Наталья Вешта
Исследовательский проект в разновозрастной группе от 3 до 5 лет «Свойства и качества бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники: дети разновозрастной группы 3-5 лет.
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Срок проекта : однодневный
Цель: Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги.
Задачи:
Обогатить представление детей о разнообразных качествах (мягкая, тонкая, плотная) и свойствах (рвется, мнется, намокает) бумаги.
Публикация «Исследовательский проект в разновозрастной группе от 3 до 5 лет „Свойства и качества бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В процессе экспериментирования сравнить свойства и качества салфеточной и альбомной бумаги. Расширить представления детей о назначении альбомной и салфеточной бумаги, их использовании в зависимости от их свойств.
Побуждать познавательную активность детей, интерес к экспериментированию.
Активизировать творческую деятельность и игровой опыт детей. Развивать воображение ребенка, способность фантазировать обобщать полученные сведения в результате исследовательского опыта.
Материалы, оборудование:
- Салфетки, цветная бумага, альбомная, гофрированная, картон, писчая, оберточная,
-ножницы, емкости с водой, стаканчики из салфеток и альбомной бумаги.
- «Апельсины», вырезанные из салфеток и альбомной бумаги.
- тарелочка
- игрушки: волк и белка
- ваза
- коробка апельсинового сока.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики на стихотворение «Мы делили апельсин».
Образовательная область Познавательное развитие Формы работы с детьми:
Беседа о качестве (мягкая, тонкая, плотная) и свойствах бумаги (рвется, мнется, намокает). Рассматривание альбомной и салфеточной бумаги.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
-Игра-эксперимент с бумагой «мы делили апельсин»
- пальчиковая гимнастика
- деление апельсинов из альбомной и салфеточной бумаги по кусочкам (дети отрывают по кусочкам и кладут в тарелочки)
- опыт с водой.
«Если мы будем беречь бумагу, то сохраним много деревьев!»- беседа о бережном отношении к бумаге : не рвать и не выбрасывать ее понапрасну, бумагу делают из деревьев; чтобы сделать 10 альбомов для рисования, пришлось срубить одно небольшое деревце (показ); чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев.
Образовательная область Социально-коммуникативное развитие Формы работы с детьми:
Игра «Кондитеры». Коллекционирование фантиков, Создание альбома.
Д/и «Что бывает из бумаги?» - дети перечисляют знакомые предметы, сделанные из бумаги. Ищут по группе бумажные предметы и приносят.
Рассказ детей о том, может ли все в нашем мире быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему одежду в нашем мире не делают из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель из дерева делают, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла, эти материалы прочные и надежные.
Образовательная область Художественно-эстетическое развитие Формы работы с детьми:[/i]
Дети пробуют рисовать на альбомном листе и салфетке, отвечая на вопрос: «На какой бумаге (альбомной или салфеточной) можно рисовать красками? Почему?»
Распределение деятельности по этапам.
I подготовительный
Цели или задачи
Разучить пальчиковую гимнастику на стихотворение «Мы делили апельсин»
Виды детской деятельности:
Дети рассказывают стихотворение, выполняя пальчиковую гимнастику, повторяя за воспитателем.
II разработка проекта
Цели или задачи
1. Познакомить детей с разными видами бумаги.
2. Учить разбираться какие предметы бывают бумажными.
Виды детской деятельности:
Рассматривание, ощупывание различных видов бумаги.
Д/и «Бывает – не бывает», «Принеси бумажный предмет»
III выполнение проекта
Цели или задачи
1. В процессе экспериментирования сравнить свойства и качества салфеточной и альбомной бумаги.
2. Расширить представление детей о назначении альбомной и салфеточной бумаги, их использовании в зависимости от их свойств.
Виды детской деятельности:
Занятие «Мы делили апельсин»
IV подведение итогов (обобщение, беседа)
Цели или задачи
Активизировать творческую деятельность и игровой опыт детей. Развивать воображение ребенка, способность фантазировать, обобщать полученные сведения в результате исследовательского опыта.
Виды детской деятельности:
Д/и «Бумажные фантики». Дети отвечают на вопросы воспитателя: Какой лист? Намокает ли он? Для чего можно использовать альбомный лист? Можно ли рисовать на альбомном листе, салфеточной бумаге красками? Почему?
Конспект занятия по экспериментированию с бумагой "Мы делили апельсин"
Программное содержание.
Обогатить представления детей о разнообразных качествах (мягкая, тонкая, плотная) и свойствах (рвется, мнется, намокает) бумаги.
В процессе экспериментирования сравнить свойства и качества салфеточной и альбомной бумаги.
Расширить представления детей о назначении альбомной и салфеточной бумаги, их использовании в зависимости от их свойств.
Побуждать познавательную активность детей, интерес к экспериментированию.
Методические приемы: игровой, вопросы, сравнение, эксперименты, художественное слово, сюрпризный момент.
Методическое содержание:
У воспитателя:
Игрушки: волк и белка, ваза, коробка апельсинового сока на каждого ребенка, “апельсины”, вырезанные из салфеточной и альбомной бумаги, салфетка, альбомный лист, стаканы, сложенные способом оригами из салфеточной и альбомной бумаги, тарелочка
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики на стихотворение “ Мы делили апельсин”
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я сейчас встретила кота, ежа, улитку, чижа и волка. Они пытались разделить апельсин, но не могли, так как апельсин один, а их много. Давайте поможем поделить апельсин.
Дети рассказывают стихотворение, выполняя пальчиковую гимнастику.
Мы делили апельсин. (Ладошки вместе одна над другой – “апельсин”.)
Много нас, а он один. (Показывают указательный палец.)
Эта долька для кота, (Мизинец и указательный пальцы полусогнуты – уши кота, средний и безымянный пальцы прижаты большим к ладошке – мордочка кота.)
Эта долька для ежа, (Ладошки вместе, прямые пальцы рассоединить, большие вместе – головка ежа.)
Эта долька для улитки, (Указательный и средний пальцы правой руки подняты, безымянный и мизинец согнуты к большому, левую руку положить сверху.)
Эта долька для чижа, (Руки повернуть ладошками к себе, скрестить, соединив большие пальцы, остальные пальцы прямые вместе.)
А для волка – кожура. (Разводят ладошки в стороны.)
Воспитатель: У нас тоже есть апельсины. Посмотрите внимательно, из чего они сделаны? (Из альбомной и салфеточной бумаги)
– Ребята, помогите, пожалуйста, поделить эти апельсины. (Дети делят апельсины – отрывают по кусочку и кладут их в тарелочки.)
– Какой апельсин легче делить? Почему? (Ответы детей.)
Появляется волк (игрушка)
Волк: Ох, как я зол, не дали мне попробовать апельсин. Ну, ничего, я сейчас пойду в гости к козе, у нее козлята одни дома остались. Вот и подкреплюсь.
Воспитатель: Волк, не сердись, пожалуйста. Мы тебе полную вазу апельсинов подарим, только не ешь козлят.
Ребята, давайте сделаем волку апельсины. (Дети комкают альбомный лист и салфетку и складывают в вазу.)
– Скажите, из чего легче делать апельсины? Почему? (Ответы детей.)
Волк берет и пробует апельсины, ворчит.
Волк: Всем хоть по дольке, но настоящего апельсина дали, а мне – бумажных. Ну, спасибо, я вас тоже угощу. Вот вам апельсиновый сок. (Дает коробку апельсинового сока.)
Воспитатель: А как мы пить будем, у нас стаканов нет.
Волк: Я и стаканы подарю. Специально для вас сделал. Вы мне бумажные апельсины, а я вам бумажные стаканы. Пейте на здоровье.
Воспитатель раздает стаканы, обращает внимание на то, что они сделаны из салфеточной бумаги. Наливает в них сок.
Воспитатель: Ребята, попробовали сок? Почему? (Ответы детей)
– Вот какой волк, обхитрил нас. Подарил стаканы, из которых невозможно напиться. Как же нам быть? Сока попробовать очень хочется.
Появляется белочка (игрушка).
Белочка: Здравствуйте, ребята. Почему вы печальные? Что случилось? (Дети объясняют.)
Белочка: Не печальтесь, я вам дам другие стаканы. (Дает стаканы, сделанные из альбомной бумаги.)
Воспитатель: Но ведь эти стаканы тоже бумажные, как мы из них напьемся?
Белочка: А вы попробуйте!
Воспитатель наливает детям сок в стаканы. Дети пьют сок.
Воспитатель: Из чего сделаны эти стаканы? (Из альбомной бумаги.)
– А как вы думаете, почему мы смогли напиться из этих стаканов?
Воспитатель обобщает ответы детей:
– Альбомный лист прочный, плотный, он намокает, но медленно, и поэтому из стаканов, сделанных из альбомной бумаги можно напиться.
– Ребята, для чего можно использовать альбомную бумагу? (Из нее можно сложить лодочки и пустить в плаванье по ручейку, в походе можно сделать стаканы, на альбомном листе можно рисовать не только карандашами, но и красками.)
– А на салфеточной бумаге можно рисовать красками? Почему?
– Ребята, для чего мы можем использовать салфеточную бумагу? (Можно сложить различные цветы, вырезать снежинки, они получатся тонкие и легкие, салфеткой можно вытереть рот и руки после еды.)
– Теперь волк нас не сможет обмануть, мы знаем, для чего можно использовать салфеточную и альбомную бумагу. Спасибо тебе, белочка, за помощь
Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги»
Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги.
Внимание! Слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги. Выполняйте задание.
Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет»
Воспитатель просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив при этом прилагательное «бумажный».
А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим. Мы проведем несколько опытов с бумагой.
Динамическая пауза "Бумажные фантики"
Мы фантики бумажные, Конфетки в нас сидели. А детки-сладкоежки Конфеты дружно съели. (Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет.) Ветер вдруг набежал И все фантики поднял. (Встают и, кружась, машут руками, Затем бегают врассыпную.) Закружились, полетели И на землю тихо сели. (Садятся на корточки.) Мы все фантики возьмем (Складывают фантики в коробку.) И в коробку отнесем.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги. (Бумажная книга, Бумажный стул, Бумажный кораблик, Бумажное полотенце, Бумажная обувь, Бумажное пальто, Бумажная газета)