МААМ-картинки

Исследовательский познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста

Елена Елшина
Исследовательский познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста

Исследовательский познавательно - творческий проект

для детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление:

1. Введение

2. Основная часть

- Тип проекта

- Вид проекта

- Продолжительность проекта

- Цель проекта

- Задачи реализации проектной деятельности

- Актуальность проекта

- Инновационная направленность проекта

- Новизна проекта

- Ожидаемые результаты проекта

- Участники проекта

- Методы реализации проекта

- Основные мероприятия проекта

- Основные принципы работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников

Публикация «Исследовательский познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- Ресурсы, необходимые для полноценной работы над проектом

- Этапы реализации проекта

3. Заключение

4. Список использованных источников и литературы

5. Приложения

1. ВВЕДЕНИЕ

Исследовательский познавательно – творческий проект «Традиции и быт русского народа» посвящен изучению народных традиций, быта, обычаев русских семей, разделению труда в семье, традициям воспитания мальчиков и девочек в семье, обустройству деревенской избы в далёкие времена. Выбор данной темы обусловлен дефицитом информации для подрастающего поколения об истории и культуре нашей Родины. Необходимо приобщать подрастающее поколение к национальной культуре и её традициям, чтобы сохранить их в будущем не утратив исторического национального лица русского человека.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Тип проекта:

Исследовательский познавательно – творческий. Проект ориентирован на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей у участников образовательного процесса.

Использование педагогами и родителями средств и образов, произведений устного народного творчества, художественной литературы в рамках образовательной деятельности и в повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно – нравственного сознания детей дошкольного возраста.

Вид проекта: групповой, семейный.

Продолжительность проекта: январь - март 2023 года.

Цель проекта:

Спланировать и применить в работе структуру воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленной на развитие духовно – нравственной личности дошкольников, формирования у детей патриотического сознания.

Задачи реализации проектной деятельности:

- Знакомство детей с особенностями жизни и быта русского народа.

- Формирование духовно – нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края.

- Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя русского народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

- Воспитание духовно – нравственной личности.

- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным праздникам, народным играм; воспитание патриотических чувств.

- Расширение и активизация словаря детей за счёт исконно русских слов и понятий, привитие любви к красоте и мудрости русской речи.

Актуальность проекта:

Проблема духовно – нравственного воспитания детей дошкольного и школьного возраста всегда была очень важной. Духовно – нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие маленького человека, включающее в себя воспитание чувств долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать нравственный смысл делам и мыслям человека.

Современное общество нашей страны переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает острую потребность возрождения и развития духовных традиций нашей Родины. Вопросы духовно – нравственного воспитания закреплены в Законах РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», так же проблема духовно – нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации российского образования.

В связи с этим одна из самых важных ролей детского сада – это создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно – нравственного потенциала дошкольников через гармоничное выстраивание целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно в этот период происходит усиленное накопление жизненного опыта. Человек в первые семь лет своей жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь. Именно в этот временной промежуток необходимо дать понятия о добре и зле, о нравственных правилах и поведенческих нормах в общении друг с другом.

В настоящее время больше внимания уделяется интеллектуальному развитию детей, что не есть хорошо. Потому что, с точностью до наоборот, совсем мало уделяется внимания для развития душевных и нравственных качеств, духовного развития подрастающего поколения. Результатом такого воспитания может стать духовная незрелость будущего поколения. Без знания своих родственных корней, традиций своего народа, национальной истории и культуры прошлых лет нельзя воспитать адекватное полноценное поколение. Знакомство детей с народной культурой, народным творчеством, народными традициями и бытом, народным фольклором очень положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует духовную культуру, воспитывает патриотические чувства. Грамотно выстроенный процесс воспитания и усваивание опыта общественной жизни у ребёнка – это главное значение в становлении личностных качеств у ребёнка.

Важное место в приобщении к народной культуре детей должно занимать знакомство с народными праздниками. Именно по средствам этой работы дети учатся наблюдать за сезонными изменениями в природе нашего родного края, за поведением птиц, насекомых, животных, растений. В процессе данной работы дети получают знания о традициях, народной культуре, обрядах и быте наших предков. Особое внимание в этой работе должно уделяться совместному творческому процессу вместе с родителями воспитанников. Ведь именно совместное участие во всех мероприятиях по данному направлению помогает объединить семью и наполнить семейные досуги новым смыслом и содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности между родителями, детьми и педагогами способствует единению и укрепляет положительное отношение друг к другу.

Инновационная направленность проекта:

Воспитание любви к Родине является ведущей задачей в современной педагогике. В настоящее время много говорится о возрождении традиций России, но это не возможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Работа над данным исследовательским проектом позволит выработать положительный устойчивый интерес к русской народной культуре у детей. Родина впервые предстанет перед детьми в новых образах, звуках, красках, играх. Всё это изобилие несёт в себе народное творчество богатое и разнообразное по своему содержанию. В процессе работы над изучением традиций и быта русского народа у детей обогатиться жизненный опыт, который позволит детям узнать, запомнить и сохранить в памяти жизнь и уклад во времена Древней Руси и передать это будущему поколению. От того как мы воспитаем будущее поколение, будет зависеть наше общество в будущем.

Новизна проекта:

Реализация проектной деятельности позволит объединить совместные усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Обеспечит положительную социализацию и сформирует устойчивый интерес к традициям, культуре, быту наших предков у детей.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Для детей:

- Способствовать развитию интереса к истории и культуре своей Родины, воспитанию любви к родному краю;

- Расширить представления у детей о традициях и быте русского народа.

- Расширить знания о народных промыслах;

- Закрепить и обогатить знания о народных праздниках, которые с давних времён принято отмечать в России;

- Закрепить знания о народных игрушках, народных играх;

- Развивать творческие способности детей;

- Развивать добрые и дружеские отношения детей в общении друг с другом.

2. Для родителей:

- Повысить компетентность знаний о традициях, быте, обычаях, обрядах Древней Руси;

- Объединить общие усилия родителей в духовно – нравственном воспитании и развитии детей;

- Создать систему социального партнёрства дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания у детей.

3. Для педагогов:

- Разработать комплексно – тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса по духовно – нравственному воспитанию;

- Объединить работу педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению и приобщению детей к русской народной культуре;

- Совершенствовать свою компетентность в вопросах духовно – нравственного воспитания дошкольников, повысить качество своего педагогического труда в данном направлении.

Участники проекта:

- воспитатели группы;

- музыкальный руководитель;

- дети в возрасте от 6 до 7 лет;

- родители (законные представители);

- социальные партнёры: городской краеведческий музей, городская детская библиотека им. Я. Акима, МУК «Дом народного творчества» Галичского района Костромской области.

Методы реализации проекта:

1. Наглядно – действенные методы:

- театрализованная деятельность (драматизация, плоскостной театр, кукольный театр, теневой театр);

- рассматривание репродукций, иллюстраций в детских книгах;

- чтение произведений малых форм устного народного творчества (потешки, заклички, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины);

- игровая деятельность (народные подвижные и хороводные игры, дидактические игры, музыкальные игры);

- творческая деятельность детей (лепка, рисование, аппликация);

- экскурсии и целевые прогулки;

- просмотр презентаций, мультфильмов, художественных фильмов (по русским народным сказкам).

2. Словесно – образные методы:

- чтение литературных фольклорных произведений;

- показ и рассматривание наглядного материала;

- беседы, рассказы;

- проведение разнообразных игр;

- проведение викторин, конкурсов, народных праздников, тематических вечеров.

3. Практический метод:

- организация художественно – продуктивной деятельности детей;

- организация театрализованных простановок с детьми и родителями;

- организация и проведение народных праздников;

- проведение открытого занятия для педагогов города;

- организация мини – музея «Русская изба»;

- организация творческого мероприятия для родителей (с родителями);

- проведение экскурсий определённой направленности;

- организация выставки книг в книжном уголке групповой комнаты.

Основные мероприятия проекта:

- Показ открытого занятия на городском методическом объединении для педагогов города на тему «Народные традиции на Руси»;

- Проведение мастер – класса «Роспись деревянной ложки» (для педагогов);

- организация мини – музея «Русская изба» (горница).

Основные принципы работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников:

- Доступность (содержание материала предоставлено в доступной и привлекательной форме);

- Гуманистичность (ребёнок является активным субъектом в совместной деятельности с педагогом);

- Деятельность (все знания, которые ребёнок получает, становятся его основой к мотивации в различных видах деятельности проекта);

- Интеграция (реализация поставленных задач проекта происходит по средствам познавательной, художественно – продуктивной деятельностей);

- Системность (систематическое и последовательное усвоение знаний детьми, закрепление приобретённых навыков);

- Непрерывность (тесное сотрудничество по данному направлению дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников).

Ресурсы, необходимые для полноценной работы над проектом:

- Обеспечение материально – технических условий (оформление групповой комнаты, музыкального зала);

- Подбор детской литературы с произведениями малых форм устного народного творчества;

- Подбор наглядного материала (иллюстрации, репродукции, фотографии);

- Оформление картотек с народными подвижными играми, народными хороводными играми, оформление дидактических игр и пособий;

- Использование мультимедийного комплекса для показа презентации по теме проектной деятельности.

Этапы реализации проекта:

1. Выбор темы проекта, обоснование актуальности данной темы, формулирование цели и задач проекта, подготовка материальной базы для продуктивности выполнения цели и задач, привлечение родителей к сбору материалов: иллюстраций, книг, старинной утвари для организации мини – музея (январь).

- Оформление альбомов народных росписей «Гжель», «Хохлома», «Народная игрушка» (приложение 1);

- Оформление альбомов «Народные праздники», «Русские народные игры» (приложение 2);

- Оформление альбомов «Русская народная одежда», «Русский народный головной убор» (приложение 3);

- Оформление альбомов «Русская изба», «Предметы быта в русской избе» (приложение 4);

- Оформление альбомов «Любимая сказка», «Персонажи русских сказок» (приложение 5);

- Оформление картотек «Малый фольклор» произведениями устного народного творчества (потешки, заклички, загадки, народные игры, пословицы и поговорки) (приложение 6);

- Создание макета «Русская изба» (приложение 7).

2. Начало исследовательской деятельности в соответствии с планом проекта: образовательная деятельность, беседы, чтение, слушание народной музыки, экскурсия в «Русскую избу» (МУК НДТ, экскурсия в краеведческий музей экспозиции: «Рыбная слобода», «Одежда людей в старину на Руси» (февраль – март).

План мероприятий по реализации проекта представлен в таблице 1.

Таблица 1

План мероприятий по реализации проекта «Традиции и быт русского народа»

Название мероприятия Цель Срок проведения

1 2 3

Беседы

«Имена старинные и современные» Познакомить детей с историческим смыслом русских имён, обратить внимание на красоту звучания русского имени январь

«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» Воспитывать уважение и любовь к своим родителям январь

«Обычаи и традиции русского народа» Воспитывать интерес к народной культуре, обычаям и традициям русского народа февраль

«Народные мастера – умельцы» Закрепление знаний о народных видах росписей, народной игрушке февраль

«Сказка ложь, да в ней намёк» Познакомить с понятием сказка, вызвать интерес к русским народным сказкам март

«Пословица недаром молвится» Познакомить с разделом устного народного творчества, научить понимать смысл пословиц и поговорок март

Организованная образовательная деятельность

«Роспись деревянной ложки» (рисование) Закрепление знаний о хохломской росписи, использование элементов нетрадиционного рисования (штамп) февраль

«Козлик» дымковская игрушка (лепка) Закрепление знаний о возникновении дымковской игрушки, закрепить приёмы лепки народной игрушки февраль

«Посуда вчера и сегодня» (познавательное развитие) Обратить внимание на то, из каких материалов делали посуда раньше, познакомить с названием старинной посуды и её назначение, сравнить с современной посудой март

«Народные традиции на Руси» (интегрированное занятие) Закрепить в памяти знание традиций, обычаев и быта во времена Древней Руси март

(МО для педагогов города 27.03.2023г.)

см. приложение №8

Консультация для родителей

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Как можно раньше в семье приобщать ребёнка к народному искусству и культуре, традициям и обычаям, к особенностям жизни своего народа в давние времена февраль

см. приложение №9

Народные праздники

«Масленица к нам пришла» Приобщать детей к народным праздникам, учить играть в народные игры и забавы с использованием старинных предметов утвари (мешки, ухваты, чугунки, деревянные ложки март

Посиделки «В гостях у Хозяюшки» (совместно с родителями) Закрепить знания о русском гостеприимстве, приобщить к народной культуре и традициям, познакомить с народными играми и хороводами наших предков февраль

Выставка детских рисунков

«Мы рисуем сказку» Закрепить знания о любимых русских народных сказках, упражнять в умении передавать сюжет из сказки по памяти февраль

Мини - музей

«Русская изба» (горница)

(с привлечением родителей) Формировать наглядное представление об избе – жилище крестьянской семьи на Руси, представление о предметах старинного быта крестьян февраль - март

Дидактические пособия

Макет «Русская изба» Учить правильнорасставлять предметы быта и утварь в русской избе, закрепить знания о назначении предметов старины январь - март

Настольная игра «Составь узор» Закрепить народные виды росписей, называть их отличительные признаки, закреплять умение составлять узор январь - март

Экскурсии

Краеведческий музей – экспозиции «Рыбная слобода»,

Познакомить с трудовой и хозяйственной деятельностью, ремёслами и наших предков январь

Краеведческий музей – экспозиция «Одежда людей в старину на Руси» Познакомить с народной одежной богатых и бедных людей на Руси, познакомить с названиями одежды, обуви и головных уборов февраль

Музей «Русской избы» (МУК ДНТ) Знакомить с бытом наших предков, закрепить знания о предметах старины, побуждать интерес к жизни людей в далёкие времена март

Чтение произведений малых форм устного народного творчества

- Потешки

- Заклички

- Прибаутки

- Пословицы и поговорки

- Сказки

- Загадки

- Небылицы

- Выставка книг в книжном уголке Показать значение народной мудрости в произведениях, формировать умение различать и называть формы устного народного творчества январь - март

3. Итоговая работа.

- Обобщение и систематизация полученных знаний, подведение итогов и

обсуждение результатов проектной деятельности вместе с детьми;

- Показ открытого занятия «Народные традиции на Руси» на городском методическом объединении для педагогов города;

- Проведение мастер – класса для педагогов ДОУ «Роспись деревянной ложки» (март).

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе реализации проектной деятельности воспитанники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – русской избы, как с помощью чего строилась изба, о внутреннем расположении предметов мебели и быта в избе. Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, а также применили на практике умение обращаться со старинной утварью (коромысло, ухват, чугунок, кочерга, люлька, прялка, веретено и т. д.).

Вся эта работа способствовала расширению знаний о традициях и быте русского народа, любви к русской народной культуре, любви и гордости за свою Родину!

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект для старшего дошкольного возраста «Что за чудо — Молоко!» Задачи для ребенка: 1. Развивать умение делать выводы и умозаключения согласно возрасту; 2. Воспитывать самостоятельность и инициативу в.

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Матрица проекта. 1. Название проекта:«Хлеб- всему голова». 2. Тематическое поле: познание, нравственность. 3. Проблема: Низкий уровень знаний.

Познавательно-исследовательский проект «Откуда хлеб пришел» для детей старшего дошкольного возрастаПознавательно-исследовательский проект «Откуда хлеб пришел» для детей старшего дошкольного возраста - Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовёт Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: «Хлеб – всему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 октября 2024 в 06:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Елшина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД