Получи документы

Исследовательский познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста

Елена Елшина
Исследовательский познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Исследовательский познавательно - творческий проект

для детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление:

1. Введение

2. Основная часть

- Тип проекта

- Вид проекта

- Продолжительность проекта

- Цель проекта

Темочки:

- Задачи реализации проектной деятельности

- Актуальность проекта

- Инновационная направленность проекта

- Новизна проекта

- Ожидаемые результаты проекта

- Участники проекта

- Методы реализации проекта

- Основные мероприятия проекта

- Основные принципы работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников

- Ресурсы, необходимые для полноценной работы над проектом

- Этапы реализации проекта

3. Заключение

4. Список использованных источников и литературы

5. Приложения

1. ВВЕДЕНИЕ

Исследовательский познавательно – творческий проект «Традиции и быт русского народа» посвящен изучению народных традиций, быта, обычаев русских семей, разделению труда в семье, традициям воспитания мальчиков и девочек в семье, обустройству деревенской избы в далёкие времена. Выбор данной темы обусловлен дефицитом информации для подрастающего поколения об истории и культуре нашей Родины. Необходимо приобщать подрастающее поколение к национальной культуре и её традициям, чтобы сохранить их в будущем не утратив исторического национального лица русского человека.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Тип проекта :

Исследовательский познавательно – творческий. Проект ориентирован на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей у участников образовательного процесса.

Использование педагогами и родителями средств и образов, произведений устного народного творчества, художественной литературы в рамках образовательной деятельности и в повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно – нравственного сознания детей дошкольного возраста.

Вид проекта : групповой, семейный.

Продолжительность проекта : январь - март 2023 года.

Цель проекта :

Спланировать и применить в работе структуру воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленной на развитие духовно – нравственной личности дошкольников, формирования у детей патриотического сознания.

Задачи реализации проектной деятельности :

- Знакомство детей с особенностями жизни и быта русского народа.

- Формирование духовно – нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края.

- Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя русского народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

- Воспитание духовно – нравственной личности.

- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным праздникам, народным играм; воспитание патриотических чувств.

- Расширение и активизация словаря детей за счёт исконно русских слов и понятий, привитие любви к красоте и мудрости русской речи.

Актуальность проекта :

Проблема духовно – нравственного воспитания детей дошкольного и школьного возраста всегда была очень важной. Духовно – нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие маленького человека, включающее в себя воспитание чувств долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать нравственный смысл делам и мыслям человека.

Современное общество нашей страны переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает острую потребность возрождения и развития духовных традиций нашей Родины. Вопросы духовно – нравственного воспитания закреплены в Законах РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», так же проблема духовно – нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации российского образования.

В связи с этим одна из самых важных ролей детского сада – это создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно – нравственного потенциала дошкольников через гармоничное выстраивание целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно в этот период происходит усиленное накопление жизненного опыта. Человек в первые семь лет своей жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь. Именно в этот временной промежуток необходимо дать понятия о добре и зле, о нравственных правилах и поведенческих нормах в общении друг с другом.

В настоящее время больше внимания уделяется интеллектуальному развитию детей, что не есть хорошо. Потому что, с точностью до наоборот, совсем мало уделяется внимания для развития душевных и нравственных качеств, духовного развития подрастающего поколения. Результатом такого воспитания может стать духовная незрелость будущего поколения. Без знания своих родственных корней, традиций своего народа, национальной истории и культуры прошлых лет нельзя воспитать адекватное полноценное поколение. Знакомство детей с народной культурой, народным творчеством, народными традициями и бытом, народным фольклором очень положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует духовную культуру, воспитывает патриотические чувства. Грамотно выстроенный процесс воспитания и усваивание опыта общественной жизни у ребёнка – это главное значение в становлении личностных качеств у ребёнка.

Важное место в приобщении к народной культуре детей должно занимать знакомство с народными праздниками. Именно по средствам этой работы дети учатся наблюдать за сезонными изменениями в природе нашего родного края, за поведением птиц, насекомых, животных, растений. В процессе данной работы дети получают знания о традициях, народной культуре, обрядах и быте наших предков. Особое внимание в этой работе должно уделяться совместному творческому процессу вместе с родителями воспитанников. Ведь именно совместное участие во всех мероприятиях по данному направлению помогает объединить семью и наполнить семейные досуги новым смыслом и содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности между родителями, детьми и педагогами способствует единению и укрепляет положительное отношение друг к другу.

Инновационная направленность проекта :

Воспитание любви к Родине является ведущей задачей в современной педагогике. В настоящее время много говорится о возрождении традиций России, но это не возможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Работа над данным исследовательским проектом позволит выработать положительный устойчивый интерес к русской народной культуре у детей. Родина впервые предстанет перед детьми в новых образах, звуках, красках, играх. Всё это изобилие несёт в себе народное творчество богатое и разнообразное по своему содержанию. В процессе работы над изучением традиций и быта русского народа у детей обогатиться жизненный опыт, который позволит детям узнать, запомнить и сохранить в памяти жизнь и уклад во времена Древней Руси и передать это будущему поколению. От того как мы воспитаем будущее поколение, будет зависеть наше общество в будущем.

Новизна проекта :

Реализация проектной деятельности позволит объединить совместные усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Обеспечит положительную социализацию и сформирует устойчивый интерес к традициям, культуре, быту наших предков у детей.

Ожидаемые результаты реализации проекта :

1. Для детей :

- Способствовать развитию интереса к истории и культуре своей Родины, воспитанию любви к родному краю;

- Расширить представления у детей о традициях и быте русского народа.

- Расширить знания о народных промыслах;

- Закрепить и обогатить знания о народных праздниках, которые с давних времён принято отмечать в России;

- Закрепить знания о народных игрушках, народных играх;

- Развивать творческие способности детей;

- Развивать добрые и дружеские отношения детей в общении друг с другом.

2. Для родителей:

- Повысить компетентность знаний о традициях, быте, обычаях, обрядах Древней Руси;

- Объединить общие усилия родителей в духовно – нравственном воспитании и развитии детей;

- Создать систему социального партнёрства дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания у детей.

3. Для педагогов:

- Разработать комплексно – тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса по духовно – нравственному воспитанию;

- Объединить работу педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению и приобщению детей к русской народной культуре;

- Совершенствовать свою компетентность в вопросах духовно – нравственного воспитания дошкольников, повысить качество своего педагогического труда в данном направлении.

Участники проекта :

- воспитатели группы;

- музыкальный руководитель;

- дети в возрасте от 6 до 7 лет;

- родители (законные представители);

- социальные партнё ры: городской краеведческий музей, городская детская библиотека им. Я. Акима, МУК «Дом народного творчества» Галичского района Костромской области.

Методы реализации проекта :

1. Наглядно – действенные методы:

- театрализованная деятельность (драматизация, плоскостной театр, кукольный театр, теневой театр);

- рассматривание репродукций, иллюстраций в детских книгах;

- чтение произведений малых форм устного народного творчества (потешки, заклички, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины);

- игровая деятельность (народные подвижные и хороводные игры, дидактические игры, музыкальные игры);

- творческая деятельность детей (лепка, рисование, аппликация);

- экскурсии и целевые прогулки;

- просмотр презентаций, мультфильмов, художественных фильмов (по русским народным сказкам).

2. Словесно – образные методы:

- чтение литературных фольклорных произведений;

- показ и рассматривание наглядного материала;

- беседы, рассказы;

- проведение разнообразных игр;

- проведение викторин, конкурсов, народных праздников, тематических вечеров.

3. Практический метод:

- организация художественно – продуктивной деятельности детей;

- организация театрализованных простановок с детьми и родителями;

- организация и проведение народных праздников;

- проведение открытого занятия для педагогов города;

- организация мини – музея «Русская изба»;

- организация творческого мероприятия для родителей (с родителями);

- проведение экскурсий определённой направленности;

- организация выставки книг в книжном уголке групповой комнаты.

Основные мероприятия проекта :

- Показ открытого занятия на городском методическом объединении для педагогов города на тему «Народные традиции на Руси»;

- Проведение мастер – класса «Роспись деревянной ложки» (для педагогов);

- организация мини – музея «Русская изба» (горница).

Основные принципы работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников :

- Доступность (содержание материала предоставлено в доступной и привлекательной форме);

- Гуманистичность (ребёнок является активным субъектом в совместной деятельности с педагогом);

- Деятельность (все знания, которые ребёнок получает, становятся его основой к мотивации в различных видах деятельности проекта);

- Интеграция (реализация поставленных задач проекта происходит по средствам познавательной, художественно – продуктивной деятельностей);

- Системность (систематическое и последовательное усвоение знаний детьми, закрепление приобретённых навыков);

- Непрерывность (тесное сотрудничество по данному направлению дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников).

Ресурсы, необходимые для полноценной работы над проектом :

- Обеспечение материально – технических условий (оформление групповой комнаты, музыкального зала);

- Подбор детской литературы с произведениями малых форм устного народного творчества;

- Подбор наглядного материала (иллюстрации, репродукции, фотографии);

- Оформление картотек с народными подвижными играми, народными хороводными играми, оформление дидактических игр и пособий;

- Использование мультимедийного комплекса для показа презентации по теме проектной деятельности.

Этапы реализации проекта :

1. Выбор темы проекта, обоснование актуальности данной темы, формулирование цели и задач проекта, подготовка материальной базы для продуктивности выполнения цели и задач, привлечение родителей к сбору материалов: иллюстраций, книг, старинной утвари для организации мини – музея (январь).

- Оформление альбомов народных росписей «Гжель», «Хохлома», «Народная игрушка» (приложение 1);

- Оформление альбомов «Народные праздники», «Русские народные игры» (приложение 2);

- Оформление альбомов «Русская народная одежда», «Русский народный головной убор» (приложение 3);

- Оформление альбомов «Русская изба», «Предметы быта в русской избе» (приложение 4);

- Оформление альбомов «Любимая сказка», «Персонажи русских сказок» (приложение 5);

- Оформление картотек «Малый фольклор» произведениями устного народного творчества (потешки, заклички, загадки, народные игры, пословицы и поговорки) (приложение 6);

- Создание макета «Русская изба» (приложение 7).

2. Начало исследовательской деятельности в соответствии с планом проекта : образовательная деятельность, беседы, чтение, слушание народной музыки, экскурсия в «Русскую избу» (МУК НДТ, экскурсия в краеведческий музей экспозиции: «Рыбная слобода», «Одежда людей в старину на Руси» (февраль – март).

План мероприятий по реализации проекта представлен в таблице 1.

Таблица 1

План мероприятий по реализации проекта «Традиции и быт русского народа»

Название мероприятия Цель Срок проведения

1 2 3

Беседы

«Имена старинные и современные» Познакомить детей с историческим смыслом русских имён, обратить внимание на красоту звучания русского имени январь

«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» Воспитывать уважение и любовь к своим родителям январь

«Обычаи и традиции русского народа» Воспитывать интерес к народной культуре, обычаям и традициям русского народа февраль

«Народные мастера – умельцы» Закрепление знаний о народных видах росписей, народной игрушке февраль

«Сказка ложь, да в ней намёк» Познакомить с понятием сказка, вызвать интерес к русским народным сказкам март

«Пословица недаром молвится» Познакомить с разделом устного народного творчества, научить понимать смысл пословиц и поговорок март

Организованная образовательная деятельность

«Роспись деревянной ложки» (рисование) Закрепление знаний о хохломской росписи, использование элементов нетрадиционного рисования (штамп) февраль

«Козлик» дымковская игрушка (лепка) Закрепление знаний о возникновении дымковской игрушки, закрепить приёмы лепки народной игрушки февраль

«Посуда вчера и сегодня» (познавательное развитие) Обратить внимание на то, из каких материалов делали посуда раньше, познакомить с названием старинной посуды и её назначение, сравнить с современной посудой март

«Народные традиции на Руси» (интегрированное занятие) Закрепить в памяти знание традиций, обычаев и быта во времена Древней Руси март

(МО для педагогов города 27.03.2023г.)

см. приложение №8

Консультация для родителей

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Как можно раньше в семье приобщать ребёнка к народному искусству и культуре, традициям и обычаям, к особенностям жизни своего народа в давние времена февраль

см. приложение №9

Народные праздники

«Масленица к нам пришла» Приобщать детей к народным праздникам, учить играть в народные игры и забавы с использованием старинных предметов утвари (мешки, ухваты, чугунки, деревянные ложки март

Посиделки «В гостях у Хозяюшки» (совместно с родителями) Закрепить знания о русском гостеприимстве, приобщить к народной культуре и традициям, познакомить с народными играми и хороводами наших предков февраль

Выставка детских рисунков

«Мы рисуем сказку» Закрепить знания о любимых русских народных сказках, упражнять в умении передавать сюжет из сказки по памяти февраль

Мини - музей

«Русская изба» (горница)

(с привлечением родителей) Формировать наглядное представление об избе – жилище крестьянской семьи на Руси, представление о предметах старинного быта крестьян февраль - март

Дидактические пособия

Макет «Русская изба» Учить правильнорасставлять предметы быта и утварь в русской избе, закрепить знания о назначении предметов старины январь - март

Настольная игра «Составь узор» Закрепить народные виды росписей, называть их отличительные признаки, закреплять умение составлять узор январь - март

Экскурсии

Краеведческий музей – экспозиции «Рыбная слобода»,

Познакомить с трудовой и хозяйственной деятельностью, ремёслами и наших предков январь

Краеведческий музей – экспозиция «Одежда людей в старину на Руси» Познакомить с народной одежной богатых и бедных людей на Руси, познакомить с названиями одежды, обуви и головных уборов февраль

Музей «Русской избы» (МУК ДНТ) Знакомить с бытом наших предков, закрепить знания о предметах старины, побуждать интерес к жизни людей в далёкие времена март

Чтение произведений малых форм устного народного творчества

- Потешки

- Заклички

- Прибаутки

- Пословицы и поговорки

- Сказки

- Загадки

- Небылицы

- Выставка книг в книжном уголке Показать значение народной мудрости в произведениях, формировать умение различать и называть формы устного народного творчества январь - март

3. Итоговая работа.

- Обобщение и систематизация полученных знаний, подведение итогов и

обсуждение результатов проектной деятельности вместе с детьми;

- Показ открытого занятия «Народные традиции на Руси» на городском методическом объединении для педагогов города;

- Проведение мастер – класса для педагогов ДОУ «Роспись деревянной ложки» (март).

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе реализации проектной деятельности воспитанники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – русской избы, как с помощью чего строилась изба, о внутреннем расположении предметов мебели и быта в избе. Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, а также применили на практике умение обращаться со старинной утварью (коромысло, ухват, чугунок, кочерга, люлька, прялка, веретено и т. д.).

Вся эта работа способствовала расширению знаний о традициях и быте русского народа, любви к русской народной культуре, любви и гордости за свою Родину!

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект для старшего дошкольного возраста «Что за чудо — Молоко!» Задачи для ребенка: 1. Развивать умение делать выводы и умозаключения согласно возрасту; 2. Воспитывать самостоятельность и инициативу в.

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Матрица проекта. 1. Название проекта:«Хлеб- всему голова». 2. Тематическое поле: познание, нравственность. 3. Проблема: Низкий уровень знаний.

Познавательно-исследовательский проект «Откуда хлеб пришел» для детей старшего дошкольного возрастаПознавательно-исследовательский проект «Откуда хлеб пришел» для детей старшего дошкольного возраста - Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовёт Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: «Хлеб – всему.

Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Деревья в нашем парке» Цель: формирование представлений детей о деревьях, растущих на территории детского сада, их строении и особенностях. Задачи: Расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 октября 2024 в 06:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Елшина (УИ 321239) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД