Елена Елшина
Исследовательский познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский познавательно - творческий проект
для детей старшего дошкольного возраста.
Оглавление:
1. Введение
2. Основная часть
- Тип проекта
- Вид проекта
- Продолжительность проекта
- Цель проекта
Публикация «Исследовательский познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
- Задачи реализации проектной деятельности
- Актуальность проекта
- Инновационная направленность проекта
- Новизна проекта
- Ожидаемые результаты проекта
- Участники проекта
- Методы реализации проекта
- Основные мероприятия проекта
- Основные принципы работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников
- Ресурсы, необходимые для полноценной работы над проектом
- Этапы реализации проекта
3. Заключение
4. Список использованных источников и литературы
5. Приложения
1. ВВЕДЕНИЕ
Исследовательский познавательно – творческий проект «Традиции и быт русского народа» посвящен изучению народных традиций, быта, обычаев русских семей, разделению труда в семье, традициям воспитания мальчиков и девочек в семье, обустройству деревенской избы в далёкие времена. Выбор данной темы обусловлен дефицитом информации для подрастающего поколения об истории и культуре нашей Родины. Необходимо приобщать подрастающее поколение к национальной культуре и её традициям, чтобы сохранить их в будущем не утратив исторического национального лица русского человека.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Тип проекта :
Исследовательский познавательно – творческий. Проект ориентирован на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей у участников образовательного процесса.
Использование педагогами и родителями средств и образов, произведений устного народного творчества, художественной литературы в рамках образовательной деятельности и в повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно – нравственного сознания детей дошкольного возраста.
Вид проекта : групповой, семейный.
Продолжительность проекта : январь - март 2023 года.
Цель проекта :
Спланировать и применить в работе структуру воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленной на развитие духовно – нравственной личности дошкольников, формирования у детей патриотического сознания.
Задачи реализации проектной деятельности :
- Знакомство детей с особенностями жизни и быта русского народа.
- Формирование духовно – нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края.
- Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя русского народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
- Воспитание духовно – нравственной личности.
- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным праздникам, народным играм; воспитание патриотических чувств.
- Расширение и активизация словаря детей за счёт исконно русских слов и понятий, привитие любви к красоте и мудрости русской речи.
Актуальность проекта :
Проблема духовно – нравственного воспитания детей дошкольного и школьного возраста всегда была очень важной. Духовно – нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие маленького человека, включающее в себя воспитание чувств долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать нравственный смысл делам и мыслям человека.
Современное общество нашей страны переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает острую потребность возрождения и развития духовных традиций нашей Родины. Вопросы духовно – нравственного воспитания закреплены в Законах РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», так же проблема духовно – нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации российского образования.
В связи с этим одна из самых важных ролей детского сада – это создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно – нравственного потенциала дошкольников через гармоничное выстраивание целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно в этот период происходит усиленное накопление жизненного опыта. Человек в первые семь лет своей жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь. Именно в этот временной промежуток необходимо дать понятия о добре и зле, о нравственных правилах и поведенческих нормах в общении друг с другом.
В настоящее время больше внимания уделяется интеллектуальному развитию детей, что не есть хорошо. Потому что, с точностью до наоборот, совсем мало уделяется внимания для развития душевных и нравственных качеств, духовного развития подрастающего поколения. Результатом такого воспитания может стать духовная незрелость будущего поколения. Без знания своих родственных корней, традиций своего народа, национальной истории и культуры прошлых лет нельзя воспитать адекватное полноценное поколение. Знакомство детей с народной культурой, народным творчеством, народными традициями и бытом, народным фольклором очень положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует духовную культуру, воспитывает патриотические чувства. Грамотно выстроенный процесс воспитания и усваивание опыта общественной жизни у ребёнка – это главное значение в становлении личностных качеств у ребёнка.
Важное место в приобщении к народной культуре детей должно занимать знакомство с народными праздниками. Именно по средствам этой работы дети учатся наблюдать за сезонными изменениями в природе нашего родного края, за поведением птиц, насекомых, животных, растений. В процессе данной работы дети получают знания о традициях, народной культуре, обрядах и быте наших предков. Особое внимание в этой работе должно уделяться совместному творческому процессу вместе с родителями воспитанников. Ведь именно совместное участие во всех мероприятиях по данному направлению помогает объединить семью и наполнить семейные досуги новым смыслом и содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности между родителями, детьми и педагогами способствует единению и укрепляет положительное отношение друг к другу.
Инновационная направленность проекта :
Воспитание любви к Родине является ведущей задачей в современной педагогике. В настоящее время много говорится о возрождении традиций России, но это не возможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Работа над данным исследовательским проектом позволит выработать положительный устойчивый интерес к русской народной культуре у детей. Родина впервые предстанет перед детьми в новых образах, звуках, красках, играх. Всё это изобилие несёт в себе народное творчество богатое и разнообразное по своему содержанию. В процессе работы над изучением традиций и быта русского народа у детей обогатиться жизненный опыт, который позволит детям узнать, запомнить и сохранить в памяти жизнь и уклад во времена Древней Руси и передать это будущему поколению. От того как мы воспитаем будущее поколение, будет зависеть наше общество в будущем.
Новизна проекта :
Реализация проектной деятельности позволит объединить совместные усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Обеспечит положительную социализацию и сформирует устойчивый интерес к традициям, культуре, быту наших предков у детей.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
1. Для детей :
- Способствовать развитию интереса к истории и культуре своей Родины, воспитанию любви к родному краю;
- Расширить представления у детей о традициях и быте русского народа.
- Расширить знания о народных промыслах;
- Закрепить и обогатить знания о народных праздниках, которые с давних времён принято отмечать в России;
- Закрепить знания о народных игрушках, народных играх;
- Развивать творческие способности детей;
- Развивать добрые и дружеские отношения детей в общении друг с другом.
2. Для родителей:
- Повысить компетентность знаний о традициях, быте, обычаях, обрядах Древней Руси;
- Объединить общие усилия родителей в духовно – нравственном воспитании и развитии детей;
- Создать систему социального партнёрства дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания у детей.
3. Для педагогов:
- Разработать комплексно – тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса по духовно – нравственному воспитанию;
- Объединить работу педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению и приобщению детей к русской народной культуре;
- Совершенствовать свою компетентность в вопросах духовно – нравственного воспитания дошкольников, повысить качество своего педагогического труда в данном направлении.
Участники проекта :
- воспитатели группы;
- музыкальный руководитель;
- дети в возрасте от 6 до 7 лет;
- родители (законные представители);
- социальные партнё ры: городской краеведческий музей, городская детская библиотека им. Я. Акима, МУК «Дом народного творчества» Галичского района Костромской области.
Методы реализации проекта :
1. Наглядно – действенные методы:
- театрализованная деятельность (драматизация, плоскостной театр, кукольный театр, теневой театр);
- рассматривание репродукций, иллюстраций в детских книгах;
- чтение произведений малых форм устного народного творчества (потешки, заклички, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины);
- игровая деятельность (народные подвижные и хороводные игры, дидактические игры, музыкальные игры);
- творческая деятельность детей (лепка, рисование, аппликация);
- экскурсии и целевые прогулки;
- просмотр презентаций, мультфильмов, художественных фильмов (по русским народным сказкам).
2. Словесно – образные методы:
- чтение литературных фольклорных произведений;
- показ и рассматривание наглядного материала;
- беседы, рассказы;
- проведение разнообразных игр;
- проведение викторин, конкурсов, народных праздников, тематических вечеров.
3. Практический метод:
- организация художественно – продуктивной деятельности детей;
- организация театрализованных простановок с детьми и родителями;
- организация и проведение народных праздников;
- проведение открытого занятия для педагогов города;
- организация мини – музея «Русская изба»;
- организация творческого мероприятия для родителей (с родителями);
- проведение экскурсий определённой направленности;
- организация выставки книг в книжном уголке групповой комнаты.
Основные мероприятия проекта :
- Показ открытого занятия на городском методическом объединении для педагогов города на тему «Народные традиции на Руси»;
- Проведение мастер – класса «Роспись деревянной ложки» (для педагогов);
- организация мини – музея «Русская изба» (горница).
Основные принципы работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников :
- Доступность (содержание материала предоставлено в доступной и привлекательной форме);
- Гуманистичность (ребёнок является активным субъектом в совместной деятельности с педагогом);
- Деятельность (все знания, которые ребёнок получает, становятся его основой к мотивации в различных видах деятельности проекта);
- Интеграция (реализация поставленных задач проекта происходит по средствам познавательной, художественно – продуктивной деятельностей);
- Системность (систематическое и последовательное усвоение знаний детьми, закрепление приобретённых навыков);
- Непрерывность (тесное сотрудничество по данному направлению дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников).
Ресурсы, необходимые для полноценной работы над проектом :
- Обеспечение материально – технических условий (оформление групповой комнаты, музыкального зала);
- Подбор детской литературы с произведениями малых форм устного народного творчества;
- Подбор наглядного материала (иллюстрации, репродукции, фотографии);
- Оформление картотек с народными подвижными играми, народными хороводными играми, оформление дидактических игр и пособий;
- Использование мультимедийного комплекса для показа презентации по теме проектной деятельности.
Этапы реализации проекта :
1. Выбор темы проекта, обоснование актуальности данной темы, формулирование цели и задач проекта, подготовка материальной базы для продуктивности выполнения цели и задач, привлечение родителей к сбору материалов: иллюстраций, книг, старинной утвари для организации мини – музея (январь).
- Оформление альбомов народных росписей «Гжель», «Хохлома», «Народная игрушка» (приложение 1);
- Оформление альбомов «Народные праздники», «Русские народные игры» (приложение 2);
- Оформление альбомов «Русская народная одежда», «Русский народный головной убор» (приложение 3);
- Оформление альбомов «Русская изба», «Предметы быта в русской избе» (приложение 4);
- Оформление альбомов «Любимая сказка», «Персонажи русских сказок» (приложение 5);
- Оформление картотек «Малый фольклор» произведениями устного народного творчества (потешки, заклички, загадки, народные игры, пословицы и поговорки) (приложение 6);
- Создание макета «Русская изба» (приложение 7).
2. Начало исследовательской деятельности в соответствии с планом проекта : образовательная деятельность, беседы, чтение, слушание народной музыки, экскурсия в «Русскую избу» (МУК НДТ, экскурсия в краеведческий музей экспозиции: «Рыбная слобода», «Одежда людей в старину на Руси» (февраль – март).
План мероприятий по реализации проекта представлен в таблице 1.
Таблица 1
План мероприятий по реализации проекта «Традиции и быт русского народа»
Название мероприятия Цель Срок проведения
1 2 3
Беседы
«Имена старинные и современные» Познакомить детей с историческим смыслом русских имён, обратить внимание на красоту звучания русского имени январь
«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» Воспитывать уважение и любовь к своим родителям январь
«Обычаи и традиции русского народа» Воспитывать интерес к народной культуре, обычаям и традициям русского народа февраль
«Народные мастера – умельцы» Закрепление знаний о народных видах росписей, народной игрушке февраль
«Сказка ложь, да в ней намёк» Познакомить с понятием сказка, вызвать интерес к русским народным сказкам март
«Пословица недаром молвится» Познакомить с разделом устного народного творчества, научить понимать смысл пословиц и поговорок март
Организованная образовательная деятельность
«Роспись деревянной ложки» (рисование) Закрепление знаний о хохломской росписи, использование элементов нетрадиционного рисования (штамп) февраль
«Козлик» дымковская игрушка (лепка) Закрепление знаний о возникновении дымковской игрушки, закрепить приёмы лепки народной игрушки февраль
«Посуда вчера и сегодня» (познавательное развитие) Обратить внимание на то, из каких материалов делали посуда раньше, познакомить с названием старинной посуды и её назначение, сравнить с современной посудой март
«Народные традиции на Руси» (интегрированное занятие) Закрепить в памяти знание традиций, обычаев и быта во времена Древней Руси март
(МО для педагогов города 27.03.2023г.)
см. приложение №8
Консультация для родителей
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Как можно раньше в семье приобщать ребёнка к народному искусству и культуре, традициям и обычаям, к особенностям жизни своего народа в давние времена февраль
см. приложение №9
Народные праздники
«Масленица к нам пришла» Приобщать детей к народным праздникам, учить играть в народные игры и забавы с использованием старинных предметов утвари (мешки, ухваты, чугунки, деревянные ложки март
Посиделки «В гостях у Хозяюшки» (совместно с родителями) Закрепить знания о русском гостеприимстве, приобщить к народной культуре и традициям, познакомить с народными играми и хороводами наших предков февраль
Выставка детских рисунков
«Мы рисуем сказку» Закрепить знания о любимых русских народных сказках, упражнять в умении передавать сюжет из сказки по памяти февраль
Мини - музей
«Русская изба» (горница)
(с привлечением родителей) Формировать наглядное представление об избе – жилище крестьянской семьи на Руси, представление о предметах старинного быта крестьян февраль - март
Дидактические пособия
Макет «Русская изба» Учить правильнорасставлять предметы быта и утварь в русской избе, закрепить знания о назначении предметов старины январь - март
Настольная игра «Составь узор» Закрепить народные виды росписей, называть их отличительные признаки, закреплять умение составлять узор январь - март
Экскурсии
Краеведческий музей – экспозиции «Рыбная слобода»,
Познакомить с трудовой и хозяйственной деятельностью, ремёслами и наших предков январь
Краеведческий музей – экспозиция «Одежда людей в старину на Руси» Познакомить с народной одежной богатых и бедных людей на Руси, познакомить с названиями одежды, обуви и головных уборов февраль
Музей «Русской избы» (МУК ДНТ) Знакомить с бытом наших предков, закрепить знания о предметах старины, побуждать интерес к жизни людей в далёкие времена март
Чтение произведений малых форм устного народного творчества
- Потешки
- Заклички
- Прибаутки
- Пословицы и поговорки
- Сказки
- Загадки
- Небылицы
- Выставка книг в книжном уголке Показать значение народной мудрости в произведениях, формировать умение различать и называть формы устного народного творчества январь - март
3. Итоговая работа.
- Обобщение и систематизация полученных знаний, подведение итогов и
обсуждение результатов проектной деятельности вместе с детьми;
- Показ открытого занятия «Народные традиции на Руси» на городском методическом объединении для педагогов города;
- Проведение мастер – класса для педагогов ДОУ «Роспись деревянной ложки» (март).
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе реализации проектной деятельности воспитанники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – русской избы, как с помощью чего строилась изба, о внутреннем расположении предметов мебели и быта в избе. Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, а также применили на практике умение обращаться со старинной утварью (коромысло, ухват, чугунок, кочерга, люлька, прялка, веретено и т. д.).
Вся эта работа способствовала расширению знаний о традициях и быте русского народа, любви к русской народной культуре, любви и гордости за свою Родину!