Из пуговиц определенного цвета необходимо подобрать дереву листики (в зависимости от времени года)
Игра «Мозаика из пуговиц»
Ребенок должен в свободные кружочки положить пуговицы по цветам.
Сюжетные игры: «Семья», «Магазин», «Ателье».
Продуктивная деятельность.
Рисование:
«Нарисуем пуговицу»
Лепка
Составление из пуговиц узоров на пластилине.
«Гусеница»
«Волшебный цветок»
«Мы дизайнеры»
Развитие воображения, чувства цвета, формы. Формирование умения лепить необычную пуговицу.
Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.
Экспериментально-поисковая деятельность:
Рассматривание пуговиц под лупой.
Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.
Создание альбома «Мини-коллекция пуговиц»
Речевая деятельность:
Составление описательных рассказов о пуговицах.
Речевые упражнения «Какая пуговица?», «Подбери и расскажи».
Формы и методы работы с родителями.
1. Беседа о необходимости проекта «Пуговица – чудесница», о важности данной проблемы.
2. Привлечение родителей к пополнению группового мини-музея новыми экспонатами.
3. Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями.
4 этап. Презентация проекта.
1. Представление мини-музея пуговиц.
2. Выставка совместных с родителями поделок из пуговиц.
Пуговицы. История возникновения.
Первые пуговицы известны с давних пор. Ещё древние греки и этруски застёгивали свои туники на плече при помощи пуговицы и петли. А в Европе застёгивались, используя для этого броши и защипы. Но имени человека, который ее придумал, история не сохранила. Интересно, что женщины по началу абсолютно игнорировали это изобретение и продолжали пользоваться булавками, пуговицы интересовали только мужчин.
И это происходило до тех пор, пока в XIII веке не изобрели всего лишь… дырочку для пуговицы. В XIV веке пуговицы начали использовать как украшение. Их пришивали на рукав от локтя до манжета, на грудь – от шеи до пояса. Пуговицы изготавливали из золота, серебра, слоновой кости. Они говорили о статусе и богатстве владельца, по ним определялась знатность рода (в зависимости от того, какой рисунок или герб наносился на пуговицу и из какого материала она сделана).
Пуговицы инкрустировались слоновой костью и черепашьим панцирем и конечно же драгоценными камнями. На кафтане короля Франции (XVI век) было 13 600 мелких золотых пуговиц с изображением короны. Наполеон с большим уважением относился к красоте военного мундира и требовал, чтобы все пуговицы на рукавах солдат сверкали, как золотые. А его маршалы считали, что у императора было, в данном случае, не только уважение к красоте, но и презрение к неопрятности (он не любил, когда солдаты вытирали нос рукавом, а пуговицы этому явно мешали). Наиболее часто делали пуговицы из кости, дерева и керамики. Затем стали делать пуговицы, обтянутые текстилем и расшитые пуговицы. Самые интересные пуговицы были чуть более 200 лет назад. Они были покрыты стеклом, под которое помещались цветы, бабочки и даже портреты. Величина этих пуговиц доходила до нескольких сантиметров.
Франция достигла в производстве пуговиц необычайных вершин. Французы стали делать пуговицы из фарфора. В XVIII веке в Богемии появились стеклянные пуговицы. А в начале XIX века в Европе стали популярны китайские пуговицы из папье-маше.
Для изготовления пуговиц пошли вход морские и речные раковины и перламутр. С 1920-х годов самые красивые пуговицы, можно сказать, пуговицы ювелирной работы остались принадлежностью только для нарядной одежды. Повседневные наряды стали экипироваться пуговицами из пластмассы. Декоративными считались пуговицы, обтянутые тканью, из которой шилось платье или блуза.
Итак, наиболее часто пуговицы изготавливались из дерева, кожи, стекла, кости, перламутра. А вот металлические пуговицы долгое время служили даже платёжным средством. В Германии есть поговорка – пуговицами не разбрасываются. Металлические пуговицы изготавливались не только из золота и серебра, но и из олова, меди. Форма металлических пуговиц была самая разнообразная: миндалевидные, грушевидные, желобчатые, яйцевидные, а размеры – от мелкой горошины до размера яйца. Декоративность их также отличалась разнообразием. Пуговицы были ажурные, декорированные чернью, гравировкой, украшенные многоцветной эмалью. Пуговицы за время своего существования выполнялись из разнообразных материалов и претерпели различную технику изготовления. Кроме названных натуральных материалов, пуговицы сегодня изготавливаются из полиэфира с металлизацией и различными вставками, а также пластиковые с напылением и заливкой.
В Америке существует клуб коллекционеров пуговиц, в котором насчитывается более пяти тысяч членов с редкими коллекциями. Есть такой клуб и в Италии, в нём пока только около 20 членов, так как создан клуб в 1995 году.
Также, как и ювелирные украшения, пуговицы должны быть подобраны самым тщательным образом. Выбор пуговиц зависит от моды и свойств ткани. Они должны сочетаться по цвету с тканью, подчёркивать стиль одежды. Даже самая маленькая пуговичка на манжете может играть большую роль. Не забывайте, что пуговицы - важная и эффектная отделка, и в настоящем сезоне они имеют одну из ключевых ролей в нарядах.
«Пуговица» в русском языке имеет тот же корень, что и слово «пугать». И ученые считают, что это совпадение не случайно, она служила у нашего народа защитой от темных сил, была оберегом, отпугивающим зло. Для «большей силы» в них подкладывали еще и кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал звук, похожий на звон бубенца.
За столетия каких только пуговиц не было. Многие из них стали произведением искусств и сейчас хранятся в музеях. А современных галантерейных магазинах в продаже потрясающий выбор пуговиц!
Это интересно!
На мужской одежде пуговицы расположены справа, а на женской слева. Считается, что во времена внедрения пуговиц мужчины одевались сами, а женщин одевали служанки – поэтому для них пуговицы пришивали в зеркальном отражении.
Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так он отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.
Найти пуговицу до сих пор считается хорошей приметой, а если дорогу вам перебежала черная кошка, достаточно дотронуться до пуговицы – и можно смело идти вперед.
Практическая часть реализации проекта – 3 часть.
Краткое её описание.
№ Действие, направленное на реализацию проекта Цель мероприятия Участники
1 Знакомство с самыми первыми пуговицами, их материалами Знакомство с «прародительницей» пуговицы. Упражнение в обследовании и различении различных пуговиц, закрепление знаний о пуговицах, их назначении, разнообразии их форм, размеров, строения, материалов. Формирование способов сотрудничества со сверстниками. Воспитатель, дети группы
2 Свободное рисование «Придумай и нарисуй свою пуговицу»
Развитие внимания, воображения, эстетического восприятия, творческого мышления. Развитие умения самостоятельно определять замысел будущей работы, дизайн. Совершенствование умения выделять главное: цвет, форму, размер. Воспитатель, дети группы
3 Лепка
«Мы - дизайнеры»
Формирование чувства вкуса. Развитие воображения, чувства цвета, формы. Формирование умения лепить необычную пуговицу. Воспитатель, дети группы
4 Консультация «Вторая жизнь пуговицы».
Игра «Запомни и повтори» Познакомить родителей с разнообразием развивающих игр с пуговицами. Заинтересовать и привлечь к совместным играм родителей и детей.
Развитие внимания. Совершенствование умения выделять главное: цвет, форму, размер.
Воспитатель, родители
5 Игра «Подбери дереву листья» Развитие воображения, чувства цвета, мелкой моторики. Развитие умения самостоятельно определять замысел будущей работы. Воспитатель, дети группы
6 Создание мини-музея поделок из пуговиц (совместно с родителями) Привлечь родителей участвовать в проекте. Оформление мини-музея поделок из пуговиц в группе. Родители воспитанников, воспитатель, дети группы
7 Игра «Пуговичные узоры» Игра развивает мелкую моторику, внимание, мышление, зрительную память, а также формирует представление о многообразии видов пуговиц. Воспитатель, дети группы
8 Игра «Мозаика из пуговиц»
Ребенок выкладывает в свободные кружочки пуговицы по цветам. Игра с пуговицами отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие.
Воспитатель, дети группы
9 Создание коллекции необычных пуговиц Обследовать и различать пуговицы, закреплять знания о пуговицах, разнообразии их форм, размеров, строения, материалов. Родители воспитанников, воспитатель, дети группы
Подводя итог, хочется отметить - участие в проекте не только способствовало повышению познавательной активности детей, но также научило активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
Главное, чему научил проект и детей, и взрослых, - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить в себе удивительное назначение. Ищите, удивляйтесь, открывайте новое!
Используемая литература:
1. Бабаева Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. [Текст] : учеб. -метод. пособие / Михайлова З. А., Кларина Л. М., Серова З. А. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.
2. Кинзянова Ж. В. Сенсомоторное развитие. [Текст] : учеб. -метод. пособие / Ж. В. Кинзянова. - Волгоград: Учитель, - 2011. – 105 с.
3. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. [Текст] : учеб. -метод. пособие / Т. А. Ткаченко. - М. : Эксмо, - 2007. – 97 с.
4. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук. [Текст] : учеб. -метод. пособие / Е. А. Янушко. - М. : Мозайка-Синтез, 2010. – 105 с.
5. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст] : учеб. -метод. пособие / Е. А. Янушко. - М. : Мозайка-Синтез, 2010. – 98 с.